Специфика деятельности методического объединения классных руководителей определена Концепцией воспитательной системы школы и Программой воспитания школьника, в которых провозглашены принципы воспитания в школе:
- воспитание – это педагогическое управление процессом развития личности. (по В. Караковскому, Л. Новиковой, Л. Фридману, Е. Бондаревской);
- абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек “как мера всех вещей”;
- личностный подход основывается на том, что каждый ребенок универсален; наука воспитания должна подчиняться закономерностям развития природы ребенка;
- гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике;
- гуманистическое личностно-ориентированное воспитание.
- Концепцией воспитательной системы определены ценности воспитания:
- человек – величайшая из ценностей мира: о и дело, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания;
- культура как среда, растящая и питающая личность; это совокупность отношений человека, любой личности к природе, обществу и самому себе; важнейшим элементом культуры является образование;
- творчество как способ развития человека в культуре; потребность в творческой деятельности – одна из основных в структуре личности. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально.
Реализация целевых положений
Концепции воспитания в практике работы школы.
Задачи воспитательной работы соответствуют целям деятельности школы и школьным традициям:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- формирование общечеловеческого подхода к нравственным ценностям;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Содержание воспитательной работы школы в целом и методического объединения классных руководителей, в частности, регламентировано Концепцией воспитательной работы: профессиональная деятельность классных руководителей и всего педагогического коллектива, направленная на создание условий для развития и саморазвития ребенка.
Школа “ЭиД” - это школа радости, в которой, прежде всего, должны быть созданы условия для сохранения здоровья детей. С этой целью методическое объединение классных руководителей выполняет следующие функции:
- координация деятельности по ежегодным медицинским обследованиям детей;
- анализ загруженности учащихся;
- организация горячего питания;
- проведение уроков и воспитательных мероприятий с выходом на природу;
- праздники: День здоровья, Золотая осень, Зимние потешки и др. ;
- работа медико-психологического лектория “Познай себя”.
Специфика школы определяет деятельность в ней психологической службы.
Методическое объединение классных руководителей призвано координировать работу всех субъектов воспитательной системы (см. ниже). Классные руководители принимают участие в следующей деятельности:
- ежегодное тестирование классов и анализ результатов,
- изучение личности ребенка и создание индивидуальных карт его развития,
- оказание помощи учителям и ученикам в создании благоприятного нравственно-психологического климата в классах, школе, коллективах,
- индивидуальные консультации для учащихся,
- лекции по овладению навыками саморегуляции состояния и поведения учащихся “Познай себя”,
- лекции о возрастных особенностях детей для родителей,
Специфика школы предопределяет экологизацию сознания. В этой связи воспитание исходит из позиции “Я – часть природы; все через меня, рядом со мной, ради меня, из-за меня”. Формирование позиции происходит через мероприятия, организуемые методическим объединением:
- выставки творческих работ учащихся-художников, фотографов, актеров и др. ;
- различные творческие конкурсы;
- праздники на природе;
- экскурсии в музеи, заповедные уголки уральской природы (бор, карьеры, Ильменский заповедник);
- турпоходы и поездки (на Бажовский фестиваль и др. )
Основные направления воспитательной работы методического объединения
Методическое объединение работает над формированием у воспитанников культуры собственной деятельности, культуры общения с другими людьми, умения определить свое место в окружающем мире и в соответствии с этим выстраивать парадигму своего развития.
В методическом объединении разработаны подпрограммы воспитания:
- участие в реализации городской программы “Сыны Отечества”;
- программа спортивного воспитания школьников;
- развитие соуправления в классе и участие в деятельности школьных структур соуправления, районных и городских детских и молодежных организаций;
- здоровьесбережения во всех формах деятельности класса, программы обучения школьников здоровому образу жизни;
- оздоровительные кампании в рамках работы в каникулярное время и в течение учебного года;
- обеспечения прав детей на образование, участие в школьных, районных и городских акциях по этому направлению;
- правового обучения и воспитания;
- профилактики наркомании;
- профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- профессиональной ориентации старшеклассников;
- досуговые программы.
