Развитие познавательного интереса на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цель урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями.

Ход урока

I. Орг.момент. Сообщение цели урока.

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку, а вот куда, отгадайте:

Кто как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой?

- Правильно, сегодня мы отправимся в лес.

- А как вы думаете, зачем ходят в лес?

- “Ходят в лес по ягоды по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашёл загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!” (Сладков Н.)

- Сегодня на уроке мы попробуем разгадать, отчего появились некоторые названия.

II. Работа над новой темой.

- Ну, что ж, попробуйте поискать – представьте, что наш класс – это лес и здесь можно многое найти - то, что растёт в лесу, (дети встают и свободно двигаются по классу). Но искать можно только пока звучит музыка, как только она стихнет, все должны успеть сесть на место, иначе придётся держать ответ.

(Учащиеся находят грибы – названия на карточках)

- Угадайте, что это за гриб:

Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки
Под берёзою растут.
Как их зовут?  (Подберёзовик)

а) работа с тетрадью с.39

- Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали? (растёт под берёзой)

Раскрасьте веточку берёзы. (Название вывешиваю на доску)

- Прочтите третью загадку. Что это за гриб? (Подосиновик) Почему его так назвали? (растёт под осиной)

(аналогично со второй и третьей загадкой)

- А вот это что за гриб:

А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)

- Почему так назвали? Настоем этого гриба в старину морили мух.

Средь молодых сосёнок
В блестящей тёмной шапочке
Растет грибок …    (Маслёнок)

- В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.

Люблю я в разных шляпках быть,
То в жёлтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это …    (Сыроежки)

- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

- А какой гриб здесь лишний? Почему? (мухомор, ядовитый)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

- Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы?

ФИЗМИНУТКА

По углам кабинета тренажёры:

А

         

Р Н

     

Е И Я

 

С Т

Встаньте. Посмотрите внимательно по углам класса, по моей команде повернитесь и посмотрите туда, куда я укажу:

Гласные первого ряда
Гласные второго ряда
Парные согласные
Непарные согласные

Зажмурьте сильно глаза. Попытайтесь вспомнить, какие буквы вы видели. (Когда дети называют, я открываю на доске названную букву)

б) работа с учебником с.98 -99

- Прочтите какое слово из предложенных букв С Т А Е Н Я Р И получилось

Р А С Т Е Н И Я

- Поговорим о растениях и попытаемся разгадать, почему их так назвали.

(Работаем по с.98.)

Ну, а теперь задание сложнее – попробуйте самостоятельно догадаться, почему эти растения так назвали.

Работа в группах

- Подумайте, почему эти растения так назвали.

  • Подорожник
  • Одуванчик
  • Колокольчик
  • Вороний глаз
  • Сахарный тростник
  • Перекати-поле

- От каждой группы один человек защищает решение всей группы.

ФИЗМИНУТКА

Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.

- Кто же это? (Жук)

- Да, существуют и такие названия – загадки и у животных, например у жуков – с. 99 учебник.

Работа в парах

- Попробуйте вдвоём разобраться, каких животных напоминают насекомые. Выполните задание на с.99.

Проверка фронтально.

III. Подведение итога урока.

- Так о чём же мы сегодня говорили и что вы нового узнали?

- А сей час каждый из вас попробует отгадать кроссворд. 

1.

                       

2.

                      

3.

               

4.

                 

5.

                   
6.                         
                   
  1. Гриб, у которого шляпки блестят, будто смазанные маслом
  2. Это растение может стрелять семенами, если его потрогать
  3. Грибы, похожие на лису
  4. Эти грибы никогда нельзя есть сырыми, хотя они так и называются
  5. Это растение растёт прямо на дороге
  6. Этот грибок можно найти в березняке
  7. Этот цветок любят пчёлы.

(Если дети правильно разгадают, то в тёмно-зелёных клетках прочтут слово “молодец”.)

Д/З: поищите дома, какие ещё есть растения или животные с интересными названиями и расскажите об этом в классе.