Тема: Обобщающий урок по теме “Площади криволинейных трапеций”.
Графические возможности языка программирования Visual Basic.
Цели: Систематизация знаний, привитие интереса к предметам, умение использовать свои знания по математике в области информатики.
Задачи: 1. Развивать умение самостоятельно развивать свои возможности, решать задания, проводить самоконтроль, самооценку и взаимоконтроль.
2. Показать взаимосвязь предметов между собой и жизнью.
3. Формировать умение работать в группах.
4. Развивать познавательный интерес.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, опорные схемы.
Ход урока.
I. Вступление.
Учитель математики: сегодня наш урок пройдет необычно, а в форме научно-практической конференции.
II. Теоретическая часть.
1. Учитель математики: Разрешите открыть научную конференцию по теме “Площадь криволинейной трапеции”. Девизом нашего заседания будут слова Н.К.Крупской “Математика (основная наука) обрастает целым рядом прикладных наук и … знание основ математики облегчает овладение прикладными науками”.
Сегодня мы ставим перед собой следующие цели: систематизировать знания, привить интерес к предметам, развивать умение использовать свои знания по математике в области информатики.
Учитель информатики. Задачи на сегодняшнюю конференцию: развивать умение самостоятельно развивать свои возможности, решать задания, проводить самоконтроль, самооценку и взаимоконтроль. Показать взаимосвязь предметов между собой и жизнью. Формировать умение работать в группах. Развивать познавательный интерес к предметам математики и информатики.
2. Учащиеся предварительно разбиваются на группы по 3 человека, в каждой группе выбирается математик и 2 программиста. Группам даны задания придумать названия своим группам и разработать эмблемы.
Организаторы конференции производят регистрацию участников (представление микрогрупп) и выдают каждой группе пакет документов (брошюру с программой конференции, текст задания для группы на урок, текст домашнего задания, картинки для бесбальной оценки урока, оценочные листы, бумага для работы).
Учитель информатики: в результате работы нашей конференции должен появиться электронный справочник по теме “Площадь криволинейной трапеции”.
3. Одной из групп дается опережающее задание разработать презентацию по теме “История первообразной”.
Учитель математики: предоставляем слово микрогруппе с презентацией по теме “История первообразной”.
4. Группе консультантов дается опережающее задание разработать презентацию по теме “Некоторые случаи вычисления площадей криволинейных трапеций”.
Учитель информатики: группа консультантов познакомит вас с некоторыми случаями при вычислении площадей криволинейных трапеций.
5. Психологическая игра “Телеграмма”. Участники каждой микрогруппы и гости записывают свои инициалы. Каждая буква – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. (Например: организаторы конференции - Иванова Ольга Михайловна, Кононученко Ольга Васильевна – И, О, М, К, О, В. “Мама, идет очень важная конференция. Ольги”).
III. Практическая часть.
1. Учитель информатики: каждая группа получила свое задание, результат работы над которым войдет в электронный справочник. В среде программирования Visual Basic с помощью графических средств этого языка вы должны построить чертеж криволинейной трапеции и обеспечить автоматическое вычисление ее площади при задании пользователем промежутков интегрирования. Работу над заданием в группах целесообразно разделить между математиками и программистами. К вашим услугам группа консультантов и организаторы конференции. Желаем успеха.
Учитель математики: работа с опорными сигналами. <Приложение 1>
2. Работа в группах (консультанты и организаторы оказывают помощь).
Задания для групп (разноуровневые).
1. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями y=9-x2 и y=2x+6.
2. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиком функции y(x)=4x-x2 и касательной к графику в точке с абсциссой x0=3.
3. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиками функций y=x2+3 и y=2x2-x+1.
4. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиком функции y=2-x2 и прямыми y=0, x=-1, x=0.
5. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиком функции f(x)=x3+2 (при x0), прямой x=0 и касательной к графику в точке с абсциссой x0=1.
3. Работа в группах завершена. Консультанты по компьютерной сети собирают готовые приложения на один компьютер и готовят общую презентацию “Электронный справочник”. Остальным учащимся демонстрируется презентация на расслабление глаз.
4. Группа консультантов демонстрируют получившийся “Электронный справочник”.
5. Закрытие конференции.
Учитель математики просит каждого заполнить и сдать оценочные листы.<Приложение 2>
Задание и пояснение домашнего задания:
1. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиком функции y=1/2sinx и прямыми y=0, x=п/3, x=2/3п.
2. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиками функций
y=3-x2 и y=2x.
На этом работа нашей конференции завершена.
Учитель информатики: уважаемые гости и участники конференции, просим поделиться с нами своим впечатлением об уроке (рефлексия). Все участники и гости в коробку кладут рисунок, соответствующий их мнению об уроке (безбальная оценка). <Рисунок 1>