Цель (для учителя). Создание условий для обобщения знаний учащихся о типах текста.
Цель (для учащихся). Развитие умения применять полученные знания.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся о типах текста;
- Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);
- Развивать словесно-логическое мышление;
- Развивать коммуникативные качества учащихся;
- Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Методы:
- исследовательский;
- словесные методы (беседа, пересказ);
- фронтальный;
- самостоятельная работа (работа с текстом);
- групповая работа (на основе алгоритмов).
Оборудование:
- демонстрационные материалы: рисунок Незнайки, письмо Незнайки, названия типов текста, структура типов текста;
- наглядные материала: деформированные тексты;
- дидактические материалы: технологические карты, инструкции для работы в группах, карта самоконтроля.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация и актуализация знаний.
Учитель. Ребята, сегодня утром мне передали странное письмо. Оно адресовано нашему классу.
Хотите прочитать?
Дети. (чтение письма)
Привет, горе-ученики!
Пишет вам известнейший писатель и поэт – Незнайка!
Я – Незнайка, великий поэт!
Меня знает весь белый свет.
От меня вам всем – привет!Я – великий писатель,
Я – великий поэт!
Я – то есть Незнайка,
Лучше, чем Пушкин,
И лучше, чем Фет!
Ну, как? А вы, горе-ученики, так можете? Наверное, думаете, что так же напишите? Прежде чем задаваться, попробуйте выполнить мои задания:
- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
- Определите тип текста.
- Озаглавьте текст.
- Составьте план.
- Перескажите текст, пользуясь составленным планом.
Посмотрим, как вы справитесь с этим трудным заданием.
Великий поэт Незнайка.
Учитель. Ну что, ребята, сможете выполнить задания Незнайки?
Давайте подумаем, в каком блоке мы сегодня работаем, и какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данные задания.
Дети. Мы работаем в блоке «Развитие речи».
Нам надо вспомнить:
- Что такое текст.
- Как озаглавить текст.
- Как составить план текста.
- Как определить тип текста.
Текст – это письменное или устное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.
Чтобы озаглавить текст, необходимо:
- определить тему текста,
- определить основную мысль текста.
Чтобы составить план текста, надо:
- разделить текст на абзацы,
- найти ключевые слова каждого абзаца,
- записать ключевое слово или основную мысль абзаца.
Чтобы определить тип текста, надо:
- определить общий вопрос текста,
- определить основную мысль текста,
- определить структуру текста.
Учитель. Давайте вспомним структуру типов текста (работа у доски).
Сегодня вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах и постараемся их не нарушать.
Дети. - выслушивать мнение одноклассника,
- четко, быстро излагать свою точку зрения,
- вместе, дружно выполнять задания,
- девиз «Один за всех и все за одного».
Учащиеся работают в группах, отбирая карточки с признаками определённого типа текста и формируя на доске схемы.
1 группа.
Текст – повествование.
Что? когда? где? произошло, случилось
Сообщается о последовательных действиях.
Обилие глаголов.
Слова-связки: однажды, потом, наконец.
- когда, где, с кем …
- что произошло, как развивались события.
- чем все закончилось
2 группа.
Текст-описание.
Какой? какая? какое? какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Изображение «замерло».
Обилие имен прилагательных.
3 группа.
Текст-рассуждение
Почему? зачем?
Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.
Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как
- утверждение
- доказательство, объяснение
- вывод, итог, результат
Отчёт групп, дополнения ответа другими группами.
Учитель. Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.
3. Самостоятельная работа в группах.
4. Отчеты групп по проделанной работе.
Во время отчёта перед каждым учащимся находятся задания и тексты других групп. (приложение)
Учитель. Ребята, а может кто-нибудь из вас пересказать понравившийся текст, другой группы?
Почему удалось так удачно пересказать тексты?
Дети. Нам помогло знание структуры типов текстов, умение составлять план текста, выделять опорные слова и т. д.
5. Самоанализ, итог урока.
Учитель. Ребята, как вы думаете, справились мы с заданиями Незнайки?
Какая была цель сегодняшнего урока?
Мы ее достигли? Почему?
Что вам больше всего понравилось?
Возьмите карточки самооценки, заполните их.