Повышение профессиональной компетентности классных руководителей

Разделы: Классное руководство


Специфика деятельности методического объединения классных руководителей определена Концепцией воспитательной системы школы и Программой воспитания школьника, в которых провозглашены принципы воспитания в школе:

  • воспитание – это педагогическое управление процессом развития личности. (по В. Караковскому, Л. Новиковой, Л. Фридману, Е. Бондаревской);
  • абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек “как мера всех вещей”;
  • личностный подход основывается на том, что каждый ребенок универсален; наука воспитания должна подчиняться закономерностям развития природы ребенка;
  • гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике;
  • гуманистическое личностно-ориентированное воспитание.
  • Концепцией воспитательной системы определены ценности воспитания:
  • человек – величайшая из ценностей мира: о и дело, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания;
  • культура как среда, растящая и питающая личность; это совокупность отношений человека, любой личности к природе, обществу и самому себе; важнейшим элементом культуры является образование;
  • творчество как способ развития человека в культуре; потребность в творческой деятельности – одна из основных в структуре личности. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально.

Реализация целевых положений

Концепции воспитания в практике работы школы.

Задачи воспитательной работы соответствуют целям деятельности школы и школьным традициям:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • формирование общечеловеческого подхода к нравственным ценностям;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Содержание воспитательной работы школы в целом и методического объединения классных руководителей, в частности, регламентировано Концепцией воспитательной работы: профессиональная деятельность классных руководителей и всего педагогического коллектива, направленная на создание условий для развития и саморазвития ребенка.

Школа “ЭиД” - это школа радости, в которой, прежде всего, должны быть созданы условия для сохранения здоровья детей. С этой целью методическое объединение классных руководителей выполняет следующие функции:

  1. координация деятельности по ежегодным медицинским обследованиям детей;
  2. анализ загруженности учащихся;
  3. организация горячего питания;
  4. проведение уроков и воспитательных мероприятий с выходом на природу;
  5. праздники: День здоровья, Золотая осень, Зимние потешки и др. ;
  6. работа медико-психологического лектория “Познай себя”.

Специфика школы определяет деятельность в ней психологической службы.

Методическое объединение классных руководителей призвано координировать работу всех субъектов воспитательной системы (см. ниже). Классные руководители принимают участие в следующей деятельности:

  • ежегодное тестирование классов и анализ результатов,
  • изучение личности ребенка и создание индивидуальных карт его развития,
  • оказание помощи учителям и ученикам в создании благоприятного нравственно-психологического климата в классах, школе, коллективах,
  • индивидуальные консультации для учащихся,
  • лекции по овладению навыками саморегуляции состояния и поведения учащихся “Познай себя”,
  • лекции о возрастных особенностях детей для родителей,

Специфика школы предопределяет экологизацию сознания. В этой связи воспитание исходит из позиции “Я – часть природы; все через меня, рядом со мной, ради меня, из-за меня”. Формирование позиции происходит через мероприятия, организуемые методическим объединением:

  • выставки творческих работ учащихся-художников, фотографов, актеров и др. ;
  • различные творческие конкурсы;
  • праздники на природе;
  • экскурсии в музеи, заповедные уголки уральской природы (бор, карьеры, Ильменский заповедник);
  • турпоходы и поездки (на Бажовский фестиваль и др. )

Основные направления воспитательной работы методического объединения

Методическое объединение работает над формированием у воспитанников культуры собственной деятельности, культуры общения с другими людьми, умения определить свое место в окружающем мире и в соответствии с этим выстраивать парадигму своего развития.

В методическом объединении разработаны подпрограммы воспитания:

  • участие в реализации городской программы “Сыны Отечества”;
  • программа спортивного воспитания школьников;
  • развитие соуправления в классе и участие в деятельности школьных структур соуправления, районных и городских детских и молодежных организаций;
  • здоровьесбережения во всех формах деятельности класса, программы обучения школьников здоровому образу жизни;
  • оздоровительные кампании в рамках работы в каникулярное время и в течение учебного года;
  • обеспечения прав детей на образование, участие в школьных, районных и городских акциях по этому направлению;
  • правового обучения и воспитания;
  • профилактики наркомании;
  • профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • профессиональной ориентации старшеклассников;
  • досуговые программы.

