Логопедическое занятие по теме: "Фонема [с]. Автоматизация звука [с] посредством формирования и расширения "семантического поля" слова "сад"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная:

Формирование и расширение “семантического поля”, развитие валентностей слов.

Коррекционные:

1. Автоматизация звука [с] в словах, предложениях через формирование “семантического поля” (комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова).

2. Развитие мелкой моторики, общей моторики.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

5. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова “сад” и развитие валентностей (связи, возникающие между словами) слов.

6. Развитие функции словоизменения.

7. Развитие связной речи.

Воспитательные:

1. Знакомство с трудом людей и воспитание уважения к нему. Воспитание любви к родной природе.

2. Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.

Оборудование:

1). Карточки – фишки для обозначения звуков.

2). Сюжетная картинка “Работа в саду” (любая).

3). Задания по формированию и расширению семантического поля, развитию функции словоизменения.

4). Орфографический толковый словарь.

5). Сюжетные картинки по теме “Сад”.

6). Графические карточки.

Ход занятия.

1. Орг. момент:

а) Упражнение для профилактики нарушений зрения. Глазами рисовать спираль слева направо и справа налево.

б) Пальчиковая гимнастика.

2. Прослушивание образца правильной речи (прослушивается 2 раза).

“Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пёстрой клумбы”.

Задание к тексту:

Какой звук встречается в тексте чаще других?

• Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком [с] услышите.

• Повторное чтение текста.

3. Объявление темы занятия.

Сегодня мы вместе с Соней побываем в саду, посмотрим, что в нём растёт, поучимся работать в саду.

4. Автоматизация звука [с] через формирование семантического поля слова “сад”, развитие валентностей слов и функции словоизменения.

1. Выделение главного слова

Вспомните, где любила гулять Соня летом? (В саду).

• Объясните, что такое “сад”?

=> Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды и цветы. (Работа со словарём).

2. Звуко – слоговой анализ слова “сад”.

• Произнесите слово “сад”, чётко проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове “сад”? Почему?

• Сколько звуков слове “сад”, назовите их по порядку.

• Как проверить, какую букву нужно писать в конце слова “сад”?

• Определите место звука [с] в слове “сад”.

3. Однокоренные слова.

Программная лексика: сад, садить, садовый, садовод, садовник, рассада, посадка, посадочный, садоводческий.

• Перед нами картина, на которой изображён сад. Но он скрыт за плотной изгородью. Чтобы войти туда нужно подобрать все однокоренные слова к слову “сад”, и только тогда вход в сад будет свободным. (По мере называния детьми однокоренных слов части “изгороди”, скрывающей изображение, снимаются, переворачиваются и прикрепляются радом с картиной).

• Прочитайте все однокоренные слова к слову “сад”, которые скрывались на обратной стороне изгороди.

Графические карточки: сад, садить, рассада, садовый, посадка, садовод, посадочный, садовник, садик, садоводческий, садочек.

=> Для активизации процесса припоминания слов используется схема-опора "Измени слово".

• Найдите среди однокоренных слов слова, близкие по значению:

садовод

садовник

садик

садочек

4. Развитие функции словоизменения.

• К однокоренным словам подберите подходящие по смыслу слова, используя графические карточки.

сад

инструмент

садить

старательный

садовый

рассада

садовник

свежая

рассада

старый

• Сосчитайте с перекидыванием мяча:

Один

Два

Много

Сад

Садик

Садовник

• Ответьте на вопросы одним словом.

* Что ты видишь на картине? (Сад).

* Откуда садовод возвращается вечером? (Из сада).

* Где любят гулять дети летом? (В саду).

* Чем гордится садовод? (Садом).

*О чём любит рассказывать садовод? (О саде).

• Прочитайте сочинение “Как я провёл лето”, вставьте вместо точек недостающие однокоренные слова, используя опоры.

На доске текст: “Летом я помогал маме работать в .... Мы ... кусты смородины ... астр. Каждый день я поливал свои... . Мама сказала, что я умелый ...”

Опора – графические карточки: сад, посадить, рассада, посадки, садовод

5. Слова, обозначающие действия предметов.

Программная лексика: садить, сажать, растить, полоть, поливать, собирать, снимать, ухаживать.

• Ещё раз прочитайте сочинение “Как я провёл лето” и расскажите, какие работы выполняют в саду. (Садят, поливают). => Опора на текст и на сюжетную картинку “Сад”.

