Цели:
- Закрепление знаний по теме “Имя прилагательное”.
- Развитие речи учащихся.
- Воспитание любви к труду и людям труда.
Оборудование: Работы детей – выставка, карточки для словарной работы, цветок – “ромашка” с вопросами, фотографии зимних спортивных игр.
План
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Имя прилагательное”. Посмотрим, над чем надо еще поработать по данной теме. Цель нашего урока – выявить знатоков темы. Жюри оценит вашу работу. Стихотворение “Веселые рифмы” читает Нестерова Маша.
Очень занимательное -
Имя Прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме “милая,
Красивая, любимая”,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы все отличным стало
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
3. Игра “Во всех падежах”.
Послушайте стихотворение Ю. Карасевой “Приключения зеленого листа” и с помощью карточек падежей покажите в каких падежах стоит словосочетание “зеленый лист”.
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг – к зеленому листу,
Лапой хвать зеленый лист
Дескать, поиграем.
“Не хочу”, - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
- Итак, вспомним: сколько падежей в русском языке? Назовем их хором.
– А теперь назовите любые 2 цифры до 7. (Дети, стоящие по списку под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки цветка “ромашка” с вопросами и готовятся к ответу).
Каждый из вас, ребята, посещает какой-нибудь кружок – изделия из глины и бересты, мягкая игрушка. Какие удивительные вещи творят ваши умелые руки!
Особенно хочется отметить работы из бересты. Ведь наша школа готовит берестянщиков. И нашит мальчики заинтересовались такой работой и уже успели сделать матрешек.
Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не бояться холода
В ссадинах
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете. (В. Коркин)
- А сейчас послушаем тексты-описания любимых игрушек, сделанных руками ребят (Дети зачитывают тексты и показывают свои игрушки).
- Послушаем ответы на вопросы “ромашки”.
Вопросы:
- Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связано в предложении имя прилагательное? Привести пример.
- Как изменяется имя прилагательное?
- В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?
- Как определить число, род, падеж имени прилагательного?
А теперь поработаем все вместе на листочках. Членам жюри выбрать безошибочные работы.
а) – Послушать и записать сочетания прилагательного с существительным, указать число, род.
(Звучит в грамзаписи стихотворение М Исаковского “Вишня”).
б) – Просклонять письменно
1 Вариант – зеленая ветка
2 Вариант – зеленый листок
3 Вариант – зеленое дерево
4 Вариант – зеленые кусты
в) Словарная работа (Ученики работают с карточками-буквами-безударными гласными). Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.
Авт*мобиль, д*ректор, б*лет, в*гон, в*кзал, к*стер, х*зяйство.
г) Изменить по родам:
Интересный (фильм, работа, решение).
Прекрасный (рассказ, погода, дело).
4. Физкультминутка.
5. Работа по развитию речи.
- Ребята, какие события происходят в Америке?
Вы внимательно следите за Олимпийскими играми. Составьте предложения, в которых были бы имена прилагательные. Одно предложение разберите по членам и частям речи.
- Все ли могут стать участниками олимпиады?
- Чтобы стать участниками олимпиады, нужно много трудиться, как и в любом деле. Наш девиз: “Тяжело в ученье, легко в бою”.
- В каком бою? (В работе, в учебе, в спорте, в жизни).
- Какие пословицы о труде вы знаете?
(Дерево ценят по плодам, а человека по делам. Землю красит солнце, а человека труд. Суди о человеке по его делам. Терпенье и труд все перетрут. Счастливым и красивым делает человека работа. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Всякая работа человека хвалит).
6. Игра “Когда это бывает?”
Угадайте по признакам время года. Какие признаки помогли узнать время года?
Голубые, синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)Лес и поле в зелени
Синяя река
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога. (Зима)
– Перед вами стихотворение Э. Мошковской, в котором говорится о хорошо знакомом предмете. Оставьте на доске нужную часть речи, которая поможет вам угадать этот предмет. (Имя прилагательное).
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый. (Это весенний снег)
Посмотрите внимательно на все, что вас окружает в классе.
Напишите 3 словосочетания: прилагательное + существительное в м.р., ж.р., с.р..
7. Жюри подводит итоги смотра-знаний.
А дети отгадывают загадки.
Я черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу изображу. (Цветной карандаш)Он пушистый, серебристый,
Белый, белый, чистый, чистый,
Ватой наземь лег. (Снег)
8. Закончить пословицы, подбирая по смыслу прилагательные.
Хороша речь короткая, а веревка … .(длинная)
У ленивой лошади всегда повозка … .(тяжелая)
У спорого кузнеца руки черные, да хлеб … . (белый)
9. Объявление итогов смотра-знаний.
10. Домашнее задание: придумать загадку с прилагательным.