Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием среднее арифметическое и алгоритмом нахождения его.
- Показать практическую направленность этого понятия в ходе решения задач.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
I. Постановка цели урока
Тема сегодняшнего урока “Среднее арифметическое”. Вы сегодня узнаете, что такое среднее арифметическое и как его находить, где мы встречаемся с ним. Продолжим совершенствовать вычислительные навыки. (слайд № 1)
II. Проверка домашнего задания
Задание было дано на предыдущем уроке, дифференцировано (смотри приложение № 1)
Ответьте на вопросы:
- Цветок, который приобретает волшебные свойства 9 сентября, выпив с ним вино, девушка стала бессмертным существом. (Хризантема)
- Растение, которое называют кипарисом и служащие в средневековья для окуривания жилищ во время эпидемий (можжевельник)
- Соком этого растения был отравлен датский король, сейчас оно входит в состав мазей для лечения радикулита (дурман)
- В народе это растение называют земляными огурцами (ирис)
- Корой, какого дерева в старину “заговаривали” зубы? (осина)
III. Устная работа
Цель: Выработать вычислительный навык в выполнении действий с десятичными дробями.
Вы будете работать по карточкам (на которых написаны примеры и ответы к этим примерам. Ребенок задает вопрос другому, и сразу сверяет правильность ответа) сначала в парах, а затем в парах сменного состава.
Задача: проработать как можно больше карточек. (см. приложение №2).
IV. Изучение нового
Читается отрывок из сказочной повести о Мумми-тролле (смотри приложение№ 3) и одновременно показываются слайды № 2 и № 3
- Кто может сказать, что такое среднее арифметическое и алгоритм нахождения его? (слайд № 4)
Работа в парах по отработке определения и способе нахождения среднего арифметического.
V. Закрепление нового материала
- Ваша задача научиться находить среднее арифметическое нескольких чисел. Рассмотреть применение среднего арифметического в решение задач. Работаем все вместе. (слайд № 5 и № 6)
После разбора примера и задачи со слайдов вы будите работать в группах, в которых командир ведет табло учета выполненных заданий детьми группы. (смотри приложение № 4)
После выполнения задания ученик сверяет ответы с карточкой контроля (решенное задание учителем) и выполняют следующее задание.
Более сильные ученики, решившие своё задание, могут выполнить проверочную работу и сами её проверить по ключу (оценка ставится на усмотрение ученика).
Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9
б) 3,8
в) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А) 3
б) 6
в) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3
б) 4
в) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
А) 12
б) 5
в) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78
б) 19,24
в) 12,43
VI. Подведение итогов
Подходит к концу наш урок, и давайте подведем итог.
- Что вы узнали нового на уроке?
- Достигнута цель урока?
- Найдите свою оценку за четверть (заранее выписываются на листочек каждому ученику его текущие оценки и находят свою четвертную оценку)
- Где в жизни вы встречаетесь со средним арифметическим?
- Выберите домашнее задание, исходя из того, как вы работали на уроке