Урок-игра "Счастливый случай" в 6-м классе по теме: "Совместные действия с рациональными числами"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Закрепить и систематизировать ЗУН по теме «Совместные действия с рациональными числами»;
  2. Развивать у учащихся внимание, память, логическое мышление при решении различных задач;
  3. Воспитывать у учащихся интерес к предмету, самостоятельность, чувство товарищества и математическую речь.

Оборудование:

1. Сигнальные карточки для устного счета;
2. Конверты с картинками;
3. Числовой кроссворд;
4. Таблица.

Ход урока:

I. Орг.момент

- Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Совместные действия с рациональными числами». Как вы думаете, какую цель мы должны перед собой поставить? (Вспомнить, повторить и закрепить знания, которые получили на предыдущих уроках, а также будем развивать внимание, память, логическое мышление при выполнении различных задач).

- А почему мы должны хорошо знать этот материал? (Так как эта тема является сквозной в курсе математики с 6 по 11 класс. И от того, как вы усвоите этот материал, зависят ваши успехи при дальнейшем изучении математики).

Проведем мы урок в форме игры «Счастливый случай». Для этого вы разделились на группы. Двоих ребят я попрошу быть моими ассистентами. Игра пройдет в пять этапов.

  1. Кросс – вопрос.
  2. Опиши картину.
  3. Числовой кроссворд.
  4. Разгадай код к 5 этапу.
  5. Знакомый … (незнакомец).

II. (Ученики читают стих)

Ну –ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Потому что считают в уме!

Начинается «Кросс – вопрос».

На доске записаны примеры:

1). -30 * 0,6
2). -4,5 * (-2)
3). – 4/9 *2
4). – 0,4 (-4)
5). 0,18 (- 0,6)
6). - 5 + 7 – 12 + 6
7). - 4 – 3 + 15 – 8 + 3
8). - 3 + 9 – 11 + 16 – 9
9). 30 – 18 – 12 + 5 – 8
10). – 25 + 15 + 10 + 13 - 6

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя сигнальные карточки. Ассистенты контролируют правильность ответов.

Вопросы:

  1. Укажите знак значения выражения.
  2. Укажите номера выражений, значение которых есть отрицательное число.
  3. Укажите номер выражения, значение которого равно: 9; 0,1; 3; 2; -0,3; 7
  4. Укажите номера выражений, значения выражений которых есть противоположные числа.
  5. Какой знак имеет произведение, если оно состоит из:

- одного «-» и двух «+» множителей;

- двух «-» и одного «+»;

- семи «-» и несколько «+»;

- двадцати «-» и несколько «+».

Подводится итог, указываются имена учащихся, которые допустили ошибки с формулировками соответствующих правил.

Фиксируются первые баллы.

III. Затем ассистенты раздают каждой группе по конверту с картинками (образ.1). Необходимо за 1 минуту составить описание картинки, отразив в своем рассказе всю математическую суть. Затем по одному представителю от группы выходят и защищают свое сочинение.

Итог подводят ассистенты, отмечая самый содержательный рассказ, если считают необходимым, то задают вопросы. Ставятся баллы.

IV. Приступая к третьему этапу игры, каждая группа получает числовой кроссворд (образец 2), на его заполнение дается 5-6 минут. Ассистенты заполняют этот же кроссворд на створках доски. По окончанию времени быстро проверяется верность его заполнения. Отмечается команда, которая ответила на все вопросы кроссворда без ошибок. Затем подводится небольшой итог ответом на вопрос: «Какие правила надо знать, чтобы верно ответить на вопросы кроссворда?

После чего приступаем к рекламе – физической минутке.

Все неплохо потрудились, теперь давайте немного отдохнем:

- Сели поудобнее, откинулись на спинку стула, потянулись все, размяли свои косточки.

- Руки на плечи, назад отвели, вперед – 2 раза. Опустили руки.

- Не поворачивая головы, посмотрели газами в окно, как там хорошо, посмотрели в класс, здесь еще лучше.-2 раза

- Подняли глаза ввверх, опустили в тетрадки. – 2 раза

А теперь после отдыха, вы готовы работать дальше.

V. Приступаем к четвертому этапу игры. На экране с кодоскопа проецируются задания, которые ребята выполняют в тетрадях, в таблице находят ответ и выписывают соответствующую букву, т.е. разгадывают код к пятому этапу.

Примеры:

Н

О

Ц

Е

М

З

А

К

-5

7/4

5

9

-21/3

13/3

58/2

3

1,4

 

10/2

 

-7

 

29

-3

Получили слово «незнакомец».

VI. А следующее задание задаст учащимся человек, имя отчество которого должны угадать после прослушанного стихотворения (его читают ассистенты):

Все ошибки – то заметит,
Все исправит и отметит,
Высоко она сидит,
Далеко она глядит

С вами весело смеется –
И предмет легко дается.
Все сумеете вы с ней!
Отгадайте кто? Скорей!

Входит учитель литературы и читает свое задание.

Прошу подумать в тишине,
Учтите, случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.

Потом вскочила вверх на пять,
Потом спустилась на семь.
(Вы все должны запоминать,
Вы ж на уроке, в классе).

Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом еще на девять ввысь
И уселась на вершине.

Сидит и смотрит с высоты
На пни, березы и кусты.
А сколько веток у сосны,
Мы с вами вычислить должны.

Ребята дают ответ «23» и первый поднявший руку объясняет принцип решения задачи.

(5 – 7 + 4 – 9 = 11, 11*2 + 1 = 23)

Затем подводится итог всего урока, отмечается лучшая группа и лучшие ученики положительными оценками.

Числовой кроссворд.

( В каждую клетку вписывается или знак или одна цифра.)

А
-

1

7

B C D

2

Е
7
F G H
I
J K
L
M N O
P

По горизонтали:

По вертикали:

A.

C.

E.

G.

H.

I.

K.

M.

N.

O.

 

P.

Число, противоположное 17

- ( -141)

- 297 + 1000

1 – 3 + 5 – 7 + 9 – 11 + 13 – 15

Неизвестное слагаемое в уравнении х+70=20

-13 + 134

Сумма тысячи слагаемых, равных 1.

Число -67, увеличенное на 3

- 15 + ( -6 + 17)

Наименьшее из целых чисел, находящихся между числами

-26 и -14

Модуль числа 600.

A.

B.

D.

F.

G.

H.

J.

K.

L.

M.

N.

O.

-9 – 9 – 9

-( -(- 48))

Число, противоположное -100

Модуль числа -311

Наибольшее из чисел, находящихся между числами – 20 и – 10

Число, предшествующее – 719 на координатной прямой

- 8+ 1- 12 + 3

Следующее число в последовательности

– 35; - 28; - 21

Большее из чисел – 566 и – 556

Корень уравнения: у + 30 = - 36

Число на 3 меньше – 30

Меньшее из чисел – 1 и 1