Проект программы по валеологии для 10-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

Изучение валеологии даёт учащимся представление о сущности здоровья, влиянии здоровья на характер и продуктивность различных видов деятельности человека, особенностях проявления этой зависимости в отдельные возрастные периоды его жизни. Освоение валеологии раскрывает сущность здорового образа жизни, показывает зависимость здоровья индивида от его образа жизни, характеризует эту зависимость в аспекте возрастной периодизации жизни человека. Принципиально важное значение в программе отводится нравственному и педагогическому аспектам здоровья. В этой связи рассматривается связь культурной среды обитания человека, особенностей его воспитания с характером образа жизни и состоянием здоровья. Обосновываются задачи и методы формирования индивидуального способа здорового образа жизни, воспитание здорового человека в семье. Большое значение в программе отводится вопросам оценки человеческого здоровья, как целостного состояния, так и его отдельных аспектов, практическим методам сохранения, повышения и формирования здоровья.

Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения поставили перед школой новые задачи. Среди них - формирование у школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни, выработки у них индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.

Методические принципы состоят в том, чтобы, во-первых, дать ребёнку необходимую информацию о нем самом и вооружить его способами получения такой информации; во-вторых, помочь ему в смыслотворческой деятельности или предоставить ему возможность из многообразия предложенных педагогом валеологических проблем сделать свободный выбор тех из них, которые ему наиболее подходят.

Помочь учащимся, с учётом профессионального самоопределения и индивидуальных особенностей, выработать свой способ валеологически обоснованного образа жизни, овладеть необходимыми знаниями и навыками предупреждения болезней.

Программа рассчитана на 34 часа и адресована школьнику; именно его она знакомит с самым тонким инструментом познания окружающего мира, формирует умения по предупреждению заболеваний и укреплению собственного здоровья.

Основные цели и задачи программы.

  1. Содействие сохранению здоровья школьников
  2. Сформировать у них представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
  3. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
  4. Сформировать практические умения и навыки по укреплению и сохранения своего здоровья.

Содержание программы

1. Валеология – наука о здоровом образе жизни (1час)

Понятие «здоровый образ жизни», его значение в жизни человека и общества.

2. Понятие здоровья и определение уровня своего здоровья(2часа)

Понятие «здоровье» - психическое и психологическое, нравственное. Роль здоровья в жизни человека и общества в целом. Отношение государства к здоровью человека.

Практическая работа: тестирование на определение здоровья учащихся.

3. Самоконтроль при занятиях физической культурой.(2часа)

Способы самоконтроля и способы их применения.

Практическая работа: способы самоконтроля.

4. Здоровое питание(3часа)

Пищевые вещества и продукты, их физиологическая роль и значение в питании, и здоровье школьников. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании. Принципы рационального питания, пищевая ценность основных групп продуктов питания. Питание в особых условиях. Гигиена питания.

Практическое занятие: составление индивидуального рациона питания.

5. Гигиена.(2часа)

Гигиена тела, полости рта. Гигиена труда и отдыха; режим дня, биологические ритмы. Утомление и его профилактика.

Практическое занятие: составление индивидуального режима дня.

6. Вредные привычки (1час)

Наркотики, алкоголь, курение. Общее представление, основные виды, их влияние на организм. Меры профилактики.

7. Утренняя гимнастика. (2часа)

Значение гимнастики в жизни человека. Виды гимнастики. Физкультурные минутки и паузы в режиме учебного дня.

Практическое занятие: составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, гимнастики до занятий.

8. Закаливание(1час)

Методика закаливающих процедур. Значение закаливания.

Способы закаливания.

9. Массаж и самомасаж.(4часа)

Значение массажа. Виды и способы массажа.

Практическое занятие: Обучение и практическое применение массажа и самомассажа.

10. Дыхательная гимнастика. (4часа)

Физиологическое значение дыхания. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Практическое занятие: Обучение и практическое применение дыхательной гимнастики.

11. Психическое и психологическое здоровье.( 2часа)

Соматический и психический компоненты здоровья. Социальные и нравственные аспекты здоровья. Психогигиена. Валеологические основы семейной жизни.

12. Подвижные игры (2часа)

Значение подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков. Классификация подвижных игр.

Практическое занятие: Изучение и проведение подвижных игр.

13. Спортивные игры(2часа)

Виды спортивных игр и их значение для здоровья человека.

Практическое занятие: проведение и практическое судейство.

14. Оздоровительный бег. (1час)

Значение оздоровительного бега. Методика применения. Виды.

15. Ритмическая гимнастика. (2часа)

Значение современных видов ритмической гимнастики. Их виды. Классификация.

Практическое занятие: изучение и выполнение ритмической гимнастики комплекса.

16. Оздоровительные танцы. (2часа)

История танца. Виды и значение танца.

Практическое занятие: обучение оздоровительному танцу.

17. Итоговое занятие. (1час)

Конференция на тему: «Здоровый образ жизни – залог будущего России».

Тематическое планирование

№ п./п.

Тема занятий

кол-во часов Форма занятий.
1. Валеология - наука о здоровом образе жизни 1 лекция
2. Понятие здоровья и определение уровня своего здоровья.

Тестирование на определение здоровья учащихся.

1

1

лекция

практическое занятие

3. Самоконтроль при занятиях физической культурой.

Способы самоконтроля.

1

1

лекция

практическое занятие

4. Здоровое питание.

Пищевые вещества и продукты, их физиологическая роль и значение в питании, в здоровье школьников. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании. Принципы рационального питания, пищевая ценность основных групп продуктов. Питание в особых условиях. Гигиена питания.

Составление индивидуального рациона питания.

1

1

1

лекция

лекция

практическое занятие

5. Гигиена.

Гигиена тела, полости рта. Гигиена труда и отдыха; режим дня, биологические ритмы. Утомление его профилактика.

Составление индивидуального режима дня.

1

1

лекция

практическое занятие

6. Вредные привычки. Наркотики, алкоголь, курение. Общее представление, основные виды, их влияние на организм. Меры профилактики. 1 лекция
7. Утренняя гимнастика. Значение гимнастики в жизни человека. Виды гимнастики. Физминутки и паузы в режиме учебного дня.

Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, гимнастики до занятий.

1

1

лекция

практическое занятие

8. Закаливание. Методика закаливающих процедур. Значение закаливания. Способы закаливания. 1 лекция
9. Массаж и самомасаж. Значение массажа. Виды и способы массажа.

Обучение и практическое применение массажа и самомассажа.

1

3

лекция

практическое занятие

10. Дыхательная гимнастика. Физиологическое значение дыхания. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Обучение и практическое применение дыхательной гимнастики.

1

3

лекция

практическое занятие

11. Психологическое и психическое здоровье. Соматический и психический компоненты здоровья. Социальные нравственные аспекты здоровья. Психогигиена. Валеологические основы семейной жизни. 2 лекция
12. Подвижные игры. Значение подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков. Классификация подвижных игр.

Изучение и проведение подвижных игр.

1

1

лекция

практическое занятие

13. Спортивные игры. Виды спортивных игр и их значение для здоровья человека.

Проведение и практическое судейство.

1

1

лекция

практическое занятие

14. Оздоровительный бег. Значение оздоровительного бега. Методика применения. Виды. 1 лекция
15. Ритмическая гимнастика. Значение современных видов ритмической гимнастики. Их виды. Классификация.

Изучение и выполнение комплекса ритмической гимнастики.

1

1

лекция

практическое занятие

16. Оздоровительные танцы. История танца. Виды и значение танца.

Обучение оздоровительному танцу.

1

1

лекция

практическое занятие

17. Конференция на тему: «Здоровый образ жизни – залог будущего России». 1 конференция
18. Итого: 34