Формы реализации подпрограмм воспитания:
- урок как основная форма воспитательного воздействия в условиях личностно ориентированного образования;
- традиционные коллективные творческие дела;
- психолого-педагогические консилиумы как форма психологического сопровождения;
- разработка нормативных документов, регулирующих функционирование и развитие ВСШ;
- методическая работа педагогов, классных руководителей по проблемам воспитания;
- система мониторинга процесса и результативности деятельности ВСШ,
- построение траектории развития каждого воспитанника;
- отслеживание динамики развития каждого ребенка в данных книги “От 7 до 17”;
- анализ занятости школьников в коллективах, создающих условия для реализации интеллектуальных, креативных, исследовательских, организационных, коммуникативных потребностей учащихся,
- освоение воспитательного пространства школы в форме взаимодействия с внешкольными центрами дополнительного образования района и города, культурно-массовыми, досуговыми и спортивными центрами.
Место методического объединения классных руководителей среди других субъектов воспитательной системы школы.
Роль методического объединения классных руководителей заключается в следующем:
корректировка целей и задач воспитательной работы в классе;
- координация деятельности классных руководителей в направлениях воспитательной работы;
- методическая, организационная, практическая помощь, психологическая поддержка классных руководителей;
- организация обмена опытом воспитательной работы;
- обобщение интересных педагогических находок классных руководителей;
- поощрение классных руководителей, имеющих положительные результаты в работе, осуществляющих творческий подход к деятельности класса.
Основные направления деятельности классных руководителей в ВСШ.
- Работа с родителями
- Развитие творческих способностей учащихся
- Работа над сплочением классного коллектива
- Организация дежурства по классу.
- Организация дежурства по школе.
- Организация досуга учащихся.
- Изучение личности воспитанников.
- Помощь воспитанникам в их учебной деятельности.
- Координация деятельности учителей-предметников
- Оказание психологической поддержки ученикам
- Создание благоприятного микроклимата в классе.
- Организация коллективных творческих дел.
- Профориентационная работа.
- Работа с неблагополучными учащимися.
- Индивидуальная работа с учениками.
- Формирование культуры общения учащихся.
- Организация экскурсий, посещения театров, концертов, выставок.
- Организация походов.
- Развитие классного самоуправления.
- Разрешение межличностных конфликтов.
- Организация воспитывающей и развивающей деятельности.
Работа классных руководителей анализируется по следующей схеме:.
- КТД школы: качество подготовки.
- Трудовые дела: методика КТД, территория, сбор макулатуры, дежурство.
- План воспитательной работы.
- Классные часы.
- Совет лидеров: посещаемость, деловые качества,
- Классные КТД.
Экскурсии.
Проведение семинаров классных руководителей.
В течение учебного года работает семинар для классных руководителей (1 раз в месяц). Тематика занятий определена из анализа итогов прошлого года, собеседования с классными руководителями, анкетирования классных руководителей и учащихся. В октябре проведено анкетирование классных руководителей по выявлению их профессиональных потребностей, видов и форм воспитательной работы, которыми они владеют должным образом, и тех, в осуществлении которых нуждаются в помощи. По результатам этого анкетирования была составлена тематика семинара для классных руководителей, проведены индивидуальные консультации.
Семинар – одна из форм повышения уровня профессиональной компетенции педагога.
На семинарах ставят конкретные проблемы развития воспитания: вопросы содержания, вопросы методики и технологии воспитательного процесса, вопросы социального воспитания, психологической службы.
Примерная тематика семинаров классных руководителей.
- Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки.
- Учет в воспитании психологических состояний ребенка – предпосылка успешного взаимодействия педагога и ребенка.
- Исследования эффективности педагогических техник, технологий и методик, применительно к конкретному ребенку.
- Развитие способности ребенка к самоопределению, самореализации, самореабилитации.
- Технология построения отношений в школе на основе доверия, взаимопонимания, ответвенности.
- Анализ культурно-социальных условий образовательно-воспитательного микрорайона: формирование детских проблем и учета их в образовательном процессе.
Индивидуальные и групповые консультации по проблемам воспитательной работы.
