Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: "Саша Черный. Стихи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с произведениями Александра Чёрного.
  • Продолжать формирование навыков выразительного чтения.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • слова для отработки навыков чтения на доске,
  • портрет А. Чёрного,
  • книги со стихами А. Чёрного,
  • рисунок поезда, план - карта путешествия.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде по стране «Литературия». Нам нужно приобрести билеты.

2 Проверка домашнего задания.

Отправляемся в кассу «Проверяй-ка». Чтобы приобрести билет, нужно угадать, какой месяц произносит эти строки?

Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору! (январь).

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи,
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи. (февраль)

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи. (март)

Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи. (апрель)

Кратко перескажите пьесу-сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Ответы на вопросы учебника, чтение сочинений-сказок.

И так билеты приобретены. Отправляемся в путь.

3 Сообщение темы урока.

Наш поезд прибывает на станцию «Сообщай-ка».

Сегодня мы приступаем к чтению произведений из четвёртой поэтической тетради.

На уроке мы познакомимся с творчеством Саши Чёрного. Настоящая фамилия Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»

В 1911 году появились первые его произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живущих в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, составил двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей. Это «Радуга» и «Русские поэты для детей». Поэт много путешествовал по Европе. Умер он в глухом рыбацком посёлке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

4 Словарно-лексическая работа.

Следующая станция станция «Говори правильно»

прочитайте слова, объясните значение слов.

Притиснешь – прижмёшь;

В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время;

Капут – конец, гибель, от немецкого –kaputt;

Юркий – быстрый, мгновенный, увёртливый, ловкий, пронырливый;

Пичужка – птичка;

Фурх – звук крыльев;

Клетушка – маленькая, тесная клетка.

- Прочитайте скороговорки три раза: медленно, быстрее, очень быстро.

От топота копыт пыль по полю летит.

Протоптал Прокоп три тысячи дорог.

- А теперь прочитайте строчку из стихотворения Саши Чёрного в режиме скороговорки (три раза).

- «Ух, как стал бы звать ты папу».

- Объясните, почему следующие слова объединены в одну группу?

Что, отчего, оттого что, потому что, скучно.

Прочитайте по правилам русской орфоэпии.

5 Работа над новым материалом.

Мы прибыли на станцию «чтение– лучшее учение».

Прочитайте стихотворение « Что ты тискаешь утёнка?..» - про себя, а затем вслух.

Чтение 2-3 учениками.

Каким вы себе представляете бегемота?

Представьте себе, как он лижет вас языком, ведь для этого он должен разинуть пасть! Страшно?!

Кем кажется утёнку мальчик? (страшным зверем)

Какие слова подтверждают это? ( лапы мальчика)

Можно ли назвать это стихотворение шуткой? Почему нет? О чём же оно? (об отношении к животным)

От чьего имени написано стихотворение? (от имени взрослого человека)

С какой целью написал это стихотворение поэт? (предупредить нас о том, какой хрупких утёнок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию)

Какие чувства нужно передать при чтении этого стихотворения? (осуждение, предупреждение, даже угрозу. совет)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Прочитайте стихотворение «Воробей» про себя.

Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении? («Растрёпанный воробей». К. Паустовского).

Как относится автор стихотворения к воробью? (С жалостью. Он пытается накормить воробья. ). Какое время года описано в стихотворении? (Зима.) Подтвердите своё мнение строками текста.

А как можно помочь воробью.

Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.

6 Физминутка.

Следующая станция «Минутка отдыха»

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками по хлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И читать мы начинаем.

Послушайте стихотворение «Слон». Читает учитель. Дети следят по тексту, отмечают паузы и логическое ударение.

Что заинтересовало мальчика, пришедшего в зоопарк? Почему слон качает головой? Как объяснил это слон?

Найдите эти строки в тексте. Может ли мальчик помочь слону? Чем? (Мальчику жаль слона, он пытается помочь ему чем может – предлагает ему игрушку). Что можно сказать об отношении мальчика к животным, к природе? Каким он вырастет человеком?

Рассмотрите иллюстрацию. Найдите в тексте строки, которые подходят к рисунку.

Выразительное чтение 2-3 учениками.

7 Итог урока.

Следующая станция «Что узнали?».

Стихи, какого автора читали?

Какое стихотворение больше всего понравилось? Почему? Чему учат нас стихи Саши Чёрного?

Грустные или весёлые стихи мы сегодня читали? Какие ещё грустные, печальные стихи вы помните? («Ласточка» Н. Рубцова…)

8 Домашнее задание.

Наш поезд прибыл на конечную станцию «Домашнее задание».

Одно из стихотворений Саши Чёрного выучить наизусть, найти и выписать из стихов слова, внутри которых спрятались другие слова (например, большой).