Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме “Прямоугольные координаты на плоскости”; находить координаты точек и строить точки по заданным координатам; продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить, рационально работать.
Оборудование: копировальная бумага, переносная доска, карточки-задания, таблица с координатами точек.
План урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Устный счёт. Математический диктант.
3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
4. Самостоятельная работа.
5. Итог урока.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
Конкурс художников.
Выставка творческих работ учащихся.
Ребята демонстрируют своё домашнее задание.
На миллиметровой бумаге построены фигуры по координатам их узловых точек (камбала, лиса, чайник, бабочка, курица, кошка, цыплёнок, тюлень, парусник).
2. Устный счёт.
Математический диктант. Выполняют на двойных листочках под копирку. Один листочек сдают учителю на проверку. Копию оставляют себе для самопроверки. Двое учащихся выполняют работу на индивидуальных досках.
I вариант
а) вычислить:
б) Сколько чисел нужно указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?
в) Как называется первое число, задающее положение точки на координатной плоскости?
г) Записать обозначение точки А, если её абсцисса 0, ордината 5.
д) Чему равна ордината точки А(-1;-4)?
е) В какой четверти находится точка А?
ж) Постройте схематично прямую, все точки которой имеют абсциссу х=3.
II вариант
а) вычислить:
б) Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости?
в) Как называется второе число, задающее положение точки на координатной плоскости?
г) Записать обозначение точки В, если её абсцисса 6, ордината 0 .
д) Чему равна ордината точки М(-2;-3)?
е) В какой четверти находится точка М?
ж) Постройте схематично прямую, все точки которой имеют ординату у=2.
За верно выполненные 6, 7 заданий ставиться оценка “5”,
5 заданий оценка “4”, 4 задания оценка “3”.
3. Построить точки по заданным координатам
F(-0,5;-2); E(5;-3,5);R(9;-3,5); H(0;-1); Q(8,5;1); L(1,5;2,5);
D(4,5;-1);S(1,5;-3); Z(-2;4,5); M(-4;-4) W(-5;-1,5); N(-4,5;2,5);
C(2;-2); B(5,5;4);K(-1,5;-0,5);G(1;-1);A(2,5;6,5);T(7;-0,5);
P(7;2);U(5;2).
Провести в этой же системе координат:
а) лучи MW, SF, TQ, GK, RE;
б) отрезки NZ, CD;
в) прямые UP, AB;
г) окружности: окр (H,R), R=3,5; окр(L,r),r=1,5.
Какие отрезки, лучи и прямые пересекаются? Какие из этих фигур пересекают данные окружности?
4.Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание. В прямоугольной системе координат
а)постройте прямую АВ, где А(3;2), В(-2;-3),
б)постройте прямую СД, где С(4;-1), D(-2;1)
в) постройте прямую MN, где М(-5;2), N(-1;-2).
г) запишите в ответе координаты точек пересечения прямых.
Для каждого ученика приготовлена карточка с координатами точек А, В, С, Д, М, N.
5. Итог урока.
Выставление оценок. Демонстрация таблицы,
в которой указаны координаты клеток, в которые нужно вписать соответствующие буквы или знаки препинания и прочитать получившуюся пословицу.
(Прилежный молоток и в камень гвоздь забьёт).