Урок химии в 8-м классе по теме: "Получение чистой воды"

Разделы: Химия


Задача У: рассмотреть способы получение чистой воды; получить чистую воду экспериментальным путем;

Задача К: развивать у учащихся мыслительные процессы: внимание, память и способность самостоятельно мыслить, а также мелкую моторику рук;

Задача В: воспитывать гармонично развитую личность и прививать экологическую культуру школьникам.

Оборудование:

  • набор для проведения опыта по очистке загрязненной воды;
  • наборы карточек;
  • эпиграфы;
  • “сухой бассейн”;
  • “слепой химик”;
  • термины.

Ход урока

1. Организационный (мобилизационный) момент.

Здравствуйте, прежде чем сесть назовите любые слова, которые начинаются на букву “В”.

(Ученики называют слова и садятся)

2. Сообщение темы и задач урока. Речевая разминка.

…..Очень хорошо, что вы назвали воду…

…..Очень жаль, что вы не назвали воду….

Потому что сегодня на уроке мы продолжаем изучать большую тему “Вода”. Не зря у меня на доске висят эпиграфом слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

(Зачитать учащимся)

Откройте тетради и запишите число.

Рефлексия. Сегодня пятница конец рабочей неделе мы все устали, попробуйте оценить свой эмоциональный настрой, свою работоспособность (на столе находятся пробирки с подкрашенной водой, необходимо налить столько, насколько себя чувствует ученик)

Но тема нашего урока пока, кроме меня никому не известна. Поработайте, пожалуйста, шифровальщиками и разгадайте, что же мы сегодня будем проходить. Учтите, что есть две русские буквы.

(Учащиеся разгадывают тему, которая написана химическими символами)

А теперь, когда вам известна тема урока, вы видите что выдано вам на столы, попробуйте самостоятельно сформулировать, опираясь на данные слова, что мы сегодня будем делать.

(На доске слова: “Узнать….”, “Получить….”)

Но это мы будем делать сегодня, а что мы изучали на прошлых уроках? Давайте выясним, как вы усвоили изученный материал.

3. Проверка изученного материала.

  • 2 учащихся готовились самостоятельно по дополнительному материалу: прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник);
  • ученики сдают на проверку тестовое домашнее задание.

Вступление учителя: В суд поступило заявление от жителей планеты Земля с обвинениями в адрес самого распространенного вещества – воды. Слово предоставляется прокурору, затем адвокату. Слушайте внимательно выступления, чтобы вам было легче воспринимать информацию, обратите внимание на цифры, среди них есть лишние. Если вас заинтересуют выступления ваших товарищей, то вся дополнительная литература находится в этом кабинете.

(Выступление учеников)

Прокурор

Я обвиняю это вещество во многих бедах, которые затронули человечество. Наводнения, оползни, цунами, селевые потоки, айсберги. Вот не полный список неприятностей, которые причинила это, безобидное на первый взгляд, вещество.

Приведу некоторые исторические факты.

Октябрь 1887 года. Наводнение в Китае. Из берегов вышла река Хуанг-Хо. Число погибших составило 900 000 человек.

Апрель 1912 года. Самое большой лайнер в мире “Титаник” натолкнулся на айсберг. Вода проникла внутрь, и в считанные часы корабль затонул. Около 1500 человек из 2227 пассажиров и членов экипажа погибли.

А теперь недавние факты.

Декабрь 2004 года. Цунами в Юго-Восточной Азии. Высота волны составляла …… метров. Число погибших до сих пор неизвестно. Приблизительная цифра около 300 000 погибших и пропавших без вести.

Август 2005 год. США, город Новый Орлеан. Ураган “Катрина”, скорость ветра до 200 км/час. Вот что рассказывают очевидцы: “Ураган ударил по городу как атомная бомба. Более 80% Нового Орлеана находится ниже уровня моря. В эту часть города и устремились мощные потоки грязевой жижи. В некоторых районах уровень воды достигал 8 метров! Тысячи утонувших и пропавших без вести. Тысячи умерли от обезвоживания. Миллионы новоорлеанцев в один миг стали бездомными, 50 тысяч погибли в стихии…”

А болезни? Около 80% всех инфекционных заболеваний в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. 2 миллиарда человек имеют хронические заболевания в связи с использованием загрязненной воды. Каждый год от различных заболеваний связанных с некачественной водой, таких, как диарея, гепатит А, малярия и других, погибают более 5 миллионов человек, большинство из которых составляют дети.

Считаю подсудимую виновной.

Адвокат

Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. Не случайно поэты посвящали ей удивительные строки.

В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.

В защиту подсудимой можно сказать, что все перечисленные катастрофы являются большими несчастьями в жизни людей. Но мы живем на “живой” планете. Разве было бы лучше, если бы мы жили, например на Луне? Где все так тихо и “мертво”? Подумайте сами.

