Цели:
Образовательная:
Формирование и расширение “семантического поля”, развитие валентностей слов.
Коррекционные:
1. Автоматизация звука [с] в словах, предложениях через формирование “семантического поля” (комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова).
2. Развитие мелкой моторики, общей моторики.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
5. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова “сад” и развитие валентностей (связи, возникающие между словами) слов.
6. Развитие функции словоизменения.
7. Развитие связной речи.
Воспитательные:
1. Знакомство с трудом людей и воспитание уважения к нему. Воспитание любви к родной природе.
2. Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.
Оборудование:
1). Карточки – фишки для обозначения звуков.
2). Сюжетная картинка “Работа в саду” (любая).
3). Задания по формированию и расширению семантического поля, развитию функции словоизменения.
4). Орфографический толковый словарь.
5). Сюжетные картинки по теме “Сад”.
6). Графические карточки.
Ход занятия.
1. Орг. момент:а) Упражнение для профилактики нарушений зрения. Глазами рисовать спираль слева направо и справа налево.
б) Пальчиковая гимнастика.
2. Прослушивание образца правильной речи (прослушивается 2 раза).
“Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пёстрой клумбы”.
Задание к тексту:
• Какой звук встречается в тексте чаще других?
• Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком [с] услышите.
• Повторное чтение текста.
3. Объявление темы занятия.
Сегодня мы вместе с Соней побываем в саду, посмотрим, что в нём растёт, поучимся работать в саду.
4. Автоматизация звука [с] через формирование семантического поля слова “сад”, развитие валентностей слов и функции словоизменения.
1. Выделение главного слова
• Вспомните, где любила гулять Соня летом? (В саду).
• Объясните, что такое “сад”?
=> Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды и цветы. (Работа со словарём).
2. Звуко – слоговой анализ слова “сад”.
• Произнесите слово “сад”, чётко проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове “сад”? Почему?
• Сколько звуков слове “сад”, назовите их по порядку.
• Как проверить, какую букву нужно писать в конце слова “сад”?
• Определите место звука [с] в слове “сад”.
3. Однокоренные слова.
Программная лексика: сад, садить, садовый, садовод, садовник, рассада, посадка, посадочный, садоводческий.
• Перед нами картина, на которой изображён сад. Но он скрыт за плотной изгородью. Чтобы войти туда нужно подобрать все однокоренные слова к слову “сад”, и только тогда вход в сад будет свободным. (По мере называния детьми однокоренных слов части “изгороди”, скрывающей изображение, снимаются, переворачиваются и прикрепляются радом с картиной).
• Прочитайте все однокоренные слова к слову “сад”, которые скрывались на обратной стороне изгороди.
Графические карточки: сад, садить, рассада, садовый, посадка, садовод, посадочный, садовник, садик, садоводческий, садочек.
=> Для активизации процесса припоминания слов используется схема-опора "Измени слово".
• Найдите среди однокоренных слов слова, близкие по значению:
садовод |
садовник |
садик |
садочек |
4. Развитие функции словоизменения.
• К однокоренным словам подберите подходящие по смыслу слова, используя графические карточки.
сад |
инструмент |
садить |
старательный |
садовый |
рассада |
садовник |
свежая |
рассада |
старый |
• Сосчитайте с перекидыванием мяча:
Один |
Два |
Много |
Сад
Садик
Садовник
• Ответьте на вопросы одним словом.
* Что ты видишь на картине? (Сад).
* Откуда садовод возвращается вечером? (Из сада).
* Где любят гулять дети летом? (В саду).
* Чем гордится садовод? (Садом).
*О чём любит рассказывать садовод? (О саде).
• Прочитайте сочинение “Как я провёл лето”, вставьте вместо точек недостающие однокоренные слова, используя опоры.
На доске текст: “Летом я помогал маме работать в .... Мы ... кусты смородины ... астр. Каждый день я поливал свои... . Мама сказала, что я умелый ...”
Опора – графические карточки: сад, посадить, рассада, посадки, садовод
5. Слова, обозначающие действия предметов.
Программная лексика: садить, сажать, растить, полоть, поливать, собирать, снимать, ухаживать.
• Ещё раз прочитайте сочинение “Как я провёл лето” и расскажите, какие работы выполняют в саду. (Садят, поливают). => Опора на текст и на сюжетную картинку “Сад”.
• Что еще делают в саду? (полют, собирают, снимают, растят).
• Что бы вы ещё хотели посадить в своём саду?
