Использование теплых и холодных цветов в детских творческих работах

Разделы: МХК и ИЗО


В разных видах изобразительной деятельности дети создают образы объектов, которые вызвали их интерес, радость, удивление, используя изобразительные навыки и умения. Передают в предметном изображении общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, фактуре поверхности, используя цвет, как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к образу.

Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку.

Если от общих вопросов искусства обратиться непосредственно к практике художественного творчества, то мы найдем здесь две проблемы, вокруг которых будут группироваться все остальные проблемы создания художественного произведения. Это - проблемы формы и цвета. И сегодня мы будем говорить о цвете.

В природе все выражено только в цвете. Все, что мы видим, мы воспринимаем исключительно в цвете. Наконец, восприятие цвета (точнее, ощущение) неизбежно окрашивается в тот или иной чувственный тон, что вызывает у нас удовольствие или неудовольствие.

Как же помочь маленькому человеку научиться видеть и понимать красоту окружающего мира и научиться передавать ее в своем творчестве?

Живопись. Цветоведение. Цвет.

Живопись – огромная чарующая, волшебная область в стране искусства. Она родилась на заре развития человечества, в пещерах наших исторических предков. На протяжении многих веков менялись идеи, руководившие художниками, менялись их устремления, один стиль приходил на смену другому, но всё равно, живопись жила и развивалась.

“Среди других искусств живопись способна, быть может, наиболее полно передать все, что увидит зоркий глаз художника. Многие сотни лет она училась у природы, восхищенно изобретала новые и новые способы изобразить все, чем пленяет мир. Бесконечно богатыми стали её изобразительные средства. Острая непреклонность линий, богатая звучность красок, смелые, неожиданные контрасты света и тени… дразнящая игра фантазии - все призвано живописью для решения своих задач…”

Живопись - это не только написанные масляными красками и вставленные в багетные рамы картины, которыми мы любуемся в музеях. Понятие живописи шире и охватывает самые разнообразные техники, например, живопись различными водяными красками - темперой, гуашью, акварелью. Есть живопись, переходящая в подкрашенный рисунок (пастель), есть живопись - полугравюра (монотипия). Все это станковая живопись, т.е. выполняемая на станке художника (мольберте). Существует и монументальная живопись. Её образы мы видим на стенах зданий. Такая живопись чаще всего выполняется красками, разведенными на известковом “молоке”, по сырой штукатурке (фреска). Есть и такая монументальная своеобразная живопись, где совсем обходятся без красок. Изображение делают набором разноцветных кусочков различных материалов (мозаика). И “световая” живопись - цветные, просвечивающие насквозь картины из стекла (витраж).

А теперь познакомимся с некоторыми вопросами цветоведения.

Цветоведение - наука о цвете.

- Цвет.

Сколько цветов мы знаем? 5,10,15,100?

Давайте попробуем их назвать и вспомнить. Должно получиться не менее шести цветов. Именно столько содержится в самом простом наборе красок и карандашей: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный. Но наверняка, можно назвать и больше. Но мы уже знаем, что не всегда краска в твоей коробке соответствует цвету в окружающем тебя мире. Краска - это полуфабрикат для получения цветов. Смешивая краски, можно получить намного больше, чем шесть цветов.

В природе множество цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. И, чтобы не запутаться в этом богатстве, люди придумали классификацию цветов.

а) Хроматические и ахроматические цвета.

Это две основные группы цветов. Хрома, хроматос - в переводе с греческого “цвет”. Так что их названия говорят о том, что в одну группу входят цвета, а в другую - не содержащие цвет.

Ахроматические - не цветные. Это белый и черный цвета, а также все серые, получаемые при смешивании черного и белого.

Вторая группа цветов: Хроматические - цветные - это все остальные цвета.

Хроматические, в свою очередь, делятся на основные и составные цвета.

б) Основные и составные цвета.

Какая краска вам нравится больше всего? А есть ли краска самая главная, основная? А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например цирк, и разрешили взять только три краски, какие бы вы выбрали?

Художники считают, что такими красками являются синяя, желтая, красная. Их называют основными, потому что с их помощью можно получить другие цвета.

Попарно смешивая основные цвета получаем группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов.

Смешивание красного и желтого дает нам оранжевый, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого - зеленый. Оранжевый, зеленый, фиолетовый - группа составных цветов.

Итак, у нас получилось шесть цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый (можно сказать поговорку). Исключение составляет Голубой цвет, который не является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.

