Цели урока:
- Познакомить учащихся с круговыми диаграммами, учить их строить, анализировать.
- Продолжить работу по решению задач на нахождение части числа.
Оборудование: транспортир, циркуль, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Есть терпение, будет и умение.
- это девиз нашего урока
Игра на внимание.
(На доске, показ на 1,2 секунды, затем дети изображают в тетради).
Затем учитель тихонько убирает цифры и спрашивает:
О чем сегодня говорит нам это число? (день Космонавтики).
II. Устный счет. Актуализация знаний.
Сосчитайте:
25 * 4 : 5 * 7 + 16 | 54 + 84 : 7 * 4 * 7 |
16 + 25 : 5 * 4 * 7 | 98 : 7 * 5 – (47 - 29) |
b) Задачи-шутки:
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит щенок. Напротив каждого щенка – три щенка? Сколько щенят в комнате?
У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного?
Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят?
III. Знакомство с новым материалом.
Какой инструмент позволяет нам точно измерить углы?
Какие виды углов вы уже знаете?
Какой угол называется центральным?
Кто из вас занимается коллекционированием (например, значков, энциклопедий, камней)?
На какую тему у вас экспонатов больше, на какую меньше?
Как это можно наглядно продемонстрировать?
В математике часто пользуются КРУГОВЫМИ ДИАГРАММАМИ, с которыми мы сегодня и познакомимся.
№2 СТР.
37 ВОДЫ - ? 7/10 360 : 10 * 7 = 2500 СУШИ- ? 3/10 360 : 10 * 3 = 1080
Учащимся выдаются круги и они выполняют построение, расклеивают получившиеся части круга цветными карандашами.
Человек лучше воспринимает и запоминает те сведения, которые представлены наглядно.
Поэтому изображения площади воды и суши на Земле на круговой диаграмме позволяет быстрее и легче установить закономерности.
Физминутка:
1) можно с помощью рук построить углы.
2) постройте прямой угол, тупой угол, развернутый угол, острый угол.
Ответьте на вопросы в задаче №4 стр.38
- 15 + 9 + 6 + 6 = 36 (игр.)
- 360 : 36 = 100 на 1 игрушку
- 1500 , 900 , 600 , 600
Построить круговую диаграмму.
IV. Работа в группах.
I группа
- Сколько телевизионных программ на этой диаграмме?
- Распределите программы по степени их популярности.
- Какие две телепрограммы одинаково популярны? Высчитайте в градусах
- Какую телепрограмму меньше всего смотрят зрители? Высчитайте в градусах.
II группа
На круговой диаграмме показано как люди распоряжаются деньгами.
На что чаще всего люди тратят деньги? Высчитать в градусах.
А на что реже всего? Высчитать в градусах.
III группа
Распределите на круговой диаграмме напитки:
- Кола
- Фанта
- Лимонад
- Фруктовый сок
Какой напиток вы считаете самым популярным?
Что можете сказать о других напитках?
Высчитайте в градусах самый популярный напиток.
IV группа
В классе 36 человек. Их них 5 человек едут до школы на трамвае, 7 на метро, 9 на автобусе, а остальные идут пешком?
Составить круговую диаграмму.
360 : 36 = 100 на 1 человека
36 – (5 + 7 + 9) = 15 (ч.) пешком
500 , 700 ,900 , 1500
V. Итог урока
Как звучит тема нашего урока?
Чему мы должны были научиться?
Прочитайте слова, которые относятся к теме нашего урока (они прикреплены на доску).
КРУГОВАЯ ДИАГРАММА
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УГОЛ
ОСТРЫЙ УГОЛ
ДУГИ ШКАЛА
ТРАНСПОРТИР
УРАВНЕНИЕ
НЕРАВЕНСТВА