Урок по биологии на тему: "Отдел покрытосеменные. Характеристика и значение"

Разделы: Биология


Задачи:

  • сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;
  • продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение;
  • развивать у учащихся сенсорное восприятие, интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, повышая тем самым познавательный интерес к предмету;
  • развивать память, речь, умение выделять главное;
  • обобщать, проводить аналогию и сравнение;
  • научить правильно оценивать уровень своих знаний.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблицы, комнатные растения.

План урока

- Разминка

- Изучение нового материала

- признаки покрытосеменных

- прогрессивные черты покрытосеменных

- классификация растений покрытосеменных

- значение растений

- Закрепление нового материала

- Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент 2-3 минуты

Озвучивается тема урока (Слад 1) (Приложение 1)

- Прежде чем приступить к изучению новой темы и познакомиться с большим новым отделом растений мы проведем небольшую разминку.

2. Разминка. (Приложение 2)

3. Изучение нового материала.

Покрытосеменные растения самая многочисленная и богатая видами группа растений, насчитывающая 200 – 250 тыс. видов растений.

- Какие признаки характерны для растений отдела Покрытосеменные? (беседа).

- Какое другое название имеет данный отдел растений?

- В чем преимущества покрытосемянности?

- Какие жизненные формы встречаются?

В ходе обсуждения выявляются общие признаки для всех растений отдела покрытосеменных и записываются в тетради. (Слайд 2) (Приложение 1)

Некоторые покрытосеменные растут полностью погруженными в воду, другие живут в пустынях. Одни из покрытосеменных живут очень недолго, всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.

Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры, как эвкалипты, достигающие более 100 метров. А есть совсем крошечные растения, например ряска.

Покрытосеменные представлены деревьями, кустарниками, вьющимися растениями и травами. Подавляющее большинство из них являются автотрофами, но есть и лишенные хлорофилла, ведущие полностью или частично паразитический образ жизни (орхидея, омела), у некоторых выработались приспособления для захватывания насекомых и других мелких животных.

В нашем классе нас окружает большое количество представителей отдела покрытосеменных или цветковых растений.

Покрытосеменные самый молодой отдел растений, но самый многочисленный.

Проблемный вопрос урока:

Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют в биосфере?

(Слайд 3) (Приложение 1)

Беседа, ведущая к раскрытию проблемы:

(Слайд 4) (Приложение 1)

Все эти признаки позволили покрытосеменным занять господствующее положение среди других растительных организмов.

Учащимся предлагается самостоятельно сравнить признаки покрытосеменных и голосеменных растений (стр. 156 учебника) и сделать вывод о более сложной организации покрытосеменных растений.

Вывод: Цветковые растения достигли более высокого уровня эволюционного развития по сравнению с голосеменными, и являются самой продвинутой группой в мире растений.

Отдел покрытосеменные подразделяется на два класса. (Учащиеся в тетради зарисовывают отличительные признаки растений класса однодольных и класса двудольных растений.)

(Слайд 5). (Приложение 1)

Двудольные растения составляют 4/5 всего разнообразия цветковых растений на Земле.

Класс двудольные и класс однодольные можно разделить на более мелкие группы - семейства.

(Слайд 6) (Приложение 1)

Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека (Рассказ и беседа).

- обогащают атмосферу кислородом;

- влияют на климат планеты;

- участвуют в процессах почвообразования;

- основные продукты питание человека (хлебные злаки, овощные, масличные культуры, фрукты;

- корм сельскохозяйственных животных;

- сырье для легкой, пищевой, бумажной и медицинской промышленности.

4. Закрепление изученного материала.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Решена ли проблема урока?

-Чем отличаются покрытосеменные растения от растений других отделов?

- Почему покрытосеменные растения так называются?

- Приведите примеры приспособлений покрытосеменных растений к их образу жизни.

- Почему покрытосеменные растения нуждаются в особой охране?

5. Домашнее задание: § 43 учебника. Составить кроссворд по теме.