Цель:
- формирование понятия “Животное – живое существо”;
- расширение знаний детей: о питании животных, способах их передвижения, строительстве нор и гнезд, заботе о потомстве;
- систематизирование знаний о группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), важнейших отличительных признаках указанных групп;
- развитие простейших навыков самостоятельной работы при работе с дополнительной литературой;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с животными, карточки с заданиями, справочники, учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, энциклопедии, фрагмент видеозаписи “Воспитание потомства” из цикла “Семейная жизнь животных”.
Ход урока:
Звучит аудиозапись из телепередачи “В мире животных”.
I. Организационный момент.
Учитель:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
У. отгадайте загадки и предположите тему урока.
* Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед.
Дети: Пчела.
У. *Кто на елке, на суку
Счет ведет “Ку-ку - ку-ку”.
Дети: Кукушка.
У. *В клубок свернется, а взять не дается.
Дети: Еж.
У. * Она, как змейка,
В траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет.
Дети: Ящерица.
У. *Есть крылья, а не птица.
Ног нет, а не догонишь.
Дети: Рыба.
У. Послушайте еще раз отгадки: пчела, кукушка, еж, ящерица, рыба. Назовите отгадки одним словом.
Дети: Животные.
У. Кто догадался, какова тема урока?
Дети: Будем изучать животных.
У. Сообщает тему урока: “Животное – живое существо”.
Как понимаете смысл слова “Существо”?
Дети: существует, живет.
У. Раз существует, значит, живет: дышит, питается, производит потомство, передвигается.
II. Речевая разминка.
У.Закончите предложения: - Животные живут…
Дети: на земле, под землей, в воде, в небе.
У. – Животные добывают…
Дети: Пищу.
У. – Взрослые животные заботятся…
Дети: О потомстве.
У. – Животные строят…
Дети: Жилище для себя и потомства.
У. Итак, кто такие животные?
Дети: Животные – живые существа.
У.Что умеют делать животные?
Дети: Добывать пищу, строить норы и гнезда, заботиться о потомстве.
III. Работа с учебником “Окружающий мир” с.104.
У. Давайте наши предположения подтвердим текстом из учебника.
Дети: Читают текст в учебнике, обсуждают текст и убеждаются, что их выводы совпали с авторами учебника.
IV. Физминутка.
Выполняя ходьбу на месте, наклоны влево, вправо, поднимая руки вверх, вниз, учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- У кого из зверей фамилия Топтыгин?
- Кого считают царем зверей?
- Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
- Кого величают по отчеству Патрикеевна?
- Какой зверек дал название мужской прическе?
V. Беседа.
У. Как вы думаете, много ли видов животных на земле?
Д. Да.
У. Действительно, мир животных разнообразен.
На доске помещены картинки животных и запись, которую комментирует учитель:
На Земле обитает 5млн. видов животных:
- Насекомых – более 1млн. видов. Насекомые – первые живые существа, которые научились летать. Примерно 370млн. лет назад они покорили воздушную среду и с тех пор широко распространились по всей планете. Они живут на суше и в воде, во льдах и в пустынях.
У. Назовите, каких насекомых вы знаете?
- Звери, или млекопитающие, относятся к наиболее высокоразвитым представителям царства животных. Они появились на нашей планете примерно 20млн. лет назад. Звери живут на суше, в воде и даже в воздухе.
У. Назовите, каких зверей вы знаете?
- Птицы появились на Земле примерно 150млн. лет назад. Они произошли от древних рептилий и поначалу напоминали скорее летающих ящериц.
У. Назовите, каких птиц вы знаете?
- Рыбы – древнейшие позвоночные на Земле. Настоящие предки современных рыб появились на Земле примерно 400млн. лет назад. Они жили как в морях, так и в пресных водоемах.
У. Назовите, каких рыб вы знаете?
VI. Работа в парах.
Из энциклопедий ученики индивидуально находят сведения о таких животных:
I.Вариант:
О рептилиях.
II.Вариант:
О земноводных.
Затем ученики обмениваются найденной информацией друг с другом.
VII. Видеозапись фрагмента: “Воспитание потомства” из цикла “Семейная жизнь животных”.
У. Из увиденного фрагмента расскажите, как взрослые животные заботятся о потомстве.
VIII. Работа в группах. Логическое упражнение.
Класс делиться на четыре группы(5 -6 человек в группе).
Каждая группа имеет карточку с заданием:
Задание:
1. Определить, чем отличается один вид животного от другого.
2. Выберите и отметьте в карточке о каком виде животного говориться.
Карточка №1. Имеют шесть ног. Тело покрыто полосками, будто бы насечено. Живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве. Звери Птицы Насекомые Рыбы |
Карточка №2. У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок. Звери Птицы Насекомые Рыбы |
Карточка №3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Детенышей вскармливают молоком. Звери Птицы Насекомые Рыбы |
Карточка №4. Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Потомство выводят из яиц. Звери Птицы Насекомые Рыбы |
Ученики в группах обсуждают задания на карточке и находят нужный вариант.
IX. Соображалки.
Индивидуальная работа в тетради “Учимся думать и фантазировать”.
а) Найди двух одинаковых зайчат.
б) Соедини линиями. Кто как передвигается?
в) Раскрась около тех животных, которые живут в нашем лесу.
После выполнения задания в тетради дети осуществляют взаимопроверку. (Обмениваются друг с другом тетрадями).
X.Физминутка.
XI. Ролевая игра “Угадай кто это?”
Класс делиться на пять групп.
Задание: Обсудить в группах о ком говорится в карточке. Распределить роли, рассказать и показать животное так, чтобы дети другой группы догадались о каком животном говориться в вашей карточке.
Карточка №1. Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я – страшный хищник. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые. Крылышки у меня красного цвета, на них есть черные пятнышки. |
Карточка №2. Я совсем невредная. Все это не правда! Я действительно выделяю сильно пахучую жидкость, но не каких бородавок. Опытные огородники приносят нас на огород. Когда становится темно, я выползаю на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык. |
Карточка №3. Я целыми днями стучу по стволам деревьев. В ствол я упираюсь упругим хвостом, цепляюсь сильными лапками и долблю крепким клювом. Меня называют лесным доктором. |
Карточка №4. Я живу за полярным кругом, среди вечных льдин и снегов. Я не боюсь холода. В самые лютые морозы купаюсь в ледяной воде, хорошо ныряю и плаваю. Моя любимая пища – тюлени, рыба. |
Карточка №5. Я персонаж народной сказки. Обитаю в речке. Я – хищница, подкарауливаю добычу, затаившись в зарослях водных растений. Заметив рыбку, делаю бросок и хватаю её огромной пастью. |
После разбора карточек, распределения ролей каждая группа показывает своё животное, а другие группы определяют загаданное животное.
XII.Смешинки. Творческая работа.
В тетради “Учимся думать и фантазировать” с.58 нарисуй забавное животное; самое страшное, по-твоему, животное; самое красивое, по-твоему, животное.
XIII. Итог урока.
У. Что нового, необычного вы узнали на уроке?
Какие моменты для вас были наиболее интересными?
Кто от работы на уроке, от полученных знаний остался доволен? У кого что-то не получилось? Выслушиваются ответы детей.
В тетради на с.58 раскрасьте фигуры так, чтобы все поняли: у тебя хорошее настроение.