Задачи:
- сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;
- продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение;
- развивать у учащихся сенсорное восприятие, интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, повышая тем самым познавательный интерес к предмету;
- развивать память, речь, умение выделять главное;
- обобщать, проводить аналогию и сравнение;
- научить правильно оценивать уровень своих знаний.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблицы, комнатные растения.
План урока
- Разминка
- Изучение нового материала
- признаки покрытосеменных
- прогрессивные черты покрытосеменных
- классификация растений покрытосеменных
- значение растений
- Закрепление нового материала
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент 2-3 минуты
Озвучивается тема урока (Слад 1) (Приложение 1)
- Прежде чем приступить к изучению новой темы и познакомиться с большим новым отделом растений мы проведем небольшую разминку.
2. Разминка. (Приложение 2)
3. Изучение нового материала.
Покрытосеменные растения самая многочисленная и богатая видами группа растений, насчитывающая 200 – 250 тыс. видов растений.
- Какие признаки характерны для растений отдела Покрытосеменные? (беседа).
- Какое другое название имеет данный отдел растений?
- В чем преимущества покрытосемянности?
- Какие жизненные формы встречаются?
В ходе обсуждения выявляются общие признаки для всех растений отдела покрытосеменных и записываются в тетради. (Слайд 2) (Приложение 1)
Некоторые покрытосеменные растут полностью погруженными в воду, другие живут в пустынях. Одни из покрытосеменных живут очень недолго, всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.
Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры, как эвкалипты, достигающие более 100 метров. А есть совсем крошечные растения, например ряска.
Покрытосеменные представлены деревьями, кустарниками, вьющимися растениями и травами. Подавляющее большинство из них являются автотрофами, но есть и лишенные хлорофилла, ведущие полностью или частично паразитический образ жизни (орхидея, омела), у некоторых выработались приспособления для захватывания насекомых и других мелких животных.
В нашем классе нас окружает большое количество представителей отдела покрытосеменных или цветковых растений.
Покрытосеменные самый молодой отдел растений, но самый многочисленный.
Проблемный вопрос урока:
Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют в биосфере?
(Слайд 3) (Приложение 1)
Беседа, ведущая к раскрытию проблемы:
(Слайд 4) (Приложение 1)
Все эти признаки позволили покрытосеменным занять господствующее положение среди других растительных организмов.
Учащимся предлагается самостоятельно сравнить признаки покрытосеменных и голосеменных растений (стр. 156 учебника) и сделать вывод о более сложной организации покрытосеменных растений.
Вывод: Цветковые растения достигли более высокого уровня эволюционного развития по сравнению с голосеменными, и являются самой продвинутой группой в мире растений.
Отдел покрытосеменные подразделяется на два класса. (Учащиеся в тетради зарисовывают отличительные признаки растений класса однодольных и класса двудольных растений.)
(Слайд 5). (Приложение 1)
Двудольные растения составляют 4/5 всего разнообразия цветковых растений на Земле.
Класс двудольные и класс однодольные можно разделить на более мелкие группы - семейства.
(Слайд 6) (Приложение 1)
Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека (Рассказ и беседа).
- обогащают атмосферу кислородом;
- влияют на климат планеты;
- участвуют в процессах почвообразования;
- основные продукты питание человека (хлебные злаки, овощные, масличные культуры, фрукты;
- корм сельскохозяйственных животных;
- сырье для легкой, пищевой, бумажной и медицинской промышленности.
4. Закрепление изученного материала.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Решена ли проблема урока?
-Чем отличаются покрытосеменные растения от растений других отделов?
- Почему покрытосеменные растения так называются?
- Приведите примеры приспособлений покрытосеменных растений к их образу жизни.
- Почему покрытосеменные растения нуждаются в особой охране?
5. Домашнее задание: § 43 учебника. Составить кроссворд по теме.