Тема урока: Внутренние воды Южной Америки
Цели урока:
– формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки;
– выяснить важнейшие особенности рек; установить причинно-следственные связи рек и озер с рельефом и климатом,
– сформировать представление об основных чертах рек и озер материка – свойствах, характере течения, источниках питания и режиме, распределение по территории материка.
Задачи урока:
– закрепить умения и навыки работать с картами
атласа, контурными картами;
– продолжить формирование умений устанавливать
причинно-следственные связи;
– воспитывать экологическую культуру;
– прививать навыки сотрудничества;
– развивать самостоятельность мышления, речь
учащихся;
– развитие стойкого интереса к предмету;
Учебно-наглядный комплекс:
Карты Южной Америки – физическая, климатическая, компьютеры, лазерный проектор, программное обеспечение– программа из образовательной коллекции “География 7кл. Наш дом – Земля”.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материала.
III. Изучение нового материала:
- Общая характеристика рек: бассейны, питание, сезонные явления, характер течения, водопады, гидроресурсы.
- Характеристика крупнейшей реки – Амазонки.
- Озера.
IV. Закрепление.
Практическая работа. Описание одной из рек Южной Америки (по выбору), используя план характеристики реки.
V. Итоги урока. (выставление оценок).
VI. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
“Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность”, – так говорил Бернард Шоу.
Сегодня на уроке мы уделим большое внимание различным видам самостоятельной работы.
Целью нашего изучения будет выявление особенностей течения и режима рек Южной Америки на основе анализа и сопоставления карт атласа, а также изучение основных черт крупнейших речных систем и озер материка.
II. Проверка усвоения изученного материала.
Н.И. Вернадский писал: “Климат – это отец вод”, поэтому прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим материал, изученный на прошлых уроках.
Учитель организовывает проверку усвоения изученного материала по теме “Климат Южной Америки”, задействовав всех учащихся класса.
а) 2-3 ученика работают по карточкам.
Задание.
Расшифровать климатограммы поясов Южной Америки.
б) 3 ученика работают по картам атласа.
Задание.
Используя физическую и климатическую карты Южной Америки, проанализировать изменения климатических условий на материке в пределах климатических поясов.
в) Остальным учащимся учитель предлагает выполнить практическую работу.
Задание. (Работа с компьютерной программой из образовательной коллекции “География 7-го класса. Наш дом – Земля”.)
Отобразите на контуре климатообразующие факторы.
Заслушиваются ответы учащихся, анализируются результаты выполнения практической работы по компьютерной программе “География 7-го класса. Наш дом – Земля”.
Вывод: Южная Америка – самый влажный материк Земли.
III. Объяснение нового материала.
Учащиеся заслушивают общие сведения о внутренних водах Южной Америки. (“Диктор”, программа “География 7 кл. Наш дом – Земля”).
1. Общая характеристика рек: бассейны, питание, сезонные явления, характер течения, водопады, гидроресурсы.
– Посмотрите на физическую карту Южной Америки и покажите крупные речные системы. (Амазонка, Парана, Ориноко, Парагвай, Уругвай).
- К бассейнам каких океанов они принадлежат?
- Объясните преобладание стока рек в Атлантический океан (Анды – главный водораздел между Тихим и Атлантическими океанами).
Ребята, сток в Атлантический океан в 12 раз превышает сток в Тихий, а бассейны внутреннего стока занимают незначительную площадь в Андах.
- Какова роль рельефа в формировании речной сети?
Давайте обратимся еще раз к словам Н.И. Вернадского: “Климат – это отец вод”, а еще говорят: “Реки – зеркало климата”.
- Как климатические условия материка влияют на распределение речной сети?
- Каковы основные источники питания рек Южной Америки?
Чтобы ответить на этот вопрос учитель предлагает учащимся определить по климатической карте ход июльских изотерм (зимних). (Т.к. даже для крайнего юга они положительные – питание рек дождевое, а снега и ледники могут питать реки лишь там, где горы поднимаются выше снеговой линии).
- По физической карте определите характер течения рек (в среднем и нижнем течении реки текут по низменностям. В верховьях стекая с гор и плоскогорий реки прорезают глубокие ущелья, часто низвергаясь с уступов).
- Давайте посмотрим на экран (с помощью лазерного проектора на экране показан слайд с изображением водопада Анхель)
- На Гвианском плоскогорье, на реке Чурун, притоке Карони, впадающей в Ориноко, находится самый высокий водопад мира Анхель.
А на притоке Параны – водопад Игасу, также являющийся одним из крупнейших водопадов мира.
(На экране проектируется слайд с изображением Водопада Игасу)
Вывод (учитель): Преобладание в рельефе равнин (в том числе низменностей и плоскогорий) и экваториально – субэкваториальных типов климата, обуславливают господство дождевого источника питания рек, а дождевой сток составляет 80% общего стока. В верховьях рек образуются крупные пороги и водопады. Материк богат гидроресурсами.
2. Характеристика крупнейшей реки – Амазонки.
– Стефан Цвейг писал: “Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь”.
Учащиеся смотрят видеофрагмент с диска “География 7кл. Наш дом – Земля”.
После просмотра видеофрагмента характеристику Амазонки дает ученик, получивший опережающее задание
Учащиеся выполняют задания по контурной карте:
1) Подписывают названия рек, а у Амазонки и крупнейшие притоки;
2) отмечают и подписывают водопады;
3) синим карандашом обводят бассейн Амазонки, а зеленым – Амазонскую низменность.
3. Озера.
– Посмотрите еще раз на физическую карту материка.
Озер в Южной Америке мало. На севере есть озера – лагуны, в Южных Андах небольшие озера ледникового и вулканического происхождения.
- Найдите на карте высокогорное озеро Титикака (на языке индейцев “Свинцовая вода”).
На экране проектируется слайд с диска “География 7кл. Наш дом – Земля”
– Легенды инков о затопленных сокровищах озера Титикакка издавна волновали воображения историков, археологов и искателей кладов. По легенде, инки, собрав все золото, отлили из него огромную цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу – испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое считали бездонным.
И только экспедиции Жака Ив Кусто, располагавшей двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков удалось установить, что озеро Титикака не имеет тайн, а его глубина 320м.
IV. Закрепление. Практическая работа
.Описание одной из рек Южной Америки (по выбору), используя план характеристики реки.
V. Итоги урока. (выставление оценок).
VI. Домашнее задание:
§43, зад. №1,2 стр. 174 (выполнить устно). (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев “География материков и океанов”. Издательство “Дрофа”, 2001г.)
Литература:
1) В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев “География 7кл. Наш дом – Земля”. Издательство “Дрофа”, 2001г.
2) И.И. Баринов “Современный урок географии”, часть1, Москва: Шк. пресса, 2002г.
3) Г.Н. Элькин “География материков и океанов. 7 класс”. Методическое пособие – СПБ: “Паритет”, 2003г.