Урок математики по теме: "Действия с многозначными числами и десятичными дробями"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Знакомство с приемом деления меньшего числа на большее, когда в частном получается десятичная дробь.
  2. Совершенствование умений в действиях с десятичными дробями.
  3. Развитие логического мышления, внимания.
  4. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.

ХОД УРОКА

1. Организация урока.

2. Постановка темы и целей урока.

У – Чему мы с вами учились на предыдущих уроках математики?

Д - Выполнять действия с десятичными дробями?

У – Мы продолжим с вами совершенствовать умения в действиях с многозначными числами, а тему урока вы сформулируете в конце занятия.

3. Актуализация знаний.

У – Какие действия с десятичными дробями мы умеем делать?

Д – Сложение, вычитание, умножение и деление.

У – Какое правило нужно помнить при сложении и вычитании десятичных дробей?

Д – Чтобы сложить или вычесть десятичную дробь, нужно записать одну дробь под другой так, чтобы запятая стояла под запятой, уравнять дроби и выполнить указанное действие, в полученном результате запятую поставить под запятыми.

4. Устный счет.

У – Откройте тетради, запишите число. Выполните вычисления устно, а результат запишите в тетрадь: 2,3 + 4, 4 7,8 – 4,3 5,6 + 2,3 8,5 – 2,4 9,2 + 0,8.

У – Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте результаты (на доске вывешивается лист с ответами 6,7 3,5 7,9 6,1 10.

Кто решил верно, на полях ставим “+”. Встаньте, кто получил “+”.

5. Повторение пройденного материала

У – Игра “Испорченный телефон” (Дети решают по одному примеру и передают следующему. Последний- контролер. Он имеет правильный ответ и оценивает.“Телефон работает”, значит работа сдается и дети ставят на полях в тетради “+”. Если “Телефон сломан”, то работа возвращается для исправления.)

№ 1 85,27 – 46,34 + 27,15 – 38,52 + 84,36 = ____________

№ 2 57,25 + 26,16 – 12,94 + 62,73 – 54,27 = ____________

№ 3 86,74 – 54,25 + 18,73 – 24,28 + 36,61 = ____________

№ 4 43,52 + 28,34 – 57,16 + 31,29 – 25,47 = ____________

№ 5 94,85 – 42,61 + 15,65 – 34,27 + 29,37 = ____________

№ 6 18,94 + 38,47 – 23,19 + 45,67 – 28,34 = ____________

У – А сейчас вспомним, как мы делим десятичную дробь на десятичную.

(К доске вызывается ученик, который выполняет письменное деление с полным комментированием алгоритма, остальные выполняют деление в тетради.)

20, 75 : 8, 3 = 207, 5 : 83 = 2, 5

2 0 7,5 ! 8 3

- 1 6 0 2 , 5

4 7 5

- 4 7 5

0

6. Постановка учебной задачи. (Фронтальная работа)

У – Применим свои умения в действиях с десятичными дробями на примере уравнения:

( 8,48 – х) . 25 = 4

8,48 – х = 4 : 25

Д – Ловушка. Мы не можем делить меньшее число на большее.

У - Перед нами возникла проблема – Деление меньшего числа на большее. Когда возникают проблемы, что мы с вами делаем?

Д – Выясняем, пробуем разобраться, …..

У – А какие числа мы умеем делить?

Д - …….

У – А десятичную дробь на натуральное число мы можем делить?

Д – Да.

У – Можно ли число 4 представить в виде десятичной дроби?

Д – Да.

У – А как?

Д – Поставить запятую и дописать нули.

У – Сколько нулей можно дописать?

Д – Любое количество.

У – Превратите число 4 в десятичную дробь.

Д – 4,0

У – А сейчас мы сможем разделить 4,0 на 25?

Д – Да (выполняется письменное деление).

Вывод:

У – Так как же делить меньшее число на большее?

Д – Нужно меньшее число превратить в десятичную дробь и дописать нули.

7.  Закрепление (групповая работа)

У- А сейчас выполните деление в группах.

Проверка : представитель от группы выходит к доске и рассказывает как они выполняли, класс проверяет и оценивает “+”, “-“

У – Откройте учебники № 147. Прочитайте 1-ю и 2-ю задачи. Подумайте в какую из них можно подставить вместо буквенных значений десятичные дроби?

Д - № 2

У – Что в задаче известно?

Д – Длина квадрата.

У – Что нужно узнать?

Д - Периметр.

У – Вспомните формулу нахождения периметра квадрата.

Д – Р = а . 4

У – Решите задачу, подставив вместо буквы любое из предложенных числовых значений

(показ слайда № 1 через проектор).

А = 2,53 см

А = 43,7 см

А = 8,93 см

А = 0,25 см

У – Проверьте по ответам на экране и поставьте “+” , кто решил верно:

(показ слайда № 2)

При а = 2,53 см Р = 10.32 см

При а = 43,7 см Р = 174.8 см

При а = 8,93 см Р = 35,72 см

При а = 0,25 см Р = 1 см

(показ слайда № 3- аплодисменты)

8. Домашнее задание:

У – Найдите № 140, прочитайте задание. Кому задание понятно? …

9. Итог урока:

У – Что новое для себя вы сегодня узнали на уроке?

Сформулируйте тему нашего урока.

10. Оценка за урок (самооценка):

У – Оцените свою работу на уроке, опираясь на “+”, которые у вас стоят.

Кто оценил свою работу на “5”? и т.д.

У – Урок окончен.

Приложение