Цели:
- учить детей различать и проверять безударные окончания существительных,
- формировать навык правописания окончаний существительных,
- отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных.
Ход урока
1. Организационный момент и понимание темы урока.
Учитель:
- Ребята, самостоятельно прочитайте тему урока.
- Наташа, прочитай тему вслух.
- Как вы поняли, чем мы будем сегодня заниматься?
- Как понял тему урока Павел? (Ответ: я понял, что сегодня мы будем находить окончания существительных.)
- Как Света отнесется к ответу Павла? (Ответ: Я поняла Павла так, что мы будем находить окончания существительных. Я согласна с ним, но хочу уточнить ответ. Мы будем находить безударные окончания существительных)
- Правильно. У кого есть еще мнения? (ответы: Я думаю, что мы сегодня научимся проверять безударные окончания существительных)
- Молодец! Сегодня мы научимся проверять безударные окончания имен существительных 1, 2, и 3 склонения.
2. Чистописание. Е и И.
Учитель: Как вы думаете, почему я взяла для чистописания именно эти буквы? (ответ: эти буквы чаще бывают в окончании в слабой позиции)
3. Работа по теме урока.
На доске 2 группы слов:
из земли из избушки
по стене по комнате
на столе на празднике
в цепи в постели
Задание:
1. Записать слова в тетрадь в 2 столбика.
2. Определить, чем отличаются 2 группы слов.
3. Найти общие признаки.
Учитель: Прочитайте задание. Как вы поняли задание? (Ответы: я понял, что надо записать слова в тетрадь, определить общие и различные признаки).
Дети самостоятельно выполняют задание.
Проверка.
Ответы детей:
- Во втором столбике окончания в слабой позиции, в первом столбике в сильной позиции.
- Общее в каждой строчке - род, склонение и падеж одинаковые.
Запись в тетради:
Из землИ | из избушки | ж.р. 1 скл. Род.п. |
По стенЕ | по комнате | ж.р. 1 скл. Дат.п. |
На столЕ | на празднике | м р. 2 скл. Предл.п. |
В цепИ | в постели | ж.р. 3 скл. Предл.п. |
Учитель: Кто может сделать вывод, как проверить безударное падежное окончание существительных 1, 2 и 3 склонения?
Ответы детей:
- Я понял, что надо взять существительные с окончанием в сильной позиции.
- Я с тобой согласен, но хочу уточнить ответ. Надо взять слово для проверки того же склонения в том же падеже.
Учитель: давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на странице 84 (Т.Г. Рамзаева «Русский язык» для 4 класса). Прочитайте памятку.
Дети читают памятку.
Учитель: Я хочу предложить вