Разработка урока на тему: "Вышивка". Урок технологии в 5-м классе

Разделы: Технология


Задачи:

  • Познакомить с историей вышивки.
  • Освоить приемы вышивания.
  • Вспомнить вышитые семейные реликвии.
  • Показать образцы современной вышивки.

Ход урока:

  • Немного истории.
  • Выставка семейных, старинных образцов вышивки (аукцион).
  • Дефиле современной одежды с вышивкой.
  • Показ слайд-шоу с современной вышивкой.
  • Практическая работа: приемы вышивки, изготовление образцов.

Немного истории.

Оттого, что мы забываем о солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых. Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ. Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и необходимое. Обряды играли раньше столь значительную роль в жизни народа, что переоценить их невозможно. Они не только поддерживали нравственный свод норм поведения, но во многом и сами составляли его. А в песенном, поэтическом, этническом облачении и украшениях одежды и жилищ, сопровождении тех или иных действий, народ не только воплотил представление о добре и зле, о прекрасном, безобразном, но и оставил свои, веками накопленные, педагогические, медицинские, бытовые познания.

Любая обрядовая одежда украшена вышивкой. Вышивка — способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.

Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение.

В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Такими знаками были руны – магические символы, в дальнейшем способствовавшие происхождению письменности. Неслучайно вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех местах, где тело человека было открыто. Определенные узоры предназначались для украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка.

В Х-ХII вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одним из наиболее распространенных видов стала вышивка крестиком

Вышивание было известно в глубокой древности, и, как для многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте были открыты волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.

В Азии это искусство процветало широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение Минерве, Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивке и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато украшена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за нее троян и греков.

Более развитое искусство вышивки заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивки золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до Р. Хр.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но по искусству исполнения самыми лучшими вышивками были фригийские.

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал разводить в нем самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, сделавшись принадлежностью правительства, стало называться "королевским садом". В 1626 г. ученому Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

Инструменты и приспособления.

Для вышивания потребуются несложные инструменты и приспособления: пяльцы, иглы, ножницы и некоторые другие.

Пяльцы. Вышивать гораздо удобнее, если ткань равномерно натянута. В этом случае отдельные стежки получаются ровными, а вышивка не стягивает полотно. Для натяжения ткани при вышивке используют пяльцы. Существует несколько их разновидностей, различающихся формой, материалом и конструктивными особенностями.

Круглые пяльцысостоят из двух обручей разного диаметра. На меньший кладут ткань, натягивают с помощью большего и закрепляют, регулируя винт. Круглые пяльцы изготавливают из пластмассы или дерева.

Иглы. Иглы для вышивки подбирают так, чтобы их размер соответствовал толщине используемых ниток и ткани. Чем тоньше ткань, тем меньше должен быть диаметр иглы. В то же время удобнее использовать иглы с широким ушком, так как чаще всего вышивку выполняют нитками в несколько сложений. Для вышивки гладью рекомендуются иглы с острым кончиком, для вышивки крестиком - с тупым. Длина иглы также имеет значение: для вышивки нитками удобнее использовать сравнительно короткие (до 3 см) иглы, для вышивки бисером — более длинные, вам понадобится игольница (небольшая подушечка, наполненная ватой или поролоном)

Ножницы. Ножницы могут понадобиться для обрезания нити. Удобнее использовать небольшие ножницы с острыми кончиками, которыми можно легко подцепить отдельные стежки. Если нет специальных, подойдут маникюрные ножницы с загнутыми кончиками. Чтобы при распарывании вышивки не повредить ткань, перед работой ножницы нужно хорошо заточить.

Дополнительные инструменты и приспособления. Кроме пялец, игл, канвы и ножниц, для вышивания вам могут понадобиться некоторые другие инструменты и приспособления, которые значительно облегчат работу.

Наперсток нужен для того, чтобы не поранить руки иглой, особенно если приходится работать с толстыми плотными тканями. Его надевают на средний палец, при этом он должен быть подобран по размеру.

Сантиметровая лента или линейканеобходима для того, чтобы разметить на ткани размеры вышивки.

Способы перевода рисунка

  • Калька и копировальная бумага понадобятся для переведения рисунка вышивки с бумаги на ткань. На кальку наносят рисунок, затем скрепляют ее с тканью, прокладывают по контурам рисунка стежки, после чего кальку удаляют. С помощью копировальной бумаги узор перенести еще проще. Достаточно проложить ее между тканью и листом бумаги с рисунком, скрепить булавками и обвести рисунок по контуру.
  • Способ перевода рисунка, выполненного специальной печатной краской: соответствующий узор положить стороной с печатным узором на ткань и подержать под утюгом не более 5 секунд при температуре нагрева 185 градусов С. При вышивке на синтетических тканях рекомендуется между утюгом и рисунком положить лист бумаги.
  • “На просвет”. На тонкие прозрачные ткани узор переводят с помощью подсвечивания или через стекло. Ткань кладут на бумагу с узором и скалывают. Затем через стекло карандашом переводят узор на ткань.
  • “Бабушкин”. На готовое вышитое изделие накладывают непрозрачный лист бумаги, закрепляют по краям и трут алюминиевой ложкой, пока не проявится контур рисунка.

Нитки для вышивки.

Мулине обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон)

Кроме хлопковых ниток, можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими Прекрасные нитки получаются из атласных лент, из шерстяной, шелковой тесьмы, если она распускается, а также из капронового шнура. Атласную ленту надо распустить по долевой нити, предварительно срезав кромку. Яркие нитки проверяют, линяют ли они.

Вышивают нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет, что преимущественно делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных народов в вышивку. входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки, когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц.

Орнамент. Термин происходит от латинского слова “украшение”. Орнамент -  это условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы.

Орнаменты бывают:

  • Геометрические (разные геометрические фигуры).
  • Меандровый (непрерывные ломаные линии).
  • Растительный (растения), Животный (фигуры зверей), Птичий (фигуры птиц).
  • Человекообразный
  • Шрифтовый (знаки., напоминающие восточную письменность).

Композиция: в переводе с латинского “составление”, “сочинение”, “соединение”. Композиция - это определенное расположение узора или отдельных его частей на ткани, т.е. единое целое.

Раппорт - абсолютно одинаковое повторение элементов или групп элементов орнамента.

Большое значение в вышивке придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определенные сочетания цветов являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

Шов “вперед иголку”, “назад иголку”, стебельчатый шов, тамбурный, петельный, узелки, “рококо”, счетные стежки, полукрест, крест, козлик, “владимирская гладь”(односторонняя гладь), “Александровская” и “белая” гладь” (двухсторонняя гладь.)

В наше время вновь завоевывает былую популярность вышивка бисером. В современных изделиях появились самые разнообразные виды бисера, пришивных стразов, бусин, пайеток, стекляруса, вызывающие восхищение

См. приложение №1 Декоративные стежки

Приложение №2 Вышивка в современных изделиях (Рисунок 1), (Рисунок 2), (Рисунок 3), (Рисунок 4), (Рисунок 5), (Рисунок 6).