1. Пояснительная записка
Возрастающая потребность общества в многосторонних культурных, экономических и иных связях с представителями зарубежных стран вызывает необходимость знания нескольких иностранных языков. Более 100 миллионов человек в Европе являются носителями немецкого языка.
Выбор немецкого языка для изучения старшеклассниками в школе объясняется не только интенсификацией экономического сотрудничества между Россией и Германией, но и увеличением личной мобильности, что приводит к расширению контактов с немецкой культурой.
Существует довольно много вариантов программ преподавания немецкого языка как второго иностранного, но они предполагают изучение языка в рамках большего количества часов, чем предусмотрено учебным планом нашей гимназии.
Программа рассчитана на изучение предмета 3 часа в неделю или 102 часа в год при двухлетнем изложении курса 10, 11 классов.
Данная программа имеет практическую направленность, что выражается в возможности сдачи экзамена в институте имени Гете “Start Deutsch 1”, а при очень успешном усвоении “Start Deutsch 2” и получении сертификата, дающего возможность не только туристической поездки в страну изучаемого языка, но и возможность устройства на работу, не требующую высокой квалификации, а также дальнейшего изучения языка и получения языкового образования в вузах Европы.
Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является овладение учащимися дополнительным средством речевой коммуникации.
Основная цель обучения второму иностранному направлена на формирование у старшеклассников основ иноязычной коммуникативной компетенции, составляющими которой являются:
А) лингвистическая компетенция, т.е. знание лексики и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
Б) социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;
В) стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной в целях компенсации незнакомого языкового материала;
Г) дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать связные высказывания в коммуникативном общении;
Д) социокультурная компетенция, т.е. знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения;
Е) социальная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая способность поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
В области говорения к завершению обучения учащиеся должны:
- уметь общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности,
- поддерживать краткий разговор на бытовые темы,
- рассказывать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, работе, используя простые фразы и предложения.
В области обучения аудированию учащиеся должны понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для них тем (например, основную информацию о себе и своей семье, о покупках, о месте, где живут, о работе или учебе). Учащиеся должны понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях.
В области обучения чтению учащиеся должны понимать короткие простые тексты, найти конкретную информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях; понимать простые письма личного характера; выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты.
Учащиеся должны уметь писать простые короткие записки и сообщения (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице, написать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо благодарность за что-либо).
2. Обучение аспектам языка
1. Обучение произношению.
Обучение произношению происходит на основе имитации. Образцом для подражания является произношение учителя и речь диктора звуковых приложений к учебникам.
2. Обучение грамматике.
Морфология. Спряжение слабых и сильных глаголов, а также возвратных глаголов в Prasens, Prateritum, Perfekt, Futurum1. Образование пассивного залога. Образование повелительного наклонения. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Употребление артикля. Склонение личных местоимений. Употребление и склонение указательных местоимений. Употребление отрицательного местоимения kein. Атрибутивное и предикативное употребление прилагательных. Количественные и порядковые числительные. Предлоги. Наречия места, времени, образа действия.
Синтаксис. Простое нераспространенное предложение. Порядок слов в нераспространенном предложении. Простое распространенное предложение. Прямой и обратный порядок слов. Порядок слов в вопросительном предложении. Способы выражения отрицания nicht и kein. Порядок слов в побудительном предложении. Безличное предложение с es. Неопределенно-личное предложение с man. Сложно-сочиненное предложение с союзами: denn, und, aber, oder, dann. Сложно-подчиненное предложение с придаточным дополнительным предложением с союзами dass, ob и союзными словами was, wo, wie, warum и другими; с придаточным причины (da, weil); с придаточным определительным; придаточным времени. Инфинитивные обороты.
3. Обучение орфографии.
Написание заглавных и прописных букв немецкого алфавита. Правописание дифтонгов: ei, ai, au, eu, au. Написание f, z, ck, s, ss, ß .
3. Тематический план
№ | Тема |
Количество уроков |
1 | Leute hier und da | 12 |
2 | Wir suchen den Weg | 12 |
3 | Familienalbum | 12 |
4 | Rund um die Uhr | 12 |
Test | 2 | |
5 | Guten Appetit! | 12 |
6 | Willkommen in meinem Haus! | 12 |
7 | Viel Erfolg! | 12 |
8 | In der Freizeit | 12 |
Test | 2 | |
9 | Frohes Fest! | 12 |
10 | Reisen bildet! | 12 |
11 | Lernen – aber wie? | 12 |
12 | Kinder – Eltern - Kontakte | 12 |
Test | 2 | |
13 | Gesundheit1 | 12 |
14 | Kleider machen Leute oder was kostet das? | 12 |
15 | Mensch und Natur | 12 |
16 | Unterwegs! | 12 |
Test | 2 | |
Резерв | 2 | |
Всего | 204 |
4. Коммуникативное содержание дисциплины
Thema 1. Leute hier und da. (12 часов).
