Я в гору медленно лезу,
Ступени вверх прорубаю.
Я гору железом, железом
Долбаю, долбаю, долбаю…
Усилья, усилья, усилья…
Спина – будто натертая солью.
А вдруг это крылья – крылья
Прорезываются с болью?
Я не случайно взяла в качестве эпиграфа эти слова поэта В.Шефнера, потому что исследование – любое – это “усилья, усилья, усилья”… Это нелегкая работа, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам… Но одновременно это и отрадная работа – она непременно станет дорогой к творческому труду…
Школа наша не обычная не только потому, что имеет очень длинное название – краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов “Педагогический центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью “Школа космонавтики”. Мы гордимся тем, что в российском образовании есть такие на редкость успешные и уникальные проекты, высоко ценимые образовательным сообществом не только края, но и страны, как Школа космонавтики (ШК). Выпускники нашей школы выделяются острым, тренированным умом и самодисциплиной. Они инициативны, мобильны, умеют быстро перестраиваться. Практически каждый из них востребован в той или иной области производственной, интеллектуальной или творческой деятельности.
Все 200 учащихся ШК включены в серьезную исследовательскую и экспериментальную работу, что позволяет им осваивать как конкретные методы исследования, так и сам поисковый режим работы. Систематической двухлетней тренировкой у выпускников Школы космонавтики выработана способность ставить и решать задачи и, как говорят сами ребята, “находить оптимальное решение за минимальное время”.
Как удается добиваться того, что наши выпускники и успешны, и востребованы? Ответом на этот вопрос могут стать слова ученого-литературоведа Г.А.Гуковского: “Кто сказал, что школа должна учить тому, что легко школьникам? Я полагаю, она должна учить их тому, что им доступно по их возрасту, но это совсем не одно и то же… Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победою… И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден…” Это во-первых. А во-вторых, самые обычные, вполне традиционные приемы работы на уроке и во внеурочное время под руководством талантливых учителей нашей школы приобретают поисковый характер, побуждают обращаться к научным источникам, справочникам, требуют самостоятельности в подборе и анализе разнообразных материалов, пытливости в раздумьях над той или иной проблемой.
Каждый учитель нашей школы знает, что учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда они сумеют подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Ученики должны увидеть в учебных заданиях нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. А учитель при этом ставит перед классом (и перед собой!) проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании отнюдь не только ради упражнения, но и ради поисков истины. Только тогда, когда ученик ведет самостоятельный поиск и делает – пусть и маленькие – открытия, любой урок становится для него не только учебным предметом, но уроком жизни.
“Изюминка” нашей школы – научно-исследовательские лаборатории учащихся, руководят которыми не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, производственники. В данном случае речь идет не о применении исследовательского метода на уроках и других формах классных занятий, а о научно-исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса учебного заведения. Контингент учащихся (а поступившие к нам проходят так называемую “отборочную школу”) изначально позволяет ориентировать работу в лабораториях (сегодня их в школе 20) на подготовку ребят к продолжению исследовательской деятельности в вузе, на формирование социально активной жизненной позиции.
Помимо посещения общеобразовательных занятий (школа-интернат обеспечивает завершение среднего – полного - образования наряду с углубленной подготовкой по профилирующим предметам), 6 часов в неделю ребята проводят в лабораториях, где занимаются самостоятельными научными исследованиями. О полезности и практичности исследовательской и творческой деятельности говорят уже сами названия работ: “Улучшение характеристик полиэтилена радиационной обработкой”, “Космическое зондирование Земли”, “Международные e-mail-проекты”, “Положительное влияние малых доз радиации на здоровье человека”, “Развитие методов радонотерапии в медицине”, “Исследование влияния геомагнитных возмущений на космические аппараты”, “Влияние радиационной обработки семян на повышение их всхожести”, “Обработка и использование минералов в промышленности, науке и быту”, “Экологический мониторинг окрестностей Красноярского моря” и т.п.
Интересна работа научно-исследовательской лаборатории “Экологическое краеведение”, где объединена группа любознательных и заинтересованных в изучении родного края учащихся. Это, по существу, организационный центр, в котором ведется теоретическая и практическая подготовка учащихся к предстоящим экскурсиям, походам, экспедициям, творческой и исследовательской деятельности.
Краеведческая направленность в исследовательской деятельности учащихся сегодня занимает особое место. Она побуждает молодежь к исследованию истории родного края, своей семьи, мест, связанных со своей родословной.
Согласно разработанной руководителем программе, вначале ребята прослушивают курс лекций по истории исследования и географии Красноярского края, осуществляют практическую деятельность: во время экскурсий, походов и экспедиций отрабатывают навыки работы в полевых условиях, умения пользоваться картами, компасами, теодолитами.