Формы реализации подпрограмм воспитания:

  • урок как основная форма воспитательного воздействия в условиях личностно ориентированного образования;
  • традиционные коллективные творческие дела;
  • психолого-педагогические консилиумы как форма психологического сопровождения;
  • разработка нормативных документов, регулирующих функционирование и развитие ВСШ;
  • методическая работа педагогов, классных руководителей по проблемам воспитания;
  • система мониторинга процесса и результативности деятельности ВСШ,
  • построение траектории развития каждого воспитанника;
  • отслеживание динамики развития каждого ребенка в данных книги “От 7 до 17”;
  • анализ занятости школьников в коллективах, создающих условия для реализации интеллектуальных, креативных, исследовательских, организационных, коммуникативных потребностей учащихся,
  • освоение воспитательного пространства школы в форме взаимодействия с внешкольными центрами дополнительного образования района и города, культурно-массовыми, досуговыми и спортивными центрами.

Место методического объединения классных руководителей среди других субъектов воспитательной системы школы.

Роль методического объединения классных руководителей заключается в следующем:

корректировка целей и задач воспитательной работы в классе;

  • координация деятельности классных руководителей в направлениях воспитательной работы;
  • методическая, организационная, практическая помощь, психологическая поддержка классных руководителей;
  • организация обмена опытом воспитательной работы;
  • обобщение интересных педагогических находок классных руководителей;
  • поощрение классных руководителей, имеющих положительные результаты в работе, осуществляющих творческий подход к деятельности класса.

Основные направления деятельности классных руководителей в ВСШ.

  1. Работа с родителями
  2. Развитие творческих способностей учащихся
  3. Работа над сплочением классного коллектива
  4. Организация дежурства по классу.
  5. Организация дежурства по школе.
  6. Организация досуга учащихся.
  7. Изучение личности воспитанников.
  8. Помощь воспитанникам в их учебной деятельности.
  9. Координация деятельности учителей-предметников
  10. Оказание психологической поддержки ученикам
  11. Создание благоприятного микроклимата в классе.
  12. Организация коллективных творческих дел.
  13. Профориентационная работа.
  14. Работа с неблагополучными учащимися.
  15. Индивидуальная работа с учениками.
  16. Формирование культуры общения учащихся.
  17. Организация экскурсий, посещения театров, концертов, выставок.
  18. Организация походов.
  19. Развитие классного самоуправления.
  20. Разрешение межличностных конфликтов.
  21. Организация воспитывающей и развивающей деятельности.

Работа классных руководителей анализируется по следующей схеме:.

  1. КТД школы: качество подготовки.
  2. Трудовые дела: методика КТД, территория, сбор макулатуры, дежурство.
  3. План воспитательной работы.
  4. Классные часы.
  5. Совет лидеров: посещаемость, деловые качества,
  6. Классные КТД.

Экскурсии.

Проведение семинаров классных руководителей.

В течение учебного года работает семинар для классных руководителей (1 раз в месяц). Тематика занятий определена из анализа итогов прошлого года, собеседования с классными руководителями, анкетирования классных руководителей и учащихся. В октябре проведено анкетирование классных руководителей по выявлению их профессиональных потребностей, видов и форм воспитательной работы, которыми они владеют должным образом, и тех, в осуществлении которых нуждаются в помощи. По результатам этого анкетирования была составлена тематика семинара для классных руководителей, проведены индивидуальные консультации.

Семинар – одна из форм повышения уровня профессиональной компетенции педагога.

На семинарах ставят конкретные проблемы развития воспитания: вопросы содержания, вопросы методики и технологии воспитательного процесса, вопросы социального воспитания, психологической службы.

Примерная тематика семинаров классных руководителей.

  1. Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки.
  2. Учет в воспитании психологических состояний ребенка – предпосылка успешного взаимодействия педагога и ребенка.
  3. Исследования эффективности педагогических техник, технологий и методик, применительно к конкретному ребенку.
  4. Развитие способности ребенка к самоопределению, самореализации, самореабилитации.
  5. Технология построения отношений в школе на основе доверия, взаимопонимания, ответвенности.
  6. Анализ культурно-социальных условий образовательно-воспитательного микрорайона: формирование детских проблем и учета их в образовательном процессе.

