ВВЕДЕНИЕ.
Каждый учитель в процессе своей трудовой деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. Необходимо учитывать, что отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешними проявлениями трудностей и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика может быть следствием как несформированности процессов внимания, так и результатом недостаточной нагрузки мыслительной деятельности, отсутствия интереса к обучению, наличия индивидуальных проблем. А в основе таких школьных трудностей учащихся как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности при решении арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина - несформированность мыслительной операции анализа.
Но отставание в учении может быть связано еще с одной проблемой, очень распространенной в школах, - это неумением учиться!
Если учитель не может пробиться через «стены двоек», при этом ребенок не является умственно отсталым и не получал черепно–мозговых травм, то скорее всего он не умеет учиться. Т.е., выполняя домашнюю работу, использует не самый эффективный способ восприятия. Отсюда можно сделать вывод: для повышения эффективности обучения, каждый учитель должен обучать, основываясь на ведущий тип восприятия.
ГИПОТЕЗА.
Наблюдая за детьми своего класса, я убедилась в том, что действительно очень важно обращать внимание на то, как легче ребенку запоминать, воспринимать учебный материал. Например, при работе над произведением А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц», дети должны были дома выучить монолог Лиса. Задание для учащихся 2 класса достаточно сложное, т.к. прозу учить намного труднее, чем поэзию. Несмотря на это, с заданием все справились, конечно, кто-то выучил лучше, кто-то хуже.
При проверке домашнего задания, я поинтересовалась, как ребята учили этот отрывок. В результате, дети разделились на несколько групп.
Первой группе детей родители читали вслух этот отрывок, а ребята повторяли за ними. Поэтому мы можем предположить, что этим детям легче воспринимать материал на слух, они обладают слуховой памятью, т.е. аудиальной.
Второй группе детей понадобилось самим читать несколько раз, а затем воспроизводить вслух прочитанное. Значит, этим детям легче воспринимать материал с помощью зрения, они обладатели зрительной памяти, т.е. визуальной.
И лишь одна девочка сказала, что ей понадобилось сначала прочитать несколько раз, затем написать на листе, после этого проговорить. Этот ребенок обладает слухо-моторной памятью, т.е. кинестетической.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения о том, как ребятам легче запоминать и воспринимать учебный материал, т.е. их ведущий тип восприятия, необходима была методика изучения памяти, т.к. восприятие - это один из компонентов памяти.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методику изучения памяти я нашла в сборнике «Практикум по возрастной и педагогической психологии» под редакцией Дубровиной, составитель Данилова Е.Е.. Данная работа изложена по Богдановой Т.Г., Корниловой Т.В. «Диагностика познавательной сферы», Москва 1994 г. и Гамезо М.В., Герасимовой Е.С., Орловой Л.М. «Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития», Москва 1995 г. Авторы данной методики предлагают тест «10 слов», который поможет выявить тип памяти у детей младшего школьного возраста, а, следовательно, и определить ведущий тип восприятия.
На мой взгляд, основное достоинство этого теста - это информативность, т.к. помимо ведущего типа восприятия, мы можем выявить и уровень развития оперативной памяти.
В обследовании принимали участие 13 человек, учащиеся 2»Б» класса балетного и художественного отделений. Перед проведением этого теста детям давалась следующая инструкция:
- Вам, ребята, нужно выполнить 4 задания. С помощью этих заданий я буду смотреть, какая память у вас развита лучше, т.е. как легче вам запоминать материал. Если вы с одним заданием справились легко, а в остальных трех - мало что вспомнили, то это не страшно, так и должно быть. Списывать у кого-то нет смысла, т.к. отметки за это не ставятся.
Данный тест проводился в течение нескольких дней, в день по заданию (это связано со спецификой школы).
ЗАДАНИЕ 1.
- Я прочитаю вам слова, их 10. Ваша задача внимательно меня слушать и стараться запомнить как можно лучше. После прочтения слов мы ждем 10 секунд, а затем записываем все, что запомнили.
ЗАДАНИЕ 2.
- На доске записаны слова, их 10, вы их внимательно читаете, затем я их стираю. После этого мы ждем опять 10 секунд и вы записываете все, что запомнили.
(Слова на доске пишутся заранее).
ЗАДАНИЕ 3.
