Тема урока: "Атмосферное давление. Ветер"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  1. Повторить и закрепить знания о поясах освещенности, как и почему изменяется температура воздуха в течение года.
  2. Научить, используя данные, вычерчивать «розу ветров», определять по ней преобладающие ветры.
  3. Продолжать формирование у школьников умения самостоятельно работать с различными источниками географической информации, делать сравнения, обобщения; продолжать развивать умение выделять главное в материале и делать выводы.
  4. Воспитывать исполнительность, аккуратность, самореализацию как мотив деятельности.

Оборудование:

Учебник, рабочие тетради, барометр, технологические карты учащихся.

Тип и вид урока:

урок закрепления нового материала и применения новых знаний, урок-практикум.

Основное содержание:

  1. Повторение.
  2. Работа с текстом учебника.
  3. Работа с рисунками.
  4. Беседа с учителем по выявленному материалу.
  5. Работа с таблицей.
  6. Выводы по итогам работы на уроке.

Модуль 1

Атмосферное давление

УЭ

Учебный материал с указанием заданий Советы по изучению, оценка

УЭ

0

Цель урока: сформировать понятие «атмосферное давление», дать учащимся знания об изменении атмосферного давления с высотой, ознакомить их с приборами для измерения атмосферного давления. Прочитать цель урока.
УЭ

1

Цель: вспомнить темы: «Изменение объёма воздуха при нагревании и охлаждении», «Воздух имеет вес», сформировать определение «атмосферного давления».

Задания (вопросы на повторение)

1. Как изменяется объём воздуха при нагревании и охлаждении?
2. Имеет ли воздух вес?

Вывод: следовательно, если воздух имеет вес, значит он давит своей массой на предметы, соприкасающиеся с ним.

3. Найти определение «атмосферного давления» в учебнике и зачитать вслух.

Используя

свои знания,

ответьте на

вопросы.

 

Прочитайте определение.

УЭ

2

Цель: определить, как изменяется атмосферное давле-

ние с высотой, в каких единицах измеряется и какими приборами.

Задания 1. Во всей ли толще атмосферы давление одинаково? Подумайте, используя этот рисунок.

(вопрос) – В какой точке давление будет больше, в какой меньше? Почему?

Вывод: ? (чем выше местность над поверхностью Земли, тем < атм. давл. Отсюда следует, что атм. давл.уменьшается с высотой)

- Как вы думаете, зависит ли давление от температуры?

2. Прочитайте текст учебника «Атмосферное давление» на стр.116 и запишите в тетрадь:

прибор ? (ртутн.барометр, барометр анероид)

нормальное атмосферное давление ? (760 мм.рт.ст.)

физическая единица измерения атмосферного давления?

(гектопаскаль, гПа)

Используя

этот рисунок

отвечайте на

вопросы.

 

 

 

Вывод запи-

шите в свои

тетради.

 

Запишите в

тетради отве-ты.

 

 

УЭ

3

Цель: подвести итоги урока.

Задание - Что мы узнали на уроке?

«атмосферное давление»;

как изменяется атмосферное давление с высотой;

единица измерения;

приборы измерения атм. давления.

Дайте опре-

деления этих

понятий.

УЭ

4

Дом. задание: Ур.40 статья «Атмосферное давление», учить записи в тетради.  

Модуль 2

Ветер.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий Советы по изучению, оценка

УЭ

0

Цель урока: сформировать понятия «бриз», «роза ветров», рассмотреть, как образуется ветер. Дать учащимся знания о зависимости скорости и силы ветра от разности атмосферного давления. Выработать приём вычерчивания «розы ветров». Прочитать цель урока

УЭ

1

Цель: определить, как образуется ветер, в чём главная причина передвижения воздуха и отчего зависит скорость ветра.

Задания 1. По рис.87, стр. 117 (учебник), рассмотреть образование ветра в жаркий летний день.

(вопросы):

а) что происходит с массой воздуха, когда он нагревается и когда он охлаждается?
б) почему над территорией леса образуется высокое давление?
в) почему над открытым пространством образуется низкое давление?
г) в какую сторону движется воздух?

Исходя из этого, делаем вывод:

1 Что такое ветер?
2 Какова главная причина перемещения воздуха?
3 Как вы думаете, почему скорость ветра меняется?

С помощью учителя

проанализируйте рис.

 

 

 

Самостоятельно дайте определение и запишите в тетрадях.

УЭ

2

Цель: определить, как образуется «бриз».

Задание 1. Прочитать определение, что такое «бриз» и по рисунку определить, как он меняет своё направление.

Бриз – это ветер возникающий на берегу моря и меняющий своё направление в течении суток.

Дневной бриз

1 Что происходит ночью?
2 Составьте аналогичный рисунок ночного бриза.

Запишите

определение

в тетрадях.

 

 

 

Нарисуйте его в тетрадях.

УЭ

3

Цель: сформировать понятие «роза ветров», выработать приёмы вычерчивания её.

Задания

1.Прочитать текст учебника «Направление ветра» на стр. 118, дать определение, что такое «роза ветров».
2. Проанализировать рис.91, стр.119 (какие ветра преобладают)
3. Постройте «розу ветров» по следующим данным.

Прочитайте текст учебника, сделайте вывод

Начертите "розу ветров" в тетрадях

УЭ

4

Цель: подвести итоги урока.

Задание - Что мы узнали на уроке?

  • Ветер
  • Причина образования ветра
  • Отчего зависит скорочть ветра
  • "бриз"
  • "роза ветров"
Дайте определения
УЭ

5

Дом. задание: Ур.40 (записи в тетрадях), географ. статья №2, стр 118. (письменно)