Тип урока: комбинированный.
Вид урока: медиалекция с исследованием.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Цели:
а) образовательные: формирование умений выделять множества, подмножества; формирование навыков находить на изображениях область пересечения и объединения множеств и называть элементы из этой области;
б) развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать;
в) воспитательные: воспитывать аккуратность и внимательность при обращении с компьютером и при решении заданий в рабочей тетради;
Средства обучения: проектор, ноутбуки, магнитно-маркерная доска, магниты, маркеры, раздаточный материал, наглядные пособия для решения упражнений из учебника у доски;
Программное обеспечение: 1)Учебник-тетрадь “Информатика в играх и задачах” 3 класс, Горячев А. В., издательств “Баласс”, 2002. 2) CD – обучающая программа “Мир информатики”: медиалекция “Отношения между множествами. Объединение множеств”, тренажер “Гимнастика для рук” и “Работа с мышью”.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Проверка домашнего задания – 5 мин.
- Сообщение темы и постановка целей урока – 1 мин.
- Изложение нового материала – 4 мин.
- Закрепление изученного материала – 10 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Применение изученного материала в самостоятельном решении – 5 мин.
- Работа на тренажере – 9 мин.
- Подведение итогов урока – 2 мин.
- Постановка домашнего задания – 1 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент – Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу.
2. Проверка домашнего задания – опрос учеников по домашним заданиям из рабочей тетради № 7, 9 , 10. Проверка обязательно выполняется у доски с заранее подготовленными на доске таблицами, рисунками и карточками.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
3. Сообщение темы и постановка целей урока – на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение множеств, операций с множествами, будем выделять элементы из подмножеств, из области пересечения и объединения множеств.
4. Изложение нового материала – на данном этапе урока мы прослушаем медиалекцию по теме “Отношения между множествами. Объединение множеств” а после прослушивания выполним предложенные задания.
Рисунок 4
5. Закрепление изученного материала – а) решение вместе с учениками упражнений № 1, 3, 5 из обучающей программы по изучаемой теме: №1 - определить, какие два множества объединены и выделить лишний элемент; №3- составить множества из соответствующих элементов, выделив элемент на пересечении множеств; №5- составить множества, выделив подмножества и его элементы (перед вами фрагмент упражнения №3):
Рисунок 5
б) решение у доски вместе с учениками заданий из рабочей тетради, с заранее подготовленными таблицами и рисунками на доске: № 13,15 (придумать и вписать пропущенные названия множеств, определение элементов пересечения, объединения, отрицания множеств; определение количества элементов полученных множеств).
Рисунок 6
Рисунок 7
6. Физкультминутка – проведение при помощи программы “Гимнастика для рук”
Рисунок 8
7. Применение изученного материала в самостоятельном решении – ученики самостоятельно выполняют задания в обучающей программе по изученной теме: № 2- определить названия объединенных множеств и выделить лишний элемент;№4- составить множества, выделив подмножества и его элементы;№6- составить из данных элементов множество, являющееся объединением данных множеств (предлагается фрагмент упражнения №2 из программы):
Рисунок 9
8. Работа на тренажере – закрепить навыки пользования манипулятором – компьютерная мышь с помощью тренажера “Работа с мышью” (задания на попадание указателем мышки в определенные объекты - перед вами фрагмент из программы упражнения №3, ребята выполняют все 4 упражнения).
Рисунок 10
9. Подведение итогов урока – итоги урока подводятся оценкой знаний отвечавших учеников и словами учителя о том, что множества можно объединять по какому-либо признаку, находить элементы на пересечении множеств, выделять подмножества из данного множества и называть его элементы.
10. Постановка домашнего задания – выполнить задания № 16,17 из рабочей тетради (№16 - определение количества элементов полученных множеств; №17 - установить соответствие между схематическим изображением множеств с пояснениями к схемам).