Консультация – это основная форма методической помощи, самая доступная и легко организуемая. Вопросы консультаций:
- каким должен быть анализ (самоанализ) работы класса; в чем анализ отличается от отчета о работе;
- планирование работы классного руководителя: формы и содержание;
- как организовать классное самоуправление;
- как сделать классное дело интересным и содержательным;
- инновации в воспитании;
- организация социально-психологической помощи детям и родителям;
- теория и практика личности-ориентированного воспитания;
- приобщения родителей к воспитательной работе в классе
Карта профессиональных потребностей классного руководителя по школе № 107 составляется по следующей схеме:
№ п/п | Направления работы | владеют хорошо | могут, если будет оказана помощь | не делают, потому что не получается | не представляют, как выполняется |
1. | Работа с родителями | ||||
2. | Развитие творческих способностей учащихся | ||||
3. | Работа над сплочением классного коллектива | ||||
4. | Организация дежурства по классу | ||||
5. | Организация дежурства по школе | ||||
6. | Организация досуга учащихся | ||||
7. | Изучение личности воспитанников | ||||
8. | Помощь воспитанникам в их учебной деятельности | ||||
9. | Координация деятельности учителей-предметников | ||||
10. | Оказание психологической поддержки | ||||
11. | Создание благоприятного микроклимата в классе | ||||
12. | Организация коллективных творческих дел | ||||
13. | Профориентационная работа | ||||
14. | Работа с неблагополучными учащимися | ||||
15. | Индивидуальная работа | ||||
16. | Отслеживание траектории развития личности для оказания помощи в познании своего “Я” | ||||
17. | Забота о детях из многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семей, опекаемых | ||||
18. | Формирование культуры общения учащихся | ||||
19. | Организация экскурсий, посещения театров, концертов, выставок | ||||
20. | Организация походов | ||||
21. | Развитие классного самоуправления | ||||
22 | Проведение педагогической диагностики для определения уровня воспитанности учеников | ||||
23 | Разрешение межличностных конфликтов | ||||
24 | Организация воспитывающей и развивающей деятельности |
Особенности методического объединения классных руководителей МОУ СОШ № 107 г. Челябинска.
- Методическое объединение имеет единую сквозную структуру без деления на возрастные категории начальное – среднее – старшее звенья, что обеспечивает преемственность воспитательной и образовательной работы, дает возможность систематического отслеживания адаптации учащихся к образовательному процессу в разные периоды обучения в школе.
- Многие учителя школы являются классными руководителями с 1 по 11 класс, что дает возможность для формирования традиций классного коллектива, обеспечивает гармоничную комфортную воспитательную среду в классе, снимает многие проблемы, возникающие при переходе учащихся класса с одной образовательной ступени на другую, помогает ученикам достигать успехов в обучении и самовоспитании, создает благоприятный психологический климат в классном коллективе.
- Организация работы с книгой “От до 17” (разработана в школе и утверждена педагогическим советом), дающей возможность систематического мониторинга уровня сформированности основных учебных знаний, умений и навыков, уровня социальной адаптированности личности ребенка, особенностей его психического и нравственного развития, привлекающей к данной работе учителей-предметников, родителей и самих учащихся класса.
- Книга “От 7 до 17” является также отражением результатов учебной и внеучебной деятельности школьников.
- Систематическое обобщение результатов работы классных руководителей в различных формах и различного уровня представления, в том числе систематические публикации материалов по проблемам воспитания, в том числе деятельности классных руководителей в материалах Всероссийского фестивали “Открытый урок”, организуемого газетой “Первое сентября” (г. Москва), что способствует продвижению классных руководителей в их творческой педагогической деятельности, возможности их общения в среде педагогической общественности.
- Методической объединение классных руководителей является основным звеном связи горизонтали “родители – школа – воспитательное пространство района, города, региона”.
- Систематическое отслеживание внеурочной деятельности учащихся класса, их занятости в системе дополнительного образования, в разновозрастных отрядах, в школьных и внешкольных творческих коллективов, что способствует развитию творческого потенциала детей, организации их продуктивного досуга, формированию гармонически развитой личности, ориентированной на устойчивое развитие.