Затем проходят совместные семинары, на которых планируется дальнейшая работа, определяются темы будущих исследовательских работ.
НИЛ “Экологическое краеведение” - это не какая-то обособленная лаборатория, поскольку практически все курсанты школы участвуют в сборе материалов для этой лаборатории. Так, совместно с химической лабораторией учащихся ШК в ходе летней экспедиции были проведены исследовательские работы по оценке состояния окружающей среды: воды, воздуха и почвы разных участков района Красноярского моря. Изучение и исследование проходило с использованием минимального оборудования, с применением наиболее простых, не требующих сложных методик исследований. В ходе данных работ ребята учатся действовать в условиях летней экспедиции, учатся проводить элементарный качественный анализ природных объектов, делать соответствующие выводы. Следует сказать, что проведение подобных экспедиций формирует у ребят не только навыки практической оценки состояния окружающей среды, но и развивает исследовательские умения в области экологического образования, повышает уровень знаний о безопасности жизнедеятельности в условиях экологически неблагоприятных ситуаций, развивает экологическое образование.
По окончании экспедиций, которые проходят третий год в одном из районов края, весь представленный материал собирается и оформляется в стендовом формате. Итог такой работы - краеведческий центр Школы космонавтики, материалы которого постоянно пополняются и обновляются усилиями ребят лаборатории “Экологическое краеведение”.
Результатом научно-исследовательской деятельности всех лабораторий становятся курсовые работы (проекты), защита которых проходит в конце года.
Такая форма работы позволяет школьникам становиться субъектами учения и не просто усваивать факты, адаптированные для них учителем, а совместно с учителем или самостоятельно продуцировать новые знания.
Предметные недели стали традиционными во многих школах. Но “ноу-хау” Школы космонавтики стали отдельные формы мероприятий подобных Недель. Например, антинаучный конгресс. Это одна из интереснейших форм учебно-развлекательных мероприятий Гуманитарной недели. Учащимся предлагается подготовить выступление к псевдонаучной конференции, на которой им предстоит защита абсолютно лженаучных работ, ненаучное содержание которых должно быть оформлено с использованием научных методов и приемов.
Свобода учащихся в выборе тем для работ, полная самостоятельность в проведении ими антинаучного исследования является одним из основных условий подготовки антинаучного конгресса. Так, на последнем антинаучном конгрессе особый интерес аудитории вызвали работы на такие темы: “Анализ фамилии человека как способ психодиагностики”, “Способы повышения эффективности физического воздействия на домашних тараканов”, “Идейные и художественные принципы стенографии (надписи на стенах ШК) как особого вида искусства”, “Влияние полнолуния на активность летучих мышей” и т.п. Это поистине “антинаучное” действо, когда курсанты представляют свои доклады на различные сумасбродные темы и путём философских размышлений и неопровержимых аргументов и фактов доказывают слушателям новые сногсшибательные истины!
Выступления участников оценивает антинаучный совет конгресса по следующим критериям: новизна и актуальность темы; умение грамотно, по-научному преподнести материал; эффектность подачи материала и, наконец, воздействие на зрителей (учитывается реакция слушателей). Так, благодаря конгрессу, мы узнали, например, что наша Школа космонавтики (точнее, общежитие интерната) – зона аномальных явлений, практически ничем не уступающая Бермудскому треугольнику. У нас, оказывается, хоть отбавляй различных неопознанных летающих объектов, имеется в наличии и “чёрная дыра”, которая “засасывает” ручки, учебники и прочие мелкие вещички школьного обихода.
На одном из конгрессов прозвучал доклад на тему: “Уровень волосатости на ногах как показатель восприятия любовной лирики”. Основным положением доклада стало утверждение “ШКовского учёного”, что густая растительность на мужских ногах оказывает непосредственное влияние на лирические нотки в характере мужчины: “Отдельно взятый волосок – это своеобразная антенна, притягивающая к себе электроны, импульсы от которых подаются сначала в спинной, а затем в головной мозг, приводя тем самым умственную деятельность человека в возбуждение”.
Несмотря на то, что антинаучный конгресс, на первый взгляд, носит легкомысленный характер, это мероприятие, требующее серьезной подготовки и усилий не только самих учащихся, но и учителей русского языка и литературы, истории и психологии. Вот уже который год оно проходит в школе с неизменным успехом, побуждает к интеллектуальной деятельности, вызывает интерес к изучению предметов гуманитарного цикла и направлено на развитие творчества учеников.
Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Поэтому связь между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца – очевидна. И роль учителя в этом процессе огромна. Его задача – научить школьников смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими мнениями, не с догмами, принятыми на веру, а с теми данными, которые открывает само исследование в процессе его разворота.