Цель: Закрепить умения и навыки работы с обыкновенными дробями.
Задачи:
- Сформировать у учащихся мысль, что математика – предмет, позволяющий правильно ориентироваться в окружающей действительности.
- Интеграция математики и естествознания (краеведения).
Форма урока: Урок-путешествие по родному краю.
Подготовка:
- Карта Челябинской области
- Фотографии похода старшеклассников по вершинам южного Урала
- Карта маршрута
- Иллюстрация ядовитых и лекарственных растений Челябинской области
- Кроссворд
- Стилизованные карточки с разно уровневыми заданиями
- Индивидуальные путевые листы
План урока:
- Организационный момент
- Знакомство с путевыми листами
- Составление карты маршрута
- Поход на хребет Нургуш
- Подведение итогов
- Задание на дом
Ход урока
Устный опрос:
- Дать определение дроби?
- Дать определение смешанного числа?
- Какие бывают дроби?
- Как выделить целую часть из неправильной дроби?
Учащимся раздаются путевые листы:
- Сборка рюкзака
- Карта маршрута
- Хребет Зюраткуль
- Озеро Зюраткуль
- Хребет Лукаш
- Воровская тропа
- Хребет Нургуш
Ученики в путевых листах оценивают в пятибалльной системе долю своего участия на каждом этапе пути, в конце путешествия они сдают листы учителю, для выставления единой оценки в журнал.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. Мы пойдем в пеший поход к хребту Нургуш – самой высокой точке Челябинской области.
Что нужно, прежде всего, начать делать, собираясь в поход? (Собрать рюкзак)
Устная работа. Сократить дробь:
3*2; 3*4; 12*9; 12; 8*15; 8*3; 30; 42. 4*9 16*9 6*5 28 5*12 4*5 63 77
Учитель: Для похода нужна карта маршрута, чтобы не блуждать по местности, а уверенно идти к намеченной цели.
Для составления карты на доске предложены выражения и правильные ответы на готовых кусках (пазлах). Учащиеся решают выражения, находят правильные ответы и составляют карту, сложенную из пазлов.
12/7 * 35 = | 4) 5 – 1/6 = |
2) 1/8 * 12/25 = | 5) 2 1/4 - 1 1/6 = |
3) (1/2)2= | 6) 1/5 + 2 3/40 = |
1/4 | 60 |
4 5/6 | 1 1/12 |
2 11/40 | 3/50 |
Рисунок 1
Учитель: Ну вот, карта составлена, можно смело начинать свой путь.
Посмотрите, какая красивая перед нами поляна с цветами! Давайте, определим, какие из них ядовитые, а какие целебные. Перед вами цветы, на лепестках которых расположены дроби, которые нужно сложить, а на листке записан ответ. Если сумма дробей совпадает с числом на лепестке, то цветок считается целебным, а если нет – ядовитым.
Рисунок 2
1) 1/4 + 2/4 + 1/4 + 1/8 = | 4) 5/4 + 1/2 + 5/6 = |
2) 2 1/2 + 1/2 + 2/5 + 2 = | 5) 2/9 + 5/18 + 10/3 + 5/9 = |
3) 3/7 + 1/3 + 2 1/3 = | 6) 3/11 + 1 1/5 + 2/55 = |
Учитель: Выяснили, какие цветы растут на поляне, а какие лекарственные растения произрастают на Урале? Возьмите карандаши и раскрасьте ядовитые цветы в красный цвет, а лекарственные - в синий.
Перед нами озеро Зюраткуль. Что обычно делают на озере отдыхающие? Правильно, ловят рыбу, купаются. Мы с вами тоже будем ловить рыбу.
Рисунок 3
Класс разбивается на группы по 4 человека, каждой из которых предлагается стилизованная карточка в виде рыбы с уравнением. Выбираются 3 ученика – контролера, которые проверяют работу в каждой группе и оценивают работу каждого в путевом листе.
1) 1/2 + X = 5/6 | 4) 3/10 + М = 1/2 |
2) Y – 1/5 = 3/10 | 5) А – 1/4 = 5/6 |
3) Z + 1/4 = 3/8 |
Учитель: Сейчас мы вместе будем переходить через мост, который очень шаткий, но нам его непременно надо преодолеть, чтобы продолжить путь.
Учащимся предлагаются задания:
Исправь ошибку:
18/27 = 2/25 ; | 13/4 = 3 1/13 ; | 15 5/7 = (15*5+7)/7 ; | 4/7 > 6/7 |
Учитель: Перед нами хребет Лукаш. Здесь мы устроим привал, разобьем бивак, но наш отдых не будет пассивным.
Ученикам показывают слайды похода старшеклассников по этому маршруту.
Учитель: Дальше наш пеший поход лежит по Воровской тропе, она названа так потому, что очень узка и терниста. Чтобы пройти по ней нужно, применить свое мастерство. Возьмите в две руки по карандашу и попробуйте нарисовать львенка, одновременно работая двумя руками. <Рисунок 4>. Ну, а теперь попробуйте написать слова. <Рисунок 5>
Рисунок 4
Рисунок 5
Учитель: Обратите внимание, мы уже у подножия хребта Нургуш. Нам осталось только взобраться на него, чтобы добраться до вершины необходимо вспомнить, какие действия с дробями мы производили, и разгадать кроссворд, который содержит первую букву действия.
Вот и закончилось наше путешествие, давайте проследим весь наш маршрут по карте Челябинской области.
Учащиеся находят на карте хребет Лукаш и хребет Нургуш, отмечают начало пути и его конец.
Подведение итогов: Маршрутные листы ученики сдают учителю, который выставляет оценки, их может быть две или три за урок.
При проведении такой формы урока:
- В классе создается атмосфера познавательного комфорта и ситуация успеха, т.к. все учащиеся имеют возможности проявить свои способности.
- Позволяет повысить интерес к предмету учащихся всех категорий.
- Повышает профессиональное мастерство учителя.
- Развивается интерес к туристско-краеведческой деятельности.