Индивидуальные и групповые консультации по проблемам воспитательной работы.

Консультация – это основная форма методической помощи, самая доступная и легко организуемая. Вопросы консультаций:

  • каким должен быть анализ (самоанализ) работы класса; в чем анализ отличается от отчета о работе;
  • планирование работы классного руководителя: формы и содержание;
  • как организовать классное самоуправление;
  • как сделать классное дело интересным и содержательным;
  • инновации в воспитании;
  • организация социально-психологической помощи детям и родителям;
  • теория и практика личности-ориентированного воспитания;
  • приобщения родителей к воспитательной работе в классе

Карта профессиональных потребностей классного руководителя по школе № 107 составляется по следующей схеме:

№ п/п Направления работы владеют хорошо могут, если будет оказана помощь не делают, потому что не получается не представляют, как выполняется
1. Работа с родителями        
2. Развитие творческих способностей учащихся        
3. Работа над сплочением классного коллектива        
4. Организация дежурства по классу        
5. Организация дежурства по школе        
6. Организация досуга учащихся        
7. Изучение личности воспитанников        
8. Помощь воспитанникам в их учебной деятельности        
9. Координация деятельности учителей-предметников        
10. Оказание психологической поддержки        
11. Создание благоприятного микроклимата в классе        
12. Организация коллективных творческих дел        
13. Профориентационная работа        
14. Работа с неблагополучными учащимися        
15. Индивидуальная работа        
16. Отслеживание траектории развития личности для оказания помощи в познании своего “Я”        
17. Забота о детях из многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семей, опекаемых        
18. Формирование культуры общения учащихся        
19. Организация экскурсий, посещения театров, концертов, выставок        
20. Организация походов        
21. Развитие классного самоуправления        
22 Проведение педагогической диагностики для определения уровня воспитанности учеников        
23 Разрешение межличностных конфликтов        
24 Организация воспитывающей и развивающей деятельности        

Особенности методического объединения классных руководителей МОУ СОШ № 107 г. Челябинска.

  1. Методическое объединение имеет единую сквозную структуру без деления на возрастные категории начальное – среднее – старшее звенья, что обеспечивает преемственность воспитательной и образовательной работы, дает возможность систематического отслеживания адаптации учащихся к образовательному процессу в разные периоды обучения в школе.
  2. Многие учителя школы являются классными руководителями с 1 по 11 класс, что дает возможность для формирования традиций классного коллектива, обеспечивает гармоничную комфортную воспитательную среду в классе, снимает многие проблемы, возникающие при переходе учащихся класса с одной образовательной ступени на другую, помогает ученикам достигать успехов в обучении и самовоспитании, создает благоприятный психологический климат в классном коллективе.
  3. Организация работы с книгой “От до 17” (разработана в школе и утверждена педагогическим советом), дающей возможность систематического мониторинга уровня сформированности основных учебных знаний, умений и навыков, уровня социальной адаптированности личности ребенка, особенностей его психического и нравственного развития, привлекающей к данной работе учителей-предметников, родителей и самих учащихся класса.
  4. Книга “От 7 до 17” является также отражением результатов учебной и внеучебной деятельности школьников.
  5. Систематическое обобщение результатов работы классных руководителей в различных формах и различного уровня представления, в том числе систематические публикации материалов по проблемам воспитания, в том числе деятельности классных руководителей в материалах Всероссийского фестивали “Открытый урок”, организуемого газетой “Первое сентября” (г. Москва), что способствует продвижению классных руководителей в их творческой педагогической деятельности, возможности их общения в среде педагогической общественности.
  6. Методической объединение классных руководителей является основным звеном связи горизонтали “родители – школа – воспитательное пространство района, города, региона”.
  7. Систематическое отслеживание внеурочной деятельности учащихся класса, их занятости в системе дополнительного образования, в разновозрастных отрядах, в школьных и внешкольных творческих коллективов, что способствует развитию творческого потенциала детей, организации их продуктивного досуга, формированию гармонически развитой личности, ориентированной на устойчивое развитие.