Разработка урока по теме: "Все действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


Цель: Закрепить умения и навыки работы с обыкновенными дробями.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся мысль, что математика – предмет, позволяющий правильно ориентироваться в окружающей действительности.
  • Интеграция математики и естествознания (краеведения).

Форма урока: Урок-путешествие по родному краю.

Подготовка:

  • Карта Челябинской области
  • Фотографии похода старшеклассников по вершинам южного Урала
  • Карта маршрута
  • Иллюстрация ядовитых и лекарственных растений Челябинской области
  • Кроссворд
  • Стилизованные карточки с разно уровневыми заданиями
  • Индивидуальные путевые листы

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство с путевыми листами
  3. Составление карты маршрута
  4. Поход на хребет Нургуш
  5. Подведение итогов
  6. Задание на дом

Ход урока

Устный опрос:

  • Дать определение дроби?
  • Дать определение смешанного числа?
  • Какие бывают дроби?
  • Как выделить целую часть из неправильной дроби?

Учащимся раздаются путевые листы:

  1. Сборка рюкзака
  2. Карта маршрута
  3. Хребет Зюраткуль
  4. Озеро Зюраткуль
  5. Хребет Лукаш
  6. Воровская тропа
  7. Хребет Нургуш

Ученики в путевых листах оценивают в пятибалльной системе долю своего участия на каждом этапе пути, в конце путешествия они сдают листы учителю, для выставления единой оценки в журнал.

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. Мы пойдем в пеший поход к хребту Нургуш – самой высокой точке Челябинской области.

Что нужно, прежде всего, начать делать, собираясь в поход? (Собрать рюкзак)

Устная работа. Сократить дробь:

3*2; 3*4; 12*9; 12; 8*15; 8*3; 30; 42.
4*9 16*9 6*5 28 5*12 4*5 63 77

Учитель: Для похода нужна карта маршрута, чтобы не блуждать по местности, а уверенно идти к намеченной цели.

Для составления карты на доске предложены выражения и правильные ответы на готовых кусках (пазлах). Учащиеся решают выражения, находят правильные ответы и составляют карту, сложенную из пазлов.

12/7 * 35 = 4) 5 – 1/6 =
2) 1/8 * 12/25 = 5) 2 1/4 - 1 1/6 =
3) (1/2)2= 6) 1/5 + 2 3/40 =

 

1/4 60
4 5/6 1 1/12
2 11/40 3/50

Рисунок 1

Учитель: Ну вот, карта составлена, можно смело начинать свой путь.

Посмотрите, какая красивая перед нами поляна с цветами! Давайте, определим, какие из них ядовитые, а какие целебные. Перед вами цветы, на лепестках которых расположены дроби, которые нужно сложить, а на листке записан ответ. Если сумма дробей совпадает с числом на лепестке, то цветок считается целебным, а если нет – ядовитым.

Рисунок 2

1) 1/4 + 2/4 + 1/4 + 1/8 = 4) 5/4 + 1/2 + 5/6 =
2) 2 1/2 + 1/2 + 2/5 + 2 = 5) 2/9 + 5/18 + 10/3 + 5/9 =
3) 3/7 + 1/3 + 2 1/3 = 6) 3/11 + 1 1/5 + 2/55 =

Учитель: Выяснили, какие цветы растут на поляне, а какие лекарственные растения произрастают на Урале? Возьмите карандаши и раскрасьте ядовитые цветы в красный цвет, а лекарственные - в синий.

Перед нами озеро Зюраткуль. Что обычно делают на озере отдыхающие? Правильно, ловят рыбу, купаются. Мы с вами тоже будем ловить рыбу.

Рисунок 3

Класс разбивается на группы по 4 человека, каждой из которых предлагается стилизованная карточка в виде рыбы с уравнением. Выбираются 3 ученика – контролера, которые проверяют работу в каждой группе и оценивают работу каждого в путевом листе.

1) 1/2 + X = 5/6 4) 3/10 + М = 1/2
2) Y – 1/5 = 3/10 5) А – 1/4 = 5/6
3) Z + 1/4 = 3/8

Учитель: Сейчас мы вместе будем переходить через мост, который очень шаткий, но нам его непременно надо преодолеть, чтобы продолжить путь.

Учащимся предлагаются задания:

Исправь ошибку:

18/27 = 2/25 ; 13/4 = 3 1/13 ; 15 5/7 = (15*5+7)/7 ; 4/7 > 6/7

Учитель: Перед нами хребет Лукаш. Здесь мы устроим привал, разобьем бивак, но наш отдых не будет пассивным.

Ученикам показывают слайды похода старшеклассников по этому маршруту.

Учитель: Дальше наш пеший поход лежит по Воровской тропе, она названа так потому, что очень узка и терниста. Чтобы пройти по ней нужно, применить свое мастерство. Возьмите в две руки по карандашу и попробуйте нарисовать львенка, одновременно работая двумя руками. <Рисунок 4>. Ну, а теперь попробуйте написать слова. <Рисунок 5>

Рисунок 4

Рисунок 5

Учитель: Обратите внимание, мы уже у подножия хребта Нургуш. Нам осталось только взобраться на него, чтобы добраться до вершины необходимо вспомнить, какие действия с дробями мы производили, и разгадать кроссворд, который содержит первую букву действия.

Вот и закончилось наше путешествие, давайте проследим весь наш маршрут по карте Челябинской области.

Учащиеся находят на карте хребет Лукаш и хребет Нургуш, отмечают начало пути и его конец.

Подведение итогов: Маршрутные листы ученики сдают учителю, который выставляет оценки, их может быть две или три за урок.

При проведении такой формы урока:

  • В классе создается атмосфера познавательного комфорта и ситуация успеха, т.к. все учащиеся имеют возможности проявить свои способности.
  • Позволяет повысить интерес к предмету учащихся всех категорий.
  • Повышает профессиональное мастерство учителя.
  • Развивается интерес к туристско-краеведческой деятельности.