Цель урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями.
Ход урока
I. Орг.момент. Сообщение цели урока.- Сегодня я приглашаю вас на прогулку, а вот куда, отгадайте:
Кто как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой?
- Правильно, сегодня мы отправимся в лес.
- А как вы думаете, зачем ходят в лес?
- “Ходят в лес по ягоды по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашёл загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!” (Сладков Н.)
- Сегодня на уроке мы попробуем разгадать, отчего появились некоторые названия.
II. Работа над новой темой.- Ну, что ж, попробуйте поискать – представьте, что наш класс – это лес и здесь можно многое найти - то, что растёт в лесу, (дети встают и свободно двигаются по классу). Но искать можно только пока звучит музыка, как только она стихнет, все должны успеть сесть на место, иначе придётся держать ответ.
(Учащиеся находят грибы – названия на карточках)
- Угадайте, что это за гриб:
Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки
Под берёзою растут.
Как их зовут? (Подберёзовик)
а) работа с тетрадью с.39
- Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали? (растёт под берёзой)
Раскрасьте веточку берёзы. (Название вывешиваю на доску)
- Прочтите третью загадку. Что это за гриб? (Подосиновик) Почему его так назвали? (растёт под осиной)
(аналогично со второй и третьей загадкой)
- А вот это что за гриб:
А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
- Почему так назвали? Настоем этого гриба в старину морили мух.
Средь молодых сосёнок
В блестящей тёмной шапочке
Растет грибок … (Маслёнок)
- В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.
Люблю я в разных шляпках быть,
То в жёлтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки)
- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)
- А какой гриб здесь лишний? Почему? (мухомор, ядовитый)
- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)
- Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы?
ФИЗМИНУТКА
По углам кабинета тренажёры:
А |
Р Н |
|
Е И Я |
С Т |
Встаньте. Посмотрите внимательно по углам класса, по моей команде повернитесь и посмотрите туда, куда я укажу:
Гласные первого ряда
Гласные второго ряда
Парные согласные
Непарные согласные
Зажмурьте сильно глаза. Попытайтесь вспомнить, какие буквы вы видели. (Когда дети называют, я открываю на доске названную букву)
б) работа с учебником с.98 -99
- Прочтите какое слово из предложенных букв С Т А Е Н Я Р И получилось
Р А С Т Е Н И Я
- Поговорим о растениях и попытаемся разгадать, почему их так назвали.
(Работаем по с.98.)
Ну, а теперь задание сложнее – попробуйте самостоятельно догадаться, почему эти растения так назвали.
Работа в группах
- Подумайте, почему эти растения так назвали.
- Подорожник
- Одуванчик
- Колокольчик
- Вороний глаз
- Сахарный тростник
- Перекати-поле
- От каждой группы один человек защищает решение всей группы.
ФИЗМИНУТКА
Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
- Кто же это? (Жук)
- Да, существуют и такие названия – загадки и у животных, например у жуков – с. 99 учебник.
Работа в парах
- Попробуйте вдвоём разобраться, каких животных напоминают насекомые. Выполните задание на с.99.
Проверка фронтально.
III. Подведение итога урока.- Так о чём же мы сегодня говорили и что вы нового узнали?
- А сей час каждый из вас попробует отгадать кроссворд.
1. |
|||||||||||||
2. |
|||||||||||||
3. |
|||||||||||||
4. |
|||||||||||||
5. |
|||||||||||||
6. | |||||||||||||
- Гриб, у которого шляпки блестят, будто смазанные маслом
- Это растение может стрелять семенами, если его потрогать
- Грибы, похожие на лису
- Эти грибы никогда нельзя есть сырыми, хотя они так и называются
- Это растение растёт прямо на дороге
- Этот грибок можно найти в березняке
- Этот цветок любят пчёлы.
(Если дети правильно разгадают, то в тёмно-зелёных клетках прочтут слово “молодец”.)
Д/З: поищите дома, какие ещё есть растения или животные с интересными названиями и расскажите об этом в классе.