Становление ценностных ориентиров подростков как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. По мнению Шиловой М. И., в процессе социализации человек входит в систему социальных отношений путём воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений в результате развития и саморазвития личности. (7, с.23). При этом развитие личности зависит еще и от того, насколько верно организован процесс индивидуализации воспитания, как широко он позволяет раскрыть индивидуальные способности подростка, дать возможность реализовать себя в деятельности, осуществляя общественные преобразования.
Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле - социально- значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.
Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или организаций через средства социальных проектов, но вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии. Ведущая идея такой организации системы воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, развивая в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально-значимую деятельность.
Поэтому большое значение отводится профессиональным и личностным качествам руководителей детских и молодежных общественных организаций, которые и осуществляют процесс воспитания подростков и обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности ребенка, его самореализации. Такими социально-педагогическими условиями может быть наличие в объединении:
- атмосферы партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
- “ситуации успеха” подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокого уровня готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;
- активной жизненной позиции педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность;
- широкого и деятельного участия государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.
В настоящее время районной молодежной детской общественной организацией “Аквилон” Калининского района города Новосибирска накоплен позитивный опыт реализации инициатив по различным направлениям досуга, здорового образа жизни, патриотического, гражданского, художественного, эстетического и социального воспитания. Данное детское объединение было образовано 10 октября 1999 года на основе совета Старшеклассников МОУ СОШ № 184. главной целью организации является: формирование позитивного социального опыта, готовности к активным социальным действиям. Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
- создание благоприятных условий для сознательного выбора сферы социально значимой
- деятельности и выражения членами организации своих интересов;
- расширение содержания и форм социальной активности воспитанников;
- воспитание качеств лидера;
- оказание помощи конкретным детям в овладении доступными для них способами
- реализации своих прав в государстве и обществе;
- укрепление гражданской, патриотической позиции в пределах возможностей социального
- действия детского коллектива;
- обучение аргументированному выбору стратегии жизненного пути, успешному выбору
- будущей профессиональной деятельности.
Взаимосвязь педагогического и детского самоуправления осуществляется на следующих уровнях:
- социально-психологический – взрослые и дети – члены одной организации, от их взаимопонимания, умения общаться друг с другом, желания избегать конфликтов зависит успешность ее жизнедеятельности
- нормативно-правовой – обеспечение гарантий, которые позволяли бы органам детского самоуправления полноценно реализовывать свои функции. Гарантом выступают педагоги – взрослые
- организационно-управленческий – взрослые и дети взаимодействуют в управлении коллективом через работу органов соуправления, которые вырабатывают общие решения, составляют реально выполнимые программы деятельности.
Организация ведет свою деятельность по нескольким направлениям: информационный центр (выпуск печатной продукции, ежемесячной газеты “Классная жизнь”), школа Лидера, научное общество (проведение исследований и написание работ на школьные, районные и городские научно-практические конференции), шоу-программы, вожатское мастерство.
Одним из ярких примеров по включению подростков в социально-значимую деятельность является организация деятельности пришкольного летнего лагеря на базе МОУ СОШ № 184, благоустройство пришкольной территории, создание и реализация проекта направленного на улучшение общего микроклимата в классных коллективах.
Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своего и общего социально-значимого идеала в реальности. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность музыкальной, изобразительной, литературной и театральной направленности происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в областных, городских и районных конкурсах, при работе вожатыми в летней смене пришкольного лагеря активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и областных научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациями.
В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, дает возможность утверждать о высокой степени готовности как подростковой группы в целом, так и в частности каждого члена группы к совместному и индивидуальному осуществлению общественно-значимых преобразований.
Еще одними ярким примером воспитательного влияния социально-значимой деятельности детских и молодежных общественных организаций является работа школы Лидера. Цели деятельности данной школы определяются потребностями общества, они сформулированы Федеральным законом “Об образовании” и уставом РМДОО “Аквилон”.
Члены “Аквилона” - это будущие специалисты, а может быть и руководители различных направлений промышленности. От их личностных качеств и направленности во многом зависят качественные преобразования в нашем обществе. С появлением детских организаций и становлением самоуправления появилась возможность реализовать активную гражданскую позицию и испытать себя в роли лидеров. Стремление подростка выполнять руководящую функцию ставит необходимость овладения им специальными знаниями и умениями, которые бы способствовали его личностному росту, и позволил бы эффективно управлять группой в тех или иных условиях.
Решение этой задачи осуществляется через деятельность школы Лидера, представляющей собой сообщество детей и взрослых, совместная деятельность которых направлена на воспитание лидерских качеств каждого члена РМДОО “Аквилон”, а также на формирование и проявление лидерской позиции в практической деятельности. Девиз школы “Хочешь быть лидером – будь им!”
Главная цель школы Лидера – формирование личности детского и молодежного лидера с гражданской и гуманистической направленностью.
Задачи школы Лидера:
- Создать условия для актуализации потребности в саморазвитии и формировании лидерской позиции у участников школы через включение их в различные виды деятельности по направлениям работы школы.
- Развить творческий и интеллектуальный потенциал молодых людей как лидеров детских и молодежных объединений и организаций.
- Научить лидеров технологиям психологической культуры общения, влияния на людей, технологиям самопомощи в современных условиях.
Школа ведет свою деятельность в трех пространствах:
- учебное - строится на основе лекционно-практических занятий, посвященных вопросам психологии управления, самоорганизации, теории лидерства;
- деятельностное - означает реализацию конкретных социальных проектов на основе полученных знаний и умений;
- рефлексивное - анализ участниками школы своих практических действий, осмысление теории через практику и обратно, освоение технологий анализа и рефлексии.
Содержание учебного блока основано на субъектно-деятельностном, ценностном подходах к рассмотрению лидерства как явления групповой жизни. Учебный блок включает в себя следующие разделы:
- лидерство как явление групповой жизни; диагностика и формирование лидерских качеств; роль лидера в групповой структуре и динамике;
- эффективные коммуникации.
На наш взгляд, деятельность школы Лидера должна ориентироваться на перспективу возможного расширения круга участников школы из числа учащихся школы № 184, как являющихся реальными лидерами, так и желающих самосовершенствоваться в данном направлении.
Таким образом, организуя процесс воспитания в детских и молодежных общественных организациях, следует учитывать воспитательные возможности социально-значимой деятельности подростков и их интересы и потребности создавая определенные условия для участия детей и подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы, мы вполне можем рассчитывать на повышение качества воспитания, и творческого развития самой личности.
Литература
- Гиль СС. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М.. 1 Социальный проект, 2003. 492 е.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация в воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Педагогическое общество России. 2000. - 304 с.
- Организатору детского движения. Сборник документов и методических материалов/Сост. ИП. Руденко. ЛА. Муравьева - Самара, 2003 -72 е
- Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. - М., 2003. - 512с.
- Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 - х частях/ Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.- Москва, 2000.- Часть 1. - 240 с.
- Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003. - 214 г.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.