Тема урока: "Животное – живое существо" (по предмету "Окружающий мир"). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • формирование понятия “Животное – живое существо”;
  • расширение знаний детей: о питании животных, способах их передвижения, строительстве нор и гнезд, заботе о потомстве;
  • систематизирование знаний о группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), важнейших отличительных признаках указанных групп;
  • развитие простейших навыков самостоятельной работы при работе с дополнительной литературой;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с животными, карточки с заданиями, справочники, учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, энциклопедии, фрагмент видеозаписи “Воспитание потомства” из цикла “Семейная жизнь животных”.

Ход урока:

Звучит аудиозапись из телепередачи “В мире животных”.

I. Организационный момент.

Учитель:

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.

У. отгадайте загадки и предположите тему урока.

* Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед.

Дети: Пчела.

У. *Кто на елке, на суку
Счет ведет “Ку-ку - ку-ку”.

Дети: Кукушка.

У. *В клубок свернется, а взять не дается.

Дети: Еж.

У. * Она, как змейка,
В траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет.

Дети: Ящерица.

У. *Есть крылья, а не птица.
Ног нет, а не догонишь.

Дети: Рыба.

У. Послушайте еще раз отгадки: пчела, кукушка, еж, ящерица, рыба. Назовите отгадки одним словом.

Дети: Животные.

У. Кто догадался, какова тема урока?

Дети: Будем изучать животных.

У. Сообщает тему урока: “Животное – живое существо”.

Как понимаете смысл слова “Существо”?

Дети: существует, живет.

У. Раз существует, значит, живет: дышит, питается, производит потомство, передвигается.

II. Речевая разминка.

У.Закончите предложения: - Животные живут…

Дети: на земле, под землей, в воде, в небе.

У. – Животные добывают…

Дети: Пищу.

У. – Взрослые животные заботятся…

Дети: О потомстве.

У. – Животные строят…

Дети: Жилище для себя и потомства.

У. Итак, кто такие животные?

Дети: Животные – живые существа.

У.Что умеют делать животные?

Дети: Добывать пищу, строить норы и гнезда, заботиться о потомстве.

III. Работа с учебником “Окружающий мир” с.104.

У. Давайте наши предположения подтвердим текстом из учебника.

Дети: Читают текст в учебнике, обсуждают текст и убеждаются, что их выводы совпали с авторами учебника.

IV. Физминутка.

Выполняя ходьбу на месте, наклоны влево, вправо, поднимая руки вверх, вниз, учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- У кого из зверей фамилия Топтыгин?

- Кого считают царем зверей?

- Какой зверь помогает нам переходить дорогу?

- Кого величают по отчеству Патрикеевна?

- Какой зверек дал название мужской прическе?

V. Беседа.

У. Как вы думаете, много ли видов животных на земле?

Д. Да.

У. Действительно, мир животных разнообразен.

На доске помещены картинки животных и запись, которую комментирует учитель:

На Земле обитает 5млн. видов животных:

- Насекомых – более 1млн. видов. Насекомые – первые живые существа, которые научились летать. Примерно 370млн. лет назад они покорили воздушную среду и с тех пор широко распространились по всей планете. Они живут на суше и в воде, во льдах и в пустынях.

У. Назовите, каких насекомых вы знаете?

- Звери, или млекопитающие, относятся к наиболее высокоразвитым представителям царства животных. Они появились на нашей планете примерно 20млн. лет назад. Звери живут на суше, в воде и даже в воздухе.

У. Назовите, каких зверей вы знаете?

- Птицы появились на Земле примерно 150млн. лет назад. Они произошли от древних рептилий и поначалу напоминали скорее летающих ящериц.

У. Назовите, каких птиц вы знаете?

- Рыбы – древнейшие позвоночные на Земле. Настоящие предки современных рыб появились на Земле примерно 400млн. лет назад. Они жили как в морях, так и в пресных водоемах.

У. Назовите, каких рыб вы знаете?

VI. Работа в парах.

Из энциклопедий ученики индивидуально находят сведения о таких животных:

I.Вариант:

О рептилиях.

II.Вариант:

О земноводных.

Затем ученики обмениваются найденной информацией друг с другом.

VII. Видеозапись фрагмента: “Воспитание потомства” из цикла “Семейная жизнь животных”.

У. Из увиденного фрагмента расскажите, как взрослые животные заботятся о потомстве.

VIII. Работа в группах. Логическое упражнение.

Класс делиться на четыре группы(5 -6 человек в группе).

Каждая группа имеет карточку с заданием:

Задание:

1. Определить, чем отличается один вид животного от другого.

2. Выберите и отметьте в карточке о каком виде животного говориться.

Карточка №1.

Имеют шесть ног. Тело покрыто полосками, будто бы насечено.

Живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Карточка №2.

У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Карточка №3.

Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Детенышей вскармливают молоком.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Карточка №4.

Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Потомство выводят из яиц.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Ученики в группах обсуждают задания на карточке и находят нужный вариант.

IX. Соображалки.

Индивидуальная работа в тетради “Учимся думать и фантазировать”.

а) Найди двух одинаковых зайчат.

б) Соедини линиями. Кто как передвигается?

в) Раскрась   около тех животных, которые живут в нашем лесу.

После выполнения задания в тетради дети осуществляют взаимопроверку. (Обмениваются друг с другом тетрадями).

X.Физминутка.

XI. Ролевая игра “Угадай кто это?”

Класс делиться на пять групп.

Задание: Обсудить в группах о ком говорится в карточке. Распределить роли, рассказать и показать животное так, чтобы дети другой группы догадались о каком животном говориться в вашей карточке.

Карточка №1.

Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я – страшный хищник. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые. Крылышки у меня красного цвета, на них есть черные пятнышки.

Карточка №2.

Я совсем невредная. Все это не правда! Я действительно выделяю сильно пахучую жидкость, но не каких бородавок. Опытные огородники приносят нас на огород. Когда становится темно, я выползаю на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык.

Карточка №3.

Я целыми днями стучу по стволам деревьев. В ствол я упираюсь упругим хвостом, цепляюсь сильными лапками и долблю крепким клювом. Меня называют лесным доктором.

Карточка №4.

Я живу за полярным кругом, среди вечных льдин и снегов. Я не боюсь холода. В самые лютые морозы купаюсь в ледяной воде, хорошо ныряю и плаваю. Моя любимая пища – тюлени, рыба.

Карточка №5.

Я персонаж народной сказки. Обитаю в речке. Я – хищница, подкарауливаю добычу, затаившись в зарослях водных растений.

Заметив рыбку, делаю бросок и хватаю её огромной пастью.

После разбора карточек, распределения ролей каждая группа показывает своё животное, а другие группы определяют загаданное животное.

XII.Смешинки. Творческая работа.

В тетради “Учимся думать и фантазировать” с.58 нарисуй забавное животное; самое страшное, по-твоему, животное; самое красивое, по-твоему, животное.

XIII. Итог урока.

У. Что нового, необычного вы узнали на уроке?

Какие моменты для вас были наиболее интересными?

Кто от работы на уроке, от полученных знаний остался доволен? У кого что-то не получилось? Выслушиваются ответы детей.

В тетради на с.58 раскрасьте фигуры так, чтобы все поняли: у тебя хорошее настроение.