Итоговые уроки по информатике. 8–11-е классы

Разделы: Информатика


Информатика в настоящее время – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, хранения, передачи и использования информации; стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему не пришлось работать в будущем. В современном обществе требуются специалисты коммуникабельные, которые позволили бы строить свою профессиональную деятельность с использованием современных информационных технологий. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы максимально использовать на уроках информационные технологии и профильную подготовку учащихся.

На своих уроках я стараюсь максимально приблизить учащихся к современным условиям рынкам труда, получения знаний с использованием информационных технологий, способствуя самообразованию и самореализации учащихся. Отражение этого можно увидеть на обобщающих уроках, которые предоставляю вашему вниманию. Надеюсь, что они помогут многим в преподавании предмета информатики и проведения межпредметных и интегрированных уроков. Желаю удачи!

Итоговый урок 8 класс

Защита презентаций.

Цель урока:

  • Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
  • Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, навыков и умений применения современных компьютерных технологий;
  • Установление межпредметных связей.

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.
  • Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня очень ответственный урок – мы должны показать, чему научились на уроках информатики за этот год. Для этого вы разбились на группы по интересам, выбрали тему для своей зачетной работы – я их назвала индивидуальными проектными заданиями.

В этом году наш изучаемый материал прикасался к информационным технологиям, т. е. мы изучили стандартные приложения: БЛОКНОТ, WORDPAD, КАЛЬКУЛЯТОР, графический редактор PAINT, программы пакета Microsoft Office - WORD, POWERPOINT.

2. Проведем разминку: для этого разобьемся на группы, такие, в которых работали над проектами (группы нумеруем А, В, С, Д, в группах номер участника 1- сильный, 2 – слабый, номера назначает учитель, там, где нет группы, а один человек, он так и есть номер 1).

Отвечают номера 2.

Вопрос №1. К какому приложению относится значки:

<Рисунок1>

Учащиеся на листочках помечают ответы, затем учащиеся с номером один исправляют их, если ответ неправильный.

Вопрос №2. Отвечают номера 2

Какой из приведенных списков является маркированным?

  1. Зима
  2. Весна
  3. Лето
  4. Осень
  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень

Вопрос №3 Отвечают номера 2

Какой из инструментов нужно использовать для заливки объекта?

<Рисунок2>

Вопрос №4 Отвечают номера 1

Какая кнопка позволяет отправить число в память?

<Рисунок3>

Вопрос№5

В БЛОКНОТЕ устанавливают шрифт с помощью….

<Рисунок4>

Вопрос №6

Какая кнопка указывает на установку даты и времени автоматически?

<Рисунок5>

Итак, подведем итог разминки, для этого предлагаю поменять листочки с ответами между группами, взять ручку зеленого цвета и сверить ответы. Группы зарабатывают очки по количеству правильных ответов.

Скажите, вопросы по какому приложению не прозвучали в разминке?

Верно, POWERPOINT.

Потому, что ….. Может, кто-то продолжит почему? Потому, что мы выполняли в нем свой проект. И посмотрим, у кого что получилось.

3. Приступаем к выполненным работам. Для того, чтобы определить победителя или победителей, нам необходимо оценить работы, а это мы можем сделать профессионально (Графопроектор). На столах у учащихся лежат листочки с описанием каждой группы (вместе с учащимися их комментируем).

Проекты можно разделить по группам:

  • исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

  • творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае, можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.);

  • приключенческие, игровые

В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

  • информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
    Цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, интервью, анкетирование пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) - презентация ( публикация пр.).

практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем, этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь, особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организации систематической внешней оценки проекта.

Но не только это учитывается при оценке работ, скорее разделение на группы помогает из всего разнообразия работ выделить самые лучшие. Что касается ошибок, которые можно допустить в работах - это чрезмерное увлечение эффектами, использование цветов при создании фона слайда цветов, плохо или совсем не гармонирующих с цветовой гаммой иллюстраций и цветом шрифта и т.п.

После просмотра работ мы разделим их на группы и определим в каждой группе победителя.

Итак, начинаем фестиваль творческих проектов учащихся класса.

(запуск презентации, каждый ученик приготовленную презентацию комментирует)

Разделение на группы работ выписываем на доске (Прикрепляем под каждым).

Проводим голосование, в этом мне помогут учащиеся 9 класса (собирают результаты голосования и подчитывают голоса, звучит музыка )

Награждение победителей

Заключительное слово учителя

Каждый из вас может опубликовать свою работу в Интеренте.

Каким образом? (показываю). Выставление оценок. На этом урок окончен. До свидания!

Итоговый урок по теме “Моделирование и формализация”. 10-11-й класс

Урок-игра “Корпорация NEW”

Цель урока:

  • обобщить знания и умения создания информационной модели системы;
  • формировать навыки делового партнерства;
  • воспитывать умение общаться в роли импровизированных конкурентов.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • Учебная – закрепить умение описывать информационные модели системы, используя активные формы обучения.
  • Развивающая – расширить кругозор и творческое мышление.

Форма проведения урока: Деловая игра “Корпорация NEW”.

Оборудование: словарь.

При подготовке к уроку учащиеся, используя изученные прикладные программы составляют документацию предприятий, на которых работают их родственники: родители, братья, сестры, дяди, тети и т. п. Они же являются консультантами. Кроме того, изготавливается в Publisher буклет “Корпорация NEW”, если есть возможность, то взять визитки предприятий, буклеты товара и т.д.

Ход урока:

Организационный этап.

Техника безопасности №25 а.

Уважаемые ребята! Сегодня у нас итоговый урок по теме “Моделирование и формализация”. Вам было дано задание, составить информационную модель торгового предприятия. Насколько эта модель точно отражает реальное предприятие, зависти от тщательного анализа системы. И мы в этом сегодня убедимся. Для исследования вам предлагалась схема, которую при изучении реального предприятия можно дополнять.

<Рисунок 6>

Урок проведем в виде деловой игры “Корпорация NEW”.

Кому знакомо слово корпорация? (выслушиваю учащихся).

Давайте попросим дать нам лексическую справку. (учащийся зачитывает из словаря).

Познакомимся со структурой корпорации:

<Рисунок7>

Ежегодно корпорация проводит собрание акционеров, на котором информирует о финансовом состоянии, достижениях за год, планах на будущее и другая информация, которую директора хотели бы довести до владельцев акций.

Ваша задача рассказать о своем торговом предприятии, о достижениях за год, о планах на будущее. А акционерами будут являться наши гости, которые оценят вашу работу.

Защита предприятий. Итог работы собрания. Определение самой лучшей фирмы. Выставление оценок.

Заключение.

Ребята, скоро вы закончите школу. Пройдет немало времени и, может быть кто–то действительно из вас будет сотрудником такого предприятия. А сегодня вы только попробовали себя в этой роли. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет, в дальнейшем, в выборе профессии. Благодарю вас за работу.