Пояснительная записка
Изучение валеологии даёт учащимся представление о сущности здоровья, влиянии здоровья на характер и продуктивность различных видов деятельности человека, особенностях проявления этой зависимости в отдельные возрастные периоды его жизни. Освоение валеологии раскрывает сущность здорового образа жизни, показывает зависимость здоровья индивида от его образа жизни, характеризует эту зависимость в аспекте возрастной периодизации жизни человека. Принципиально важное значение в программе отводится нравственному и педагогическому аспектам здоровья. В этой связи рассматривается связь культурной среды обитания человека, особенностей его воспитания с характером образа жизни и состоянием здоровья. Обосновываются задачи и методы формирования индивидуального способа здорового образа жизни, воспитание здорового человека в семье. Большое значение в программе отводится вопросам оценки человеческого здоровья, как целостного состояния, так и его отдельных аспектов, практическим методам сохранения, повышения и формирования здоровья.
Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения поставили перед школой новые задачи. Среди них - формирование у школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни, выработки у них индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.
Методические принципы состоят в том, чтобы, во-первых, дать ребёнку необходимую информацию о нем самом и вооружить его способами получения такой информации; во-вторых, помочь ему в смыслотворческой деятельности или предоставить ему возможность из многообразия предложенных педагогом валеологических проблем сделать свободный выбор тех из них, которые ему наиболее подходят.
Помочь учащимся, с учётом профессионального самоопределения и индивидуальных особенностей, выработать свой способ валеологически обоснованного образа жизни, овладеть необходимыми знаниями и навыками предупреждения болезней.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована школьнику; именно его она знакомит с самым тонким инструментом познания окружающего мира, формирует умения по предупреждению заболеваний и укреплению собственного здоровья.
Основные цели и задачи программы.
- Содействие сохранению здоровья школьников
- Сформировать у них представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
- Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
- Сформировать практические умения и навыки по укреплению и сохранения своего здоровья.
Содержание программы
1. Валеология – наука о здоровом образе жизни (1час)
Понятие «здоровый образ жизни», его значение в жизни человека и общества.
2. Понятие здоровья и определение уровня своего здоровья(2часа)
Понятие «здоровье» - психическое и психологическое, нравственное. Роль здоровья в жизни человека и общества в целом. Отношение государства к здоровью человека.
Практическая работа: тестирование на определение здоровья учащихся.
3. Самоконтроль при занятиях физической культурой.(2часа)
Способы самоконтроля и способы их применения.
Практическая работа: способы самоконтроля.
4. Здоровое питание(3часа)
Пищевые вещества и продукты, их физиологическая роль и значение в питании, и здоровье школьников. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании. Принципы рационального питания, пищевая ценность основных групп продуктов питания. Питание в особых условиях. Гигиена питания.
Практическое занятие: составление индивидуального рациона питания.
5. Гигиена.(2часа)
Гигиена тела, полости рта. Гигиена труда и отдыха; режим дня, биологические ритмы. Утомление и его профилактика.
Практическое занятие: составление индивидуального режима дня.
6. Вредные привычки (1час)
Наркотики, алкоголь, курение. Общее представление, основные виды, их влияние на организм. Меры профилактики.
7. Утренняя гимнастика. (2часа)
Значение гимнастики в жизни человека. Виды гимнастики. Физкультурные минутки и паузы в режиме учебного дня.
Практическое занятие: составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, гимнастики до занятий.
8. Закаливание(1час)
Методика закаливающих процедур. Значение закаливания.
Способы закаливания.
9. Массаж и самомасаж.(4часа)
Значение массажа. Виды и способы массажа.
Практическое занятие: Обучение и практическое применение массажа и самомассажа.
10. Дыхательная гимнастика. (4часа)
Физиологическое значение дыхания. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Практическое занятие: Обучение и практическое применение дыхательной гимнастики.
11. Психическое и психологическое здоровье.( 2часа)
Соматический и психический компоненты здоровья. Социальные и нравственные аспекты здоровья. Психогигиена. Валеологические основы семейной жизни.
12. Подвижные игры (2часа)
Значение подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков. Классификация подвижных игр.
Практическое занятие: Изучение и проведение подвижных игр.
13. Спортивные игры(2часа)
Виды спортивных игр и их значение для здоровья человека.
Практическое занятие: проведение и практическое судейство.
14. Оздоровительный бег. (1час)
Значение оздоровительного бега. Методика применения. Виды.
15. Ритмическая гимнастика. (2часа)
Значение современных видов ритмической гимнастики. Их виды. Классификация.
Практическое занятие: изучение и выполнение ритмической гимнастики комплекса.
16. Оздоровительные танцы. (2часа)
История танца. Виды и значение танца.
Практическое занятие: обучение оздоровительному танцу.
17. Итоговое занятие. (1час)
Конференция на тему: «Здоровый образ жизни – залог будущего России».
Тематическое планирование
№ п./п. | Тема занятий |
кол-во часов | Форма занятий. |
1. | Валеология - наука о здоровом образе жизни | 1 | лекция |
2. | Понятие здоровья и определение уровня
своего здоровья. Тестирование на определение здоровья учащихся. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
3. | Самоконтроль при занятиях физической
культурой. Способы самоконтроля. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
4. | Здоровое питание. Пищевые вещества и продукты, их физиологическая роль и значение в питании, в здоровье школьников. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании. Принципы рационального питания, пищевая ценность основных групп продуктов. Питание в особых условиях. Гигиена питания. Составление индивидуального рациона питания. |
1 1 1 |
лекция лекция практическое занятие |
5. | Гигиена. Гигиена тела, полости рта. Гигиена труда и отдыха; режим дня, биологические ритмы. Утомление его профилактика. Составление индивидуального режима дня. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
6. | Вредные привычки. Наркотики, алкоголь, курение. Общее представление, основные виды, их влияние на организм. Меры профилактики. | 1 | лекция |
7. | Утренняя гимнастика. Значение
гимнастики в жизни человека. Виды гимнастики.
Физминутки и паузы в режиме учебного дня. Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, гимнастики до занятий. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
8. | Закаливание. Методика закаливающих процедур. Значение закаливания. Способы закаливания. | 1 | лекция |
9. | Массаж и самомасаж. Значение массажа.
Виды и способы массажа. Обучение и практическое применение массажа и самомассажа. |
1 3 |
лекция практическое занятие |
10. | Дыхательная гимнастика.
Физиологическое значение дыхания. Дыхательная
гимнастика Стрельниковой. Обучение и практическое применение дыхательной гимнастики. |
1 3 |
лекция практическое занятие |
11. | Психологическое и психическое здоровье. Соматический и психический компоненты здоровья. Социальные нравственные аспекты здоровья. Психогигиена. Валеологические основы семейной жизни. | 2 | лекция |
12. | Подвижные игры. Значение подвижных игр
в развитии двигательных умений и навыков.
Классификация подвижных игр. Изучение и проведение подвижных игр. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
13. | Спортивные игры. Виды спортивных игр и
их значение для здоровья человека. Проведение и практическое судейство. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
14. | Оздоровительный бег. Значение оздоровительного бега. Методика применения. Виды. | 1 | лекция |
15. | Ритмическая гимнастика. Значение
современных видов ритмической гимнастики. Их
виды. Классификация. Изучение и выполнение комплекса ритмической гимнастики. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
16. | Оздоровительные танцы. История танца.
Виды и значение танца. Обучение оздоровительному танцу. |
1 1 |
лекция практическое занятие |
17. | Конференция на тему: «Здоровый образ жизни – залог будущего России». | 1 | конференция |
18. | Итого: | 34 |