САДИТЬ | кусты | • Какое слово здесь лишнее? (сорняки) |
семена | ||
рассада | ||
астры | ||
смородина | ||
слива | ||
сорняки |
• Замените в словосочетаниях слова, обозначающие действия, словами-синонимами.
Садить рассаду. |
Снимать сливу. |
Снимать смородину. |
Опора – графические карточки: сажать, рвать, собирать
• Выберите приставки и образуйте новые слова от слова “садить”:
от-, пере-, вы-, при-, под-, за-, на-, в-, по-, из-, до-.
• Составьте словосочетания с этими словами с помощью вопросов:
* Подсадить (к чему)?
* Отсадить (от чего)
* Пересадить (что)? кусты
* Высадить (что)?
* Засадить (чем)?
• Закончите словосочетания:
рассаду | на клумбу |
пассажиров | в теплицу |
Садить
гостей | в клетку |
снегиря | в автобус |
астры | за стол |
Объясните различие в значении слова “Досадить” в словосочетаниях.
Досадить рассаду. Досадить поступком.
• Закончите предложения, объясните значение слова “досадить”.
* С помощью Славы Соня быстро досадила .......
* Весь день Слава капризничал и досадил всем своим .......
Опора – графические карточки: поступки, рассада.
6. Физпауза. “Где мы были не скажем”. Имитация действий в саду.
7. Слова, обозначающие признаки предметов.
Программная лексика: садовый, садоводческий, посадочный.
•Прочитайте однокоренные слова, отвечающие на вопрос Какой?, подберите к ним подходящие по смыслу слова:
садовый |
материал |
садоводческое | участок |
посадочный | хозяйство |
•Составьте предложения, изменяя, где нужно, окончания слова, обозначающего признак предмета:
куст | ||
Садовый | инструмент | |
скамейка | скамейка | |
садовый | посадки | |
рассада | ||
растение | ||
посуда |
• Опишите, выбрав нужные слова – признаки:
сад – скромный, старый, старательный, чистый, усталый
садовник – пустой, тенистый, солнечный, просторный, пустынный
• Найдите в предложении слова – признаки и скажите, что лишнее выросло в саду.
В саду выросли сладкая смородина, сочная слива, пёстрые астры, свежие флоксы, сухие сорняки.
• Какой сок пьёт Соня?
Сок из сливы
Сок из смородины
Сок из абрикосов
• Какие косточки остались после приготовления сока?
............... косточки.
............... косточки.
• К словам, обозначающим признаки предметов, подберите слова, противоположные по смыслу (слова – антонимы).
сырой песок | кислая |
сладкая смородина |
солнечный |
просторный сад |
сухой |
тенистый сад |
тесный |
высокий куст |
редкий |
густой кустарник |
молодой |
старый сад |
низкий |
• Опишите сад, который вам хотелось бы вырастить. Подберите нужные слова – признаки.
“Мой сад ... и .... В нём растут ... кусты смородины. Ягоды смородины ... и .... На деревьях поспевают ... яблоки. На клумбе красуются ... астры.
Я люблю гулять в своём саду в ... день”.
Опора – графические карточки: просторный, тенистый, густые, спелые
8. Составление связного рассказа.
• Составьте рассказ о саде, используя опорные слова. Закончите рассказ предложением "Садовод потрудился на славу". Объясните выражение “потрудился на славу”.
Опора – графические карточки:
посадить, сад, густой, кусты, смородина, высокий, слива, рассада, астры, поливать, посадки, полоть, собирать, ягоды, сочные, сладкие, спелые.
9. Анализ словесного состава предложения.
• Составьте предложение из данных слов: посадил, сад, фруктовый, садовод
• Сколько слов в предложении?
• Назови слова в предложении по порядку.
• Выдели слова со звуком [с].
• Определи место звука [с] в этих словах.
10. Словесно – логические задачи.
Программная лексика: фруктовый сад, ботанический сад, детский сад, зимний сад.
• В каком из двух предложений слово “зимний” можно заменить противоположным по смыслу?
Зимний сад был покрыт пушистым снегом.
На застеклённой веранде был устроен зимний сад.
• В каком предложении слово “слива” можно заменить словом “дерево”, а в каком – словом “ягода”?
В саду растёт высокая слива.
На столе спелая сладкая слива.
5. Итог занятия.
• Какой звук встречался в словах, предложениях чаще других?
• Назовите однокоренные слова к слову сад.