Открытый урок по теме: "Операции над множествами"

Разделы: Математика, Информатика


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: медиалекция с исследованием.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Цели:

а) образовательные: формирование умений выделять множества, подмножества; формирование навыков находить на изображениях область пересечения и объединения множеств и называть элементы из этой области;

б) развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать;

в) воспитательные: воспитывать аккуратность и внимательность при обращении с компьютером и при решении заданий в рабочей тетради;

Средства обучения: проектор, ноутбуки, магнитно-маркерная доска, магниты, маркеры, раздаточный материал, наглядные пособия для решения упражнений из учебника у доски;

Программное обеспечение: 1)Учебник-тетрадь “Информатика в играх и задачах” 3 класс, Горячев А. В., издательств “Баласс”, 2002. 2) CD – обучающая программа “Мир информатики”: медиалекция “Отношения между множествами. Объединение множеств”, тренажер “Гимнастика для рук” и “Работа с мышью”.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 5 мин.
  3. Сообщение темы и постановка целей урока – 1 мин.
  4. Изложение нового материала – 4 мин.
  5. Закрепление изученного материала – 10 мин.
  6. Физкультминутка – 2 мин.
  7. Применение изученного материала в самостоятельном решении – 5 мин.
  8. Работа на тренажере – 9 мин.
  9. Подведение итогов урока – 2 мин.
  10. Постановка домашнего задания – 1 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент – Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу.

2. Проверка домашнего заданияопрос учеников по домашним заданиям из рабочей тетради № 7, 9 , 10. Проверка обязательно выполняется у доски с заранее подготовленными на доске таблицами, рисунками и карточками.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

3. Сообщение темы и постановка целей урокана сегодняшнем уроке мы продолжим изучение множеств, операций с множествами, будем выделять элементы из подмножеств, из области пересечения и объединения множеств.

4. Изложение нового материалана данном этапе урока мы прослушаем медиалекцию по теме “Отношения между множествами. Объединение множеств” а после прослушивания выполним предложенные задания.

Рисунок 4

5. Закрепление изученного материала – а) решение вместе с учениками упражнений № 1, 3, 5 из обучающей программы по изучаемой теме: №1 - определить, какие два множества объединены и выделить лишний элемент; №3- составить множества из соответствующих элементов, выделив элемент на пересечении множеств; №5- составить множества, выделив подмножества и его элементы (перед вами фрагмент упражнения №3):

Рисунок 5

б) решение у доски вместе с учениками заданий из рабочей тетради, с заранее подготовленными таблицами и рисунками на доске: № 13,15 (придумать и вписать пропущенные названия множеств, определение элементов пересечения, объединения, отрицания множеств; определение количества элементов полученных множеств).

Рисунок 6

Рисунок 7

6. Физкультминуткапроведение при помощи программы “Гимнастика для рук”

Рисунок 8

7. Применение изученного материала в самостоятельном решенииученики самостоятельно выполняют задания в обучающей программе по изученной теме: № 2- определить названия объединенных множеств и выделить лишний элемент;№4- составить множества, выделив подмножества и его элементы;№6- составить из данных элементов множество, являющееся объединением данных множеств (предлагается фрагмент упражнения №2 из программы):

Рисунок 9

8. Работа на тренажерезакрепить навыки пользования манипулятором – компьютерная мышь с помощью тренажера “Работа с мышью” (задания на попадание указателем мышки в определенные объекты - перед вами фрагмент из программы упражнения №3, ребята выполняют все 4 упражнения).

Рисунок 10

9. Подведение итогов урокаитоги урока подводятся оценкой знаний отвечавших учеников и словами учителя о том, что множества можно объединять по какому-либо признаку, находить элементы на пересечении множеств, выделять подмножества из данного множества и называть его элементы.

10. Постановка домашнего заданиявыполнить задания № 16,17 из рабочей тетради (№16 - определение количества элементов полученных множеств; №17 - установить соответствие между схематическим изображением множеств с пояснениями к схемам).