Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Типы текста"

Разделы: Начальная школа


Цель (для учителя). Создание условий для обобщения знаний учащихся о типах текста.

Цель (для учащихся). Развитие умения применять полученные знания.

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся о типах текста;
  • Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);
  • Развивать словесно-логическое мышление;
  • Развивать коммуникативные качества учащихся;
  • Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Методы:

- исследовательский;
- словесные методы (беседа, пересказ);
- фронтальный;
- самостоятельная работа (работа с текстом);
- групповая работа (на основе алгоритмов).

Оборудование:

- демонстрационные материалы: рисунок Незнайки, письмо Незнайки, названия типов текста, структура типов текста;
- наглядные материала: деформированные тексты;
- дидактические материалы: технологические карты, инструкции для работы в группах, карта самоконтроля.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация и актуализация знаний.

Учитель. Ребята, сегодня утром мне передали странное письмо. Оно адресовано нашему классу.

Хотите прочитать?

Дети. (чтение письма)

Привет, горе-ученики!

Пишет вам известнейший писатель и поэт – Незнайка!

Я – Незнайка, великий поэт!
Меня знает весь белый свет.
От меня вам всем – привет!

Я – великий писатель,
Я – великий поэт!
Я – то есть Незнайка,
Лучше, чем Пушкин,
И лучше, чем Фет!

Ну, как? А вы, горе-ученики, так можете? Наверное, думаете, что так же напишите? Прежде чем задаваться, попробуйте выполнить мои задания:

  • Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
  • Определите тип текста.
  • Озаглавьте текст.
  • Составьте план.
  • Перескажите текст, пользуясь составленным планом.

Посмотрим, как вы справитесь с этим трудным заданием.

Великий поэт Незнайка.

Учитель. Ну что, ребята, сможете выполнить задания Незнайки?

Давайте подумаем, в каком блоке мы сегодня работаем, и какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данные задания.

Дети. Мы работаем в блоке «Развитие речи».

Нам надо вспомнить:

  • Что такое текст.
  • Как озаглавить текст.
  • Как составить план текста.
  • Как определить тип текста.

Текст – это письменное или устное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.

Чтобы озаглавить текст, необходимо:

- определить тему текста,
- определить основную мысль текста.

Чтобы составить план текста, надо:

- разделить текст на абзацы,
- найти ключевые слова каждого абзаца,
- записать ключевое слово или основную мысль абзаца.

Чтобы определить тип текста, надо:

- определить общий вопрос текста,
- определить основную мысль текста,
- определить структуру текста.

Учитель. Давайте вспомним структуру типов текста (работа у доски).

Сегодня вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах и постараемся их не нарушать.

Дети. - выслушивать мнение одноклассника,

- четко, быстро излагать свою точку зрения,
- вместе, дружно выполнять задания,
- девиз «Один за всех и все за одного».

Учащиеся работают в группах, отбирая карточки с признаками определённого типа текста и формируя на доске схемы.

1 группа.

Текст – повествование.

Что? когда? где? произошло, случилось

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

  1. когда, где, с кем …
  2. что произошло, как развивались события.
  3. чем все закончилось

2 группа.

Текст-описание.

Какой? какая? какое? какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Изображение «замерло».

Обилие имен прилагательных.

3 группа.

Текст-рассуждение

Почему? зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как

  1. утверждение
  2. доказательство, объяснение
  3. вывод, итог, результат

Отчёт групп, дополнения ответа другими группами.

Учитель. Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.

3. Самостоятельная работа в группах.

4. Отчеты групп по проделанной работе.

Во время отчёта перед каждым учащимся находятся задания и тексты других групп. (приложение)

Учитель. Ребята, а может кто-нибудь из вас пересказать понравившийся текст, другой группы?

Почему удалось так удачно пересказать тексты?

Дети. Нам помогло знание структуры типов текстов, умение составлять план текста, выделять опорные слова и т. д.

5. Самоанализ, итог урока.

Учитель. Ребята, как вы думаете, справились мы с заданиями Незнайки?

Какая была цель сегодняшнего урока?

Мы ее достигли? Почему?

Что вам больше всего понравилось?

Возьмите карточки самооценки, заполните их.