Цель урока: дать представление о многообразии и богатстве музыки и зобразительного искусства, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.
Задачи:
Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ; введение понятий динамика и контраст в музыке и изобразительном искусстве.
Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве.
Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Музыкальный материал:
- “Сказочная страна” (по сказкам А. С. Пушкина), сл. В. Майоровой, муз. Н. Михуткиной. – исполнение.
- “Белая дорожка”, сл. А.Пришельца, муз, В. Ренёва – разучивание.
- “Вальс. Полночь” - фрагмент из балета “Золушка”, С. С. Прокофьев – слушание.
- “В пещере горного короля” Э. Григ – слушание.
- “Три чуда” - фрагмент (царевна- Лебедь) из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А. Римский-Корсаков.
Иллюстративный материал:
- “Иван-царевич на Сером Волке” - Виктор Васнецов.
- “Алёнушка” - В.Васнецов.
- “Три богатыря” - В.Васнецов.
- “Утро в сосновом лесу” - Иван Шишкин.
- “Царевна-Лебедь” - Михаил Врубель.
- “Весна. Большая вода” - Исаак Левитан.
- “Жизнь и смерть” Эдуард Дробицкий.
ТСО: Магнитофон, аудиозаписи, СD-диски.
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Ход урока
Организационная часть урока.
1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.
2. Сообщение темы урока.
3. Эпиграф выписан на доске.
“Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому нас учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее и добрее”. (Д. Б. Кабалевский.)
“Искусство общечеловечно. Его высшее назначение – проникновение в душу человечества”. (Ф. Шаляпин.)
Основная часть урока.
1. Вводная беседа о различиях и сходствах двух видов искусств.
2. Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок, сделанный художником к знакомому им произведению и назвать это произведение.
- “Золушка” Шарль Перо.
3. Детям предлагается прослушать фрагмент из балета “Золушка” и назвать его.
- “Вальс. Полночь”, С.С.Прокофьев.
4. Учитель проигрывает мелодию из выученной ранее песни “Сказочная страна”, дети по звучанию должны узнать и назвать данное произведение. (Приложение 1)
“Сказочная страна”
(по сказкам Пушкина)
Слова В. Майоровой. Музыка Н. Михуткиной
- За далёкими морями, за лесами и горами,
Есть Пушкина страна, волшебства она полна.
Рам по морю величаво лебедь белая плывёт,
А по берегу морскому дядька Черномор идёт.
Припев:
Сказочная страна, сказочная страна
Ласки, надежд полна, радостная страна.
Сказочная страна, сказочная страна
С детства страну мы эту любим эту
С нами всегда она.
2. Днём и ночью кот учёный ходит по цепи кругом,
И удалый царь Гвидон с детства каждому знаком.
Царь Додон в стране далёкой правит лёжа на боку,
Золотая рыбка в сети попадает старику.
Припев:
Вокально-хоровая работа:
- Работа над певческой постановкой корпуса, мелодическим рисунком отдельных музыкальных фраз.
-Повторение текста всей песни.
-Концертное хоровое исполнение песни.
5. Детям предлагается назвать героев, которых помогла увидеть эта песня, (работа по содержанию песни).
-С какими из этих героев мы уже встречались в музыке?
- “Три чуда” из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.
Учитель демонстрирует картину художника Михаила Врубеля “Царевна-Лебедь”, “Три богатыря” Виктора Васнецова.
Краткая беседа об этих образах в музыке и изобразительном искусстве.
А.С.Пушкин описал дивную красоту Царевны-Лебедь:
“Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит”.
Учитель демонстрирует картины сказочных героев, которые детям известны - В.Васнецов “Иван-царевич на сером волке”, “Алёнушка” - учащиеся называют их.
6. - Мы уже сказали, что эти два вида искусства различны, но также между ними есть и много общего. Сейчас мы рассмотрим два понятия - контраст и динамика и свойственны ли они музыке и изобразительному искусству.
Используется таблица (Приложение 2, Приложение 3)
Учитель приводит примеры в музыке и изобразительном искусстве.
Пример контраста и динамики в музыке - произведение Э.Грига “В пещере горного короля”, (от тихого к громкому; светлого к тёмному) – слушание произведения.
Пример в изобразобразительном искусстве – произведение Эдуарда Дробицкого “Жизнь и смерть”. (Рисунок 1) - (светлый образ и тёмный)
7. Музыкально-игровая пауза. Учитель читает фрагмент из вступления к поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.
“Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей”
Под музыку, дети должны за минуту нарисовать следы этих зверей. Звучит музыка по выбору учителя.
8. Краткая беседа об образах природы в музыке и изобразительном искусстве. Учитель демонстрирует картины: Иван Шишкин “Утро в сосновом лесу”, Исаак Левитан “Весна. Большая вода”.
9. Знакомство с новой песней “Белая дорожка”, слова А. Пришельца, музыка В Ренева.
1 куплет:
Мороз трещит и колется, над крышами дымок,
А в поле за околицей, простор широк!
Припев:
За речку, за рощу веди, веди сама,
Ах, белая дорожка, русская зима!
2 куплет:
Летит, метёт метелица, а на пути лесок.
В лесу за каждым деревцем снежок прилёг.
3 куплет:
Сюда не раз ходили мы в осенние деньки,
Средь поля посадили мы свои дубки.
4 куплет:
Ложись, снежок, укутывай всю землю, укрывай,
Храни от ветра лютого наш урожай!
Вокально-хоровая работа:
- Показ-исполнение песни учителем, (слушая, дети образно рисуют картину).
- Работа по тексту.
- Разучивание песни по музыкальным фразам.
Обобщение и итог урока.
1. Дети делятся на три группы – художники, писатели, композиторы. На доске плакат с фамилиями известных людей в разном порядке, учащиеся выписывают фамилии, относящиеся к их группе.
2. Вывод совместно с учителем и детьми.
- Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, даже определённые картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку. Эти два искусства различны, но их темы могут быть одинаковы.
3. Анализ работы учащихся.
4. Д/З – нарисовать к любому музыкальному произведению рисунок.