Вернемся к трем основным и трем составным цветам. Для удобства эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это и будет - цветовой круг, которым в дальнейшем мы будем пользоваться.

Контрастные цвета

Если мы внимательно посмотрим на цветовой круг, то увидим, что напротив синего цвета – оранжевый, напротив красного цвета – зеленый, напротив желтого – фиолетовый. Эти цвета называют – контрастными.

Контрастные цвета подчеркивают яркость друг друга.

Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зеленым кажется еще краснее, в свою очередь, зеленый – зеленее на фоне красного.

Художники пользуются этими свойствами красок, когда хотят что-то выделить на картине.

Сближенные цвета

Если есть противоположные, разные цвета, то должны быть похожие, близкие. Например: оранжевый и желтый, они находятся в цветовом круге рядом синий и фиолетовый, красный и фиолетовый. Эти цвета - сближенные.

А отношение этих цветов художники называют “нюансом”.

Но сближенными, или нюансом могут быть не только те цвета, которые находятся рядом в цветовом круге, но и цвета, полученные при смешивании какого-то одного цвета и двух других. (Например: зеленый и желтый, зеленый и синий; или желтый и зеленый, желтый и оранжевый).

Теплые и холодные цвета.

Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета.

Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета – огня. В цветовом круге они держатся вместе.

Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды.

А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого – то зеленый теплый, а если синего – то холодный.

Знание классификации цветов позволит ребенку более грамотно использовать цвет в своих работах.

Зная об основных и составных цветах, юный художник может расширить свою цветовую палитру, и творческие работы станут многоцветными.

Используя контрастные цвета – можно выделить в рисунке главное.

И, наконец, знание о холодных и теплых цветах позволит выполнить творческую работу, по-новому осознавая окружающее. Придать своей работе настроение (теплые – радость, оптимизм, холодные – грусть, задумчивость).

Практическое применение полученных знаний.

- Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.

И данная разработка предполагает заложить через основы законов о цветоведении общие предпосылки художественно – творческого развития дошкольников.

Знакомство с наукой о цветоведении начинается с первой возрастной ступени обучения на отделении раннего эстетического развития (возраст 4,5 -5 лет). Сначала происходит общее знакомство со страной красок и Королевой Кисточкой, которая в игровой форме знакомит детей с миром красок и цветов. Дети узнают о том, какие есть краски и какие цвета.

Каждая краска живет в своем отдельном домике, чтобы мы могли увидеть ее цвет.

Затем, дети узнают, что краски можно смешивать, чтобы получить новые цвета.

И, наконец, дети знакомятся с теплыми и холодными цветами и применяют свои знания в творческих работах.

Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, создание условий для детского экспериментирования, выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных возможностей творчество дошкольников (возраст 4, 5 – 7 лет) и преподавателя создают радость открытий и взаимопонимание в общении.

Второй год обучения (возраст 5,5 – 6 лет). Дети знакомятся с портретом.

И с помощью теплых цветов передают образ Осени.

Преподаватель читает отрывок К.Паустовского “Осень”.

“…Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные позолотой…

Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках…”

Читается отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Листопад”

“Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой …”

Рассматривая произведения художников (И.Остроухов “Золотая осень”; И.Грабарь “Рябинка”; В.Поленов “Золотая осень”) об осени, зрительно с помощью цветового круга определяется смысл слов об осени в литературном тексте.

Это помогает подобрать цвета для изображения портрета Осени. Дети изображают раннюю Осень, когда еще тепло и осень радует нас своим многоцветием листьев. И поэтому портрет Осени получается радостным, праздничным.

Позже выполняется портрет Зимы.

Этот портрет дети выполняют в холодных цветах.

Так же рассматриваются произведения художников о зиме (В.Хлебников “Зимушка-Зима”; Б.М.Кустодиев “Масленица”; А.Пластов “Первый снег”) читаются отрывки А.Толстого “Пришла зима”; В.Фетисова “Синий вечер”.

Объединив все общим содержанием по цвету: “Голубые облака, голубые ели, голубая тишина, синие метели” или “Вечер зимний в небе синем звезды синие зажег. Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок”.

Дети вместе с преподавателем создают словесный портрет Зимы. С помощью цветового круга определяются цвета для портрета Зимы. В конце урока дети дают характеристику получившемуся портрету (Фантастическая, Загадочная, Злая, Добрая, Суровая…).

(осень) Шумских Анна 6 лет

(зима) Буглак София 7 лет