• Что еще делают в саду? (полют, собирают, снимают, растят).

• Что бы вы ещё хотели посадить в своём саду?

САДИТЬ кусты • Какое слово здесь лишнее?

(сорняки)

семена
рассада
астры
смородина
слива
сорняки

 • Замените в словосочетаниях слова, обозначающие действия, словами-синонимами.

Садить рассаду.

Снимать сливу.

Снимать смородину.

Опора – графические карточки: сажать, рвать, собирать

• Выберите приставки и образуйте новые слова от слова “садить”:

от-, пере-, вы-, при-, под-, за-, на-, в-, по-, из-, до-.

• Составьте словосочетания с этими словами с помощью вопросов:

* Подсадить (к чему)?

* Отсадить (от чего)

* Пересадить (что)? кусты

* Высадить (что)?

* Засадить (чем)?

• Закончите словосочетания:

рассаду на клумбу
пассажиров в теплицу

Садить

гостей в клетку
снегиря в автобус
астры за стол

Объясните различие в значении слова “Досадить” в словосочетаниях.

Досадить рассаду. Досадить поступком.

• Закончите предложения, объясните значение слова “досадить”.

* С помощью Славы Соня быстро досадила .......

* Весь день Слава капризничал и досадил всем своим .......

Опора – графические карточки: поступки, рассада.

6. Физпауза. “Где мы были не скажем”. Имитация действий в саду.

7. Слова, обозначающие признаки предметов.

Программная лексика: садовый, садоводческий, посадочный.

•Прочитайте однокоренные слова, отвечающие на вопрос Какой?, подберите к ним подходящие по смыслу слова:

садовый

материал

садоводческое участок
посадочный хозяйство

•Составьте предложения, изменяя, где нужно, окончания слова, обозначающего признак предмета:

куст    
Садовый   инструмент
скамейка   скамейка
садовый посадки  
  рассада  
  растение  
  посуда  

• Опишите, выбрав нужные слова – признаки:

сад – скромный, старый, старательный, чистый, усталый

садовник – пустой, тенистый, солнечный, просторный, пустынный

• Найдите в предложении слова – признаки и скажите, что лишнее выросло в саду.

В саду выросли сладкая смородина, сочная слива, пёстрые астры, свежие флоксы, сухие сорняки.

• Какой сок пьёт Соня?

Сок из сливы

Сок из смородины

Сок из абрикосов

• Какие косточки остались после приготовления сока?

............... косточки.

............... косточки.

• К словам, обозначающим признаки предметов, подберите слова, противоположные по смыслу (слова – антонимы).

сырой песок кислая

сладкая смородина

солнечный

просторный сад

сухой

тенистый сад

тесный

высокий куст

редкий

густой кустарник

молодой

старый сад

низкий

• Опишите сад, который вам хотелось бы вырастить. Подберите нужные слова – признаки.

“Мой сад ... и .... В нём растут ... кусты смородины. Ягоды смородины ... и .... На деревьях поспевают ... яблоки. На клумбе красуются ... астры.

Я люблю гулять в своём саду в ... день”.

Опора – графические карточки: просторный, тенистый, густые, спелые

8. Составление связного рассказа.

Составьте рассказ о саде, используя опорные слова. Закончите рассказ предложением "Садовод потрудился на славу". Объясните выражение “потрудился на славу”.

Опора – графические карточки:

посадить, сад, густой, кусты, смородина, высокий, слива, рассада, астры, поливать, посадки, полоть, собирать, ягоды, сочные, сладкие, спелые.

9. Анализ словесного состава предложения.

Составьте предложение из данных слов: посадил, сад, фруктовый, садовод

• Сколько слов в предложении?

• Назови слова в предложении по порядку.

• Выдели слова со звуком [с].

• Определи место звука [с] в этих словах.

10. Словесно – логические задачи.

Программная лексика: фруктовый сад, ботанический сад, детский сад, зимний сад.

• В каком из двух предложений слово “зимний” можно заменить противоположным по смыслу?

Зимний сад был покрыт пушистым снегом.

На застеклённой веранде был устроен зимний сад.

• В каком предложении слово “слива” можно заменить словом “дерево”, а в каком – словом “ягода”?

В саду растёт высокая слива.

На столе спелая сладкая слива.

5. Итог занятия.

• Какой звук встречался в словах, предложениях чаще других?

• Назовите однокоренные слова к слову сад.