- Я произношу слово, вы его, проговаривая, записываете «в воздухе» (так все 10 слов этой группы). После чего мы ждем 10 секунд, и вы записываете все, что запомнили.
ЗАДАНИЕ 4.
- Я читаю слова, которые записаны на доске, их 10. Вы их видите, проговаривая, записываете в воздухе. Ждем 10 секунд. Записываем все, что запомнили.
АНАЛИЗ РАБОТ.
Каждое задание в тесте выявляло, какая память у ребенка развита лучше, т.е. как легче ему запоминать, воспринимать материал. Поэтому сначала у каждого ученика подсчитывался процент выполненного задания, а затем выявлялся общий процент выполнения задания у всех учеников.
Если результат был ниже 30%, то это очень низкий показатель;
40%-ниже нормы;
50-60%-норма;
от 70% - выше нормы.
Все полученные данные переносились в сводную таблицу.
В результате исследований можно было увидеть следующую картину класса:
45,3% детей легче воспринимать материал на слух;
47,6% - легче воспринимать материал с помощью зрения;
48,4% детей материал легче воспринимать на слух, при этом запоминание должно сопровождаться движением;
43% детей легче воспринимать материал, когда задействована и зрительная, и слуховая, и двигательная память.
ВЫВОДЫ.
1. По результатам исследований во 2 «Б» классе наблюдается незначительное преобладание слухо-моторной памяти, т.е. кинестетического типа восприятия. А это значит, что ученикам легче воспринимать материал на слух, при этом совершая какие-то действия. Следовательно, при подготовке к урокам необходимо подбирать задания, учитывая специфику восприятия данного класса.
Так, например, на уроках математики для закрепления таблицы умножения на 2 можно играть в ладоши. Для этого ученикам, разделенным на пары, предлагается устный счет, в котором нечетные числа заменяются каждым учеником самостоятельным хлопком в ладоши, а четные произносятся учениками вслух и сопровождаются хлопками в ладоши в своей паре. При этом каждое произносимое число соответствует результатам произведения чисел таблицы умножения: 2,4,6,8… и т.д.
На уроках русского языка для развития орфографической зоркости можно использовать следующие упражнения:
Диктант «Плюс-минус».
Например, для отработки правила переноса слов с удвоенной согласной в корне, можно предложить такое задание:
Слово ты перенеси,
«Плюс» поставить поспеши,
А не сможешь, так и знай,
«Минус» ставь и не зевай.
СЛОВА: ванна, грипп, тонна, кросс.
У детей в тетради получается такая запись: +, -, +, -.
Обязательно должна быть проверка.
Упражнение «Да - нет».
При изучении темы «Различие приставок и предлогов» можно предложить следующее задание:
Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог.
А услышите приставку-
Назовите мне ее.
СЛОВА: поехать, поляна, позолота, покраска, по классу, помощь.
Аналогичные задания, учитывая особенность класса, можно придумать по всем предметам. (Большое количество интересных заданий можно найти в методических рекомендациях в образовательной системе «Школа 2100»).
2. Несмотря на то, что наблюдается небольшое преобладание кинестетического восприятия, нельзя забывать и о том, что в этом классе много учеников, у которых хорошо развито аудиальное и визуальное восприятие. Поэтому при подготовке к урокам, для эффективности обучения, нужно продумать задания и для этих ребят.
Особое внимание следует обратить на детей – визуалов, т.к. именно для них нужно тщательно продумывать, как разместить учебный материал на доске. Если информации перед глазами будет очень много, то ребенок просто «потеряется» в ней.
3. Также следует обратить внимание на то, что у одного ребенка в классе достаточно низкий показатель всех 4 типов восприятия. Поэтому очень важно продумать и такой вопрос, как помочь и этому ученику запоминать и воспринимать учебный материал.
4. Комбинированное восприятие у детей этого класса развито хуже всего, поэтому нежелательно использовать на уроках такие упражнения, в которых одновременно будут задействованы и зрительная, и слуховая, и слухо-моторная память, т.к. это неэффективно.
Литература.
1. Сборник «Практикум по возрастной и педагогической психологии» под редакцией Дубровиной, составитель Е.Е.Данилова.
2. И.Ю. Матюшин, Т.Ю. Аскеченская, И.А. Бонк «Как развить внимание и память вашего ребенка», Москва «Эйдос» 1995 г.
3. Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
4. Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику», Москва «Ось-89» 1997.