С 1992 по 1996 год я работала в Акиловской основной школе Кочёвского района Пермской области. Данное образовательное учреждение было объявлено экспериментальной площадкой по теме “Блочно- лабораторная система на основе погружения в предмет”. В 1997 году я поменяла место жительства, но ностальгия по экспериментальной работе осталась и я продолжила работу в этом направлении, уже в другой школе. Структура и принципы построения урока сохранились. Учебное занятие отличается чёткой организацией, высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации обучающихся, дифференциацией учебного процесса. Я предлагаю одну из разработок такого урока.
Урок географии в 9 классе
разработан учителем географии первой
квалификационной категории МОУ
“ ПСОШ №2” Хурановой С.Е.
Учебник Ром В.Я., Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”.
Тема урока | Западная Сибирь |
Цель урока |
|
Основное содержание |
|
Геономенклатура |
|
Ведущие понятия | ПТК, ТПК, металлургическая база, отрасль специализации, технологии. |
Оборудование | Физическая карта Западной Сибири; атласы – 9 класс, ЯНАО; таблица символов; сигнальные карточки; альбомные листы; фломастеры; карточки-ЛОК; контурные карты |
Работа с контурной картой |
|
Материал учебника. | x 64 стр.300, 307 – 315 |
Ход урока.
1. Лекция учителя
(20 минут, на основе ЛОК, записанного на доске и на карточках для уч-ся).Состав: Тюменская, Омская, Новосибирская ,Томская, Кемеровская обл., Алтайский край, респ. Алтай, ЯНАО, ХМАО
Г- Д пром + ресурсы нефть-70%, 1/3 болот газ-91% к.уголь-30% лес-20% б.уголь ж. руда торф к. соль п. соль терм. воды |
Ч. Мет -З-Сиб завод в Новокузнецке
-з-д ферросплавов в Новокузнецке |
Ц. Мет Zn – Белово; Sn – Новосибиск; Al –Новокузнецк |
Маш- ие Горное Металлургическое СТанк-ие ВПК- Омск,Новосибирск Приб-ие Эн. Маш-ие Ракето-ие Тракторо-ие Самолёто-ие С\х маш-ие |
ТЭК ТЭС
ГЭС- Новосибирск |
ХИМ Удобр- ия -Барнаул, Тобольск Пластмассы, краители -Омск, Томск Нефтехимия |
АПК Яр. пшеница, зерно- 20% м, м-м скот-во, овцев-во оленев-во пчелов-во |
ЛЕСная
механич. перераб. древесины преобладает ЦБ Лесохимия |
2 ТПК: а) Кузнецко-
Алтайский Уголь, ЦМ б)Западно- Сибирский Нефть, газ |
2. Самопогружение
(20 минут, по заданиям с доски).1) Прочитать § 64 стр.307.
2) Составить рассказ (на основе ЛОК) о хозяйстве Западной Сибири.
3) Дать характеристику ТПК Западной Сибири по плану:
1. Географическое положение.
2. Природные условия и ресурсы.
3. Специализация ТПК.
4. Проблемы и перспективы развития.
- 1-й вариант – Кузнецко-Алтайский угольно-металлургический ТПК;
- 2-й вариант – Западно-Сибирский нефтегазохимический ТПК) .
4) Дополнительные задания (по выбору учащихся) проблемно-поискового характера:
- докажите, что Западная Сибирь выделяется своей мощной экономикой;
- сформулируйте проблемы, стоящие перед Западно-Сибирским нефтегазохимическим комплексом;
- составьте рекламный проспект в рисунках Западно-Сибирского экономического района.
3. Практикум
. (20 минут, проверка заданий самопогружения).1) Рассказ о Западной Сибири (на основе ЛОК).
2) Характеристика Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского ТПК по плану.
3) Проверка выполнения дополнительных заданий проблемно-поискового характера (по выбору учителя).
- Доказательства того, что в Западной Сибири сложилась мощная экономика:
- Многоотраслевое хозяйство;
- Развитая научная база;
- Это главная нефтегазовая и угольная база страны;
- Крупная металлургическая база;
- Район развитого зернового хозяйства.
- Проблемы Западно-Сибирского ТПК:
а) недостаточное развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности;
в) недостаточное развитие химической промышленности;
с) экологические проблемы;
d) проблемы народов Крайнего Севера;
е) дефицит трудовых ресурсов;
f)недостаточное развитие социальной инфраструктуры.
- Выставка рекламных проспектов.
4) Игра “Веришь - не веришь?”
У учащихся сигнальные карточки. Учитель задаёт вопрос и читает варианты ответов. Учащиеся поднимают нужную карточку: “ВЕРЮ” – белого цвета, “НЕ ВЕРЮ” – чёрного цвета.
1 вопрос. Какие основные черты ЭГП и ФГП Западно-Сибирского района:
- большая территория °
- удалённость от центральных районов°
- соседство с Уральским районом°
- хорошая транспортная сеть ·
- выход к морям Северно-Ледовитого океана°
- благоприятные природные условия·
- богатые природные ресурсы°
- основная территория региона имеет равнинный рельеф°
- граничит с Казахстаном и Монголией.
2 вопрос. Какими ресурсами богат Кузнецко-Алтайский ТПК?
|
|
|
3 вопрос.Какие отрасли специализации сформировались в Западно-Сибирском ТПК?
|
|
4 вопрос. Какие отрасли машиностроения развиты в Западной Сибири?
- тяжёлое°
- точное°
- сельскохозяйственное°
- автомобилестроение·
ВЫВОД. Главная народнохозяйственная функция Западной Сибири – поставка нефти и газа в европейскую часть страны. Роль угля в последнее время снижается.
4. Зачёт . (20 минут)Задания даются по нарастающей от варианта А до В. Учащиеся в обязательном порядке выполняют задания, начиная с уровня А.
Уровень А – соответствует оценке “3”, тест, определяющий минимальный базовый уровень по теме.
Уровень Б – соответствует оценке “4”, включает ведущие понятия по теме.
Уровень В – соответствует оценке “5”, усложнённые и творческие задания.
В “5” |
||
Б “4” |
на выбор |
|
А “3” |
Объяснить понятия | 1) составить схему |
Тест (стр.163-164 в “Контрольных и проверочных работах по географии”) | 2) сформулировать проблему |
Тест.
1.Распределите экономические районы по мере удаления их от Тихого океана. |
|
2.Установите соответствие:
Район 1) Дальний Восток; 2) Западная Сибирь. |
Сочетание ресурсов А. Гидроресурсы, руды цветных металлов, лес. Б. Каменный уголь, нефть, газ. В. Лес, рыба, цветные металлы. |
3. Установите соответствие:
Особенности 1) наивысшая численность населения; 2) самые мощные ГЭС; 3) наивысшая доля городского населения. |
Район А. Восточная Сибирь; Б. Западная Сибирь; В. Дальний Восток. |
4. В западной Сибири зона Севера занимает:
- Большую часть территории;
- Примерно половину;
- Меньшую часть.
5. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:
- Лесные;
- Топливно-энергетические;
- Рудные.
6. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:
- На севере;
- На юге.
7. Установите соответствие:
Промышленный центр:
|
Основная отрасль: А. Чёрная металлургия; Б. Добыча газа; В. Машиностроение. |
8.Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:
- Собственные;
- Привозные.
Б. Объяснить понятия.
1 вариант ТПК, металлургическая база |
2 вариант Технология, отрасль специализации |
В. Творческие задания по выбору учащихся.
1. Дорисуйте схему Сибирской металлургической базы.
2. Есть такая песнь у народов манси:
Мы уйдём, покинем землю,
Чтобы больше не родиться,
И на быстрых конях-лыжах
Не скользить за соболями.
Наши лодки, как могилы,
На песках сгниют тоскливо,
И в деревнях опустелых
Будут жить лишь мыши.
О какой проблеме коренных жителей Севера говорится в стихотворении?
Какие проблемы коренного населения вы бы добавили ещё? Предложите пути решения этих проблем.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Примечание: материал рассчитан на 2 спаренных урока.
Приложение