Что касается некачественной, загрязненной воды. На Земле вода занимает 71% поверхности, и общие запасы ее составляют 1 385 984 610 км3. Но пресной воды доступной человеку – это всего 118 610 км3.

И как мы ее используем? 70% пресной воды используется для сельскохозяйственных нужд. Для выращивания 1 тонны пшеницы расходуется 1500 тонн воды. Огромное количество воды потребляет промышленность. При производстве 1 тонны бумаги – 200 тонн воды, 1 тонны синтетики – 3,5 тысяч тонн воды.

Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле. Процессы, которые происходят в клетках организмов, осуществляются при ее участии.

Установлено, что состав плазмы крови близок к составу воды морей и океанов. В крови содержится 83% воды.

Человек умирает, если потеряет всего 12 % влаги своего организма. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л. воды в сутки.

Поэтому я считаю воду невиновной в наших человеческих бедах.

Вступление учителя: Показав этот суд над водой, мы предоставляем вам, решить, виновна или нет вода. И решать вы это будете не сейчас, а в течение всей жизни.

4. Изучение нового материала.

Вступление учителя: От себя хочу добавить, что согласно Всеобщей декларации прав человека право на чистую воду, ее охрану и информацию о качестве воды – основные права человека, защищающие не только его здоровье, но и жизнь. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила текущее десятилетие десятилетием питьевой воды. А Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций объявила 22 марта Всемирным днем воды.

Вот мы с вами и рассмотрим способы получения чистой питьевой воды.

Посмотрите на столы, на то оборудование что вам выдано.

Давайте проверим, насколько развита у вас долговременная память. Назовите все, что вам выдали.

(Учащиеся называют)

Очень хорошо! На данный момент нас должна интересовать фильтровальная бумага. Образуйте от прилагательного “фильтровальная” существительное и назовите первый способ получения чистой воды.

(Запись на доске: “фильтрование”)

Образуйте еще одно существительное от прилагательного “фильтровальная”.

(Ответ учеников)

Только ли бумага может быть фильтром? Что еще может выступать в этой роли? Активированный уголь, таблетки которого продаются в аптеках (подвести учеников к ответу: активированный уголь и бензольное пятно из Китая). Я проведу опыт с углем, а вы с загрязненной водой. Развиваем мелкую моторику рук при проведении лабораторных опытов.

Проведем опыт. На ваш взгляд эта вода чистая?

(Ответ учеников)

А если я предложу вам ее выпить? Нет? А почему?

(Ответ учеников)

А как бы вы ее сделали пригодной для питья?

(Ответ учеников)

(Запись на доске: “кипячение”)

Следующий способ очистки воды мы узнаем в ходе проведения динамической паузы.

5. Динамическая пауза + музыка.

  • “сухой бассейн”, спрятано слово “оксид” в виде аннаграмы;
  • “слепой химик”, упражнение на тактильные ощущения, химические символы разделить на группы;
  • собрать буквы слова “дистилляция”, которые спрятаны в классе;

(Запись на доске: “дистилляция”)

(продолжение изучение темы)

Дистилляция в переводе означает “перегонка”.

Образуйте от данного слова прилагательное. Если не получается, вам помогут стихи.

Ответьте на вопрос: как относится поэт к воде? Почему?

(Ученик зачитывает стихотворение)

Вспомните сказки о “живой” и “мертвой” воде.

Есть еще один способ очистки воды. Он менее известен.

(Вывесить термин “вымораживание”)

6. Домашнее задание.

(Индивидуальная работа дома по карточкам)

Вы работаете самостоятельно над одной и той же проблемой, но пути решения у всех будут разные.

Составьте предложение из данного набора слов.
  1. вода, холод, заморозить, на, в
  2. вода, чистая, очередь, последняя, разморозить
  3. вымораживание, очистка, способ, вода
Памятка

Пронаблюдайте, как идет процесс разморозки.

Вопрос: какое действие будет следующее?

  1. взять воду
  2. заморозить
  3. внести в теплое место

7. Закрепление.

(Проводится в виде графического диктанта)

Графический диктант

  • при фильтровании задерживаются достаточно крупные частицы веществ
  • вода, подвергшаяся вымораживанию, называется дистиллированной.
  • единственный способ очистки воды – это кипячение.
  • неочищенная вода содержит вредные примеси и болезнетворные бактерии.

Ключ:

Итоги урока.

(Подводятся учащимися по наводящим вопросам)

Вопросы:

  • Что за тему мы изучали на уроке?
  • Что мы делали сегодня на уроке?
  • Какие новые способы получения чистой воды вы узнали?

Вступление учителя: Но новые более совершенные способы получения чистой воды придется искать вам новому поколению людей.

Рефлексия. Сравнить эмоциональный настрой в начале урока и в конце.