Учебная дисциплина “Охрана труда” – обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негативных производственных факторов. Изучением “Охраны труда” достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями её безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда. Основная цель учебной дисциплины – вооружить будущих выпускников образовательных учреждений теоретическими и практическими знаниями необходимыми для:
- идентификации негативных факторов производственной среды;
- защиты человека от вредных и опасных производственных факторов;
- создание комфортных условий для трудовой деятельности;
- обеспечение условий для безопасного труда;
- оказание первой помощи пострадавшим на производстве.
Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой подготовки выпускников образовательных учреждений в области безопасности труда. Она базируется на значениях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Учебную дисциплину “Охрана труда” рекомендуется изучать на на завершающем этапе формирования специалиста.
В результате изучении учебной дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия и термины безопасности труда;
- классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;
- действие негативных факторов на человека и их нормирование;
- источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;
- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно:
- физических (вибрация, шум, инфа- и ультразвук,
электромагнитные и ионизирующие
излучения, механическое силовое воздействие); - химических и биологических;
- факторов комплексного характера.
Уметь:
- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере своей будущей профессиональной деятельности;
- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасность и безвредность условий труда.
Большое внимание в учебной дисциплине уделено обеспечению комфортных условий трудовой деятельности а именно:
- микроклимата помещений;
- освещение.
Программа учебной дисциплины предусматривает рассмотрение психофизиологических и эргономических основ безопасности труда, видов и условий трудовой деятельности, нормативно-правовых и экономических основ управления охраны труда, оказание первой помощи пострадавшим.
При изучение учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на её прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.
Необходимо применять единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. При проведение занятий целесообразно применение технических средств обучения, экскурсии по предприятиям, имитационные обучающие игры, в том числе и компьютерные, плакаты, пособия, макеты.
Примерная программа учебной дисциплины рассчитана на 71 часа.
Содержание: “Охраны труда” Введение. Студент должен:
Знать:
- содержание и задачи учебной дисциплины, её роль в формирование специалиста;
- основные понятия, термины и определения в области охраны труда.
Основные понятия и терминологию безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда.
Раздел 1. Управление безопасностью труда.
Тема 1.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.
Должен знать:
- законодательство о труде;
- систему стандартов безопасности труда;
- систему управления безопасностью труда;
- систему контроля и надзора за безопасностью труда;
Уметь:
- регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве;
- пользоваться нормативной документацией;
- контролировать условия труда;
Правовые и нормативные основы безопасности труда:
Закон об основах охраны труда в РФ, трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила безопасности, систему строительства норм и правил.
Структуру системы безопасности труда Госстандарт России.
Организационные основы безопасности труда:
Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда, аттестация рабочих мест, расследование и учет несчастных случаев на производстве,
ТЕМА: “Сигнальные цвета и знаки безопасности”
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Используя имеющиеся знания о знаках и сигналах дорожного движения осуществить перенос знаний на новую ситуацию – на урок охраны труда.
Одновременно ознакомить учащихся со знаками безопасности; научить: различать знаки по группам, проводить анализ меду известным материалом о знаках общего назначения и специальными знаками на стройплощадке.
НА ДОСКЕ: число, тема, план урока, плакаты с сигнальными знаками.
НА УЧЕБНЫХ СТОЛАХ: карты-миниатюры: с сигнальными знаками, со строительными участками.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (2-3 мин.).
УЧИТЕЛЬ: Перед началом объяснения новой темы урока, мы повторим с вами пройденный материал ранее изученной темы. Будем использовать в момент повторения:
- Карточки задания.
- Эвристическую беседу с конкретно поставленными вопросами.
II. Проверка домашнего задания.
УЧИТЕЛЬ: вначале повторим материалы прошлого урока на конкретно поставленные вопросы:
- Предназначение сигнальных Цветов? (Ответ у доски.)
- Что означает красный цвет? (Ответ.)
- О чем предупреждает желтый сигнальный цвет? (Ответ.)
- С какими из цветов допускается использование
табличек белого цвета?
(Ответ.)
УЧИТЕЛЬ: После услышанных ответов проводит самопроверку. Поставьте себе “5” – если всё верно, “4” – если одна ошибка, “3” – если две ошибки в ответе.
А теперь поднимите руки те учащиеся у которых ответы совпали с ответами отвечающих. Те учащиеся, у которых есть ошибки, дайте анализ ответов на поставленные вопросы отвечавшим у доски.
III. Объяснение нового материала.
УЧИТЕЛЬ: Объяснения провожу монологическим методом (с частично репродуктивным). Выделено четыре группы знаков безопасности:
- Запрещающие – запрещение определенного действия.
Круг красного цвета с белым полем внутри, белой по контуру каймой и символом черного цвета на белом поле перечеркнутым под углом 45 полосой красного цвета слева сверху на право вниз.
- Предупреждающие – предупреждающие о возможной опасности. Равносторонний треугольник со скрученными углами желтого цвета, обращенный вершиной вверх, с каймой черного цвета шириной 0,05 стороны и символом черного цвета.
- Предписывающие – разрешают определенные действия при выполнение конкретных требований безопасности труда, требований пожарной безопасности и путей эвакуации.
Квадрат зеленого цвета с белой каймой и белым квадратным полем. На белом поле черный символ или подпись. Противопожарная подпись – красного цвета.
- Указательные – указывают местонахождение различных объектов.
Синий прямоугольник с белой каймой шириной 0,02 меньшей стороны, с белым квадратом внутри, на котором наносятся символы или подпись черного или красного цвета.
Знаки, которые используются в темное время суток – освещаются.
IV. Закрепление нового материала.
УЧИТЕЛЬ: перед вами на учебных столах лежат карточки с указанными знаками по четырем группам. Самостоятельно подберите карточки в соответствии этим группам. В течении выполнения этой части урока, вы можете общаться друг с другом. После выполнения задания сверяйте с эталоном-образцом и ставьте себе соответствующую отметку.
V. Итоги урока.
Учащиеся ставят себе отметки, выводят общую отмутку за урок в зависимости от ответа по домашнему заданию и закреплению нового материала и общего понимания материала.
VI. Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ: Как вы относитесь к отметке “3” и почему? (спрашиваю, тех кто поставил себе отметку “3”)
УЧЕНИК: Мне не нравится отметка “3”, я хотел бы получить “4”, но сегодня я немного растерялся и у меня допущены ошибки по закреплению нового материала.
УЧИТЕЛЬ: Какой вывод каждый сделал для себя из урока?
УЧЕНИК: Я сегодня убедился, что хорошо понял эту тему и смог бы применять эти знания на рабочем месте, по крайней мере попытался бы.
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Время | Отметки |
I. Проверка домашнего задания, работа по картам, плакатам у доски, работа по карточкам-тестам, решение проблемы (поставленный вопрос) |
3 мин. 2 мин. 4 мин. |
4 5 4 |
П. Изучение нового материала |
22 мин. | 4 |
III. закрепление нового материала: – решение проблемы. |
5 мин. | 4 |
IV. Самостоятельная работа: – карточки со знаками |
2 мин. | 4 |
V. итоговая отметка и рефлексия | 2 мин. | 4 |
Вывод:
Проводя уроки по адаптивной системе образования все учащиеся получают отметки на всех этапов урока и в целом за весь урок, снимается страх у ученика и развивается уверенность в своих силах и способностях как основы положительного результата, появляются отношения-взаимодействия учитель–ученик.