Alphabet. Laute. Buchstaben. Begr?b en. Sich und andere vorstellen. Visitenkarten lessen und schreiben.
Thema 2. Wir suchen den Weg. (12 часов).
Verkehrsmittel. Orientierung in einer Stadt. Einen Weg beschreiben. Nach dem Weg fragen.
Thema 3. Familienalbum. (12 часов).
Uber Familie sprechen. Familienmitglieder vorstellen. Berufe.
Thema 4. Rund um die Uhr. (12 часов).
Nach der Uhrzeit fragen. Wochentage und Offnungszeiten benennen. Tagesablauf beschreiben.
Thema 5. Guten Appetit! (12 часов).
Nahrungsmittel. Uber Essgewohnheiten sprechen. Ein Essen fur Gaste planen. Kochrezepte. Speisekarten. Im Restaurant.
Thema 6. Willkommen in meinem Haus! (12 часов).
Raume in der Wohnung. Mobel. Ein Zimmer (eine Wohnung) beschreiben. Wohnungsanzeigen. Einrichtung. Miete. Umzug.
Thema 7. Viel Erfolg! (12 часов).
Berufe. Uber Berufe und Arbeitsbedingungen sprechen. Stellengesuche und – ausgebote.
Thema 8. In der Freizeit. (12 часов).
Freizeitaktivitaten. Hobbys. Medien.
Thema 9. Frohes Fest! (12 часов).
Populare Feste in Deutschland. Weihnachten in Deutschland. Basteltips fur Weihnachten. Weihnachtslieder.
Thema 10. Reisen bildet. (12 часов).
Stadte. Lander. Flusse. Uber Reisen sprechen. Deutschsprachige Lander kennenlernen. Reiseinformationen.
Thema 11. Lernen – aber wie? (12 часов).
Schul – und Lernfacher. Uber Schule sprechen, Stundenplane vergleichen. Lernprobleme besprechen. Lerntechniken und – strategien kennenlernen und verwenden. Studium.
Thema 12. Kinder – Eltern – Kontakte. (12 часов).
Charaktereigenschaften. Uber Familie und Freizet von Jugendlichen sprechen. Bekantschaften und Kontaktanzeigen.
Thema 13. Gesundheit! (12 часов).
Krankheiten. Therapien. Korperteile. Uber Krankheiten und Gesundheit sprechen. Mit einem Arzt sprechen. Gesundheitstips.
Thema 14. Kleider machen Leute oder was kostet das? (12 часов).
Kleidung. Über Kleidung und Mode sprechen. Kleidung und Essen kaufen.
Thema 15. Mensch und Natur. (12 часов).
Umwelt. Wetter. Yahreszeiten. Mensch und Tier. Nationalparks in Deutschland.
Thema 16. Unterwegs! (12 часов).
Am Bahnhof. Der Notruf. Kontakt finden.
5. Требования к знаниям, коммуникативным умениям и речевым навыкам учащихся
В результате изучения курса немецкого языка “Start in Deutsch” как второго иностранного учащийся должен знать:
- лексические и фразеологические единицы языка и правильное их написание;
- грамматические средства выражения мыслей на уровне словосочетания и предложения;
- фонетические особенности немецкого языка;
- интонацию немецкого предложения;
- различные оценочные реплики-клише речевого этикета;
- страны изучаемого языка (местоположение, нравы, обычаи, традиции, праздники).
Учащийся должен уметь:
Монологическая речь:
- используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живет, о людях, которых знает, о семье, условиях жизни, учебе, работе, увлечениях;
- описать квартиру (времена года, картинку, фотографию);
- кратко или полно пересказать текст;
- высказать собственную точку зрения по проблеме.
Диалогическая речь:
- установить контакт с собеседником (обратиться, представиться, поприветствовать, выразить удовлетворение, попрощаться);
- уметь общаться в простых типичных ситуациях (попросить, предложить, пригласить, уточнить);
- поддерживать краткий разговор на бытовые темы.
Аудирование:
- понимать речь учителя и одноклассников;
- понимать основное содержание несложных текстов (высказываний);
- понимать четко произнесенные и небольшие по объемусообщения и объявления.
Чтение:
- читать и понимать короткие простые тексты;
- найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях;
- понимать простые письма личного характера.
Письменная речь:
- владеть графической и орфографической стороной письма;
- правильно оформлять поздравительные открытки и письма;
- написать несложное письмо личного характера;
- заполнить анкету для выезда за рубеж в соответствии с принятыми правилами оформления документов в стране изучаемого языка;
- заполнять формуляры.
6. Виды контроля
- Текущий контроль (опрос, проверочные работы по всем видам речевой деятельности, творческие работы)
- Итоговый контроль (тесты в конце каждого полугодия)