Цели:
- Знакомство с приемом деления меньшего числа на большее, когда в частном получается десятичная дробь.
- Совершенствование умений в действиях с десятичными дробями.
- Развитие логического мышления, внимания.
- Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.
ХОД УРОКА
1. Организация урока.
2. Постановка темы и целей урока.
У – Чему мы с вами учились на предыдущих уроках математики?
Д - Выполнять действия с десятичными дробями?
У – Мы продолжим с вами совершенствовать умения в действиях с многозначными числами, а тему урока вы сформулируете в конце занятия.
3. Актуализация знаний.
У – Какие действия с десятичными дробями мы умеем делать?
Д – Сложение, вычитание, умножение и деление.
У – Какое правило нужно помнить при сложении и вычитании десятичных дробей?
Д – Чтобы сложить или вычесть десятичную дробь, нужно записать одну дробь под другой так, чтобы запятая стояла под запятой, уравнять дроби и выполнить указанное действие, в полученном результате запятую поставить под запятыми.
4. Устный счет.
У – Откройте тетради, запишите число. Выполните вычисления устно, а результат запишите в тетрадь: 2,3 + 4, 4 7,8 – 4,3 5,6 + 2,3 8,5 – 2,4 9,2 + 0,8.
У – Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте результаты (на доске вывешивается лист с ответами 6,7 3,5 7,9 6,1 10.
Кто решил верно, на полях ставим “+”. Встаньте, кто получил “+”.
5. Повторение пройденного материала
У – Игра “Испорченный телефон” (Дети решают по одному примеру и передают следующему. Последний- контролер. Он имеет правильный ответ и оценивает.“Телефон работает”, значит работа сдается и дети ставят на полях в тетради “+”. Если “Телефон сломан”, то работа возвращается для исправления.)
№ 1 85,27 – 46,34 + 27,15 – 38,52 + 84,36 = ____________
№ 2 57,25 + 26,16 – 12,94 + 62,73 – 54,27 = ____________
№ 3 86,74 – 54,25 + 18,73 – 24,28 + 36,61 = ____________
№ 4 43,52 + 28,34 – 57,16 + 31,29 – 25,47 = ____________
№ 5 94,85 – 42,61 + 15,65 – 34,27 + 29,37 = ____________
№ 6 18,94 + 38,47 – 23,19 + 45,67 – 28,34 = ____________
У – А сейчас вспомним, как мы делим десятичную дробь на десятичную.
(К доске вызывается ученик, который выполняет письменное деление с полным комментированием алгоритма, остальные выполняют деление в тетради.)
20, 75 : 8, 3 = 207, 5 : 83 = 2, 5
2 0 7,5 ! 8 3
- 1 6 0 2 , 5
4 7 5
- 4 7 5
0
6. Постановка учебной задачи. (Фронтальная работа)
У – Применим свои умения в действиях с десятичными дробями на примере уравнения:
( 8,48 – х) . 25 = 4
8,48 – х = 4 : 25
Д – Ловушка. Мы не можем делить меньшее число на большее.
У - Перед нами возникла проблема – Деление меньшего числа на большее. Когда возникают проблемы, что мы с вами делаем?
Д – Выясняем, пробуем разобраться, …..
У – А какие числа мы умеем делить?
Д - …….
У – А десятичную дробь на натуральное число мы можем делить?
Д – Да.
У – Можно ли число 4 представить в виде десятичной дроби?
Д – Да.
У – А как?
Д – Поставить запятую и дописать нули.
У – Сколько нулей можно дописать?
Д – Любое количество.
У – Превратите число 4 в десятичную дробь.
Д – 4,0
У – А сейчас мы сможем разделить 4,0 на 25?
Д – Да (выполняется письменное деление).
Вывод:
У – Так как же делить меньшее число на большее?
Д – Нужно меньшее число превратить в десятичную дробь и дописать нули.
7. Закрепление (групповая работа)
У- А сейчас выполните деление в группах.
Проверка : представитель от группы выходит к доске и рассказывает как они выполняли, класс проверяет и оценивает “+”, “-“
У – Откройте учебники № 147. Прочитайте 1-ю и 2-ю задачи. Подумайте в какую из них можно подставить вместо буквенных значений десятичные дроби?
Д - № 2
У – Что в задаче известно?
Д – Длина квадрата.
У – Что нужно узнать?
Д - Периметр.
У – Вспомните формулу нахождения периметра квадрата.
Д – Р = а . 4
У – Решите задачу, подставив вместо буквы любое из предложенных числовых значений
(показ слайда № 1 через проектор).
А = 2,53 см
А = 43,7 см
А = 8,93 см
А = 0,25 см
У – Проверьте по ответам на экране и поставьте “+” , кто решил верно:
(показ слайда № 2)
При а = 2,53 см Р = 10.32 см
При а = 43,7 см Р = 174.8 см
При а = 8,93 см Р = 35,72 см
При а = 0,25 см Р = 1 см
(показ слайда № 3- аплодисменты)
8. Домашнее задание:
У – Найдите № 140, прочитайте задание. Кому задание понятно? …
9. Итог урока:
У – Что новое для себя вы сегодня узнали на уроке?
Сформулируйте тему нашего урока.
10. Оценка за урок (самооценка):
У – Оцените свою работу на уроке, опираясь на “+”, которые у вас стоят.
Кто оценил свою работу на “5”? и т.д.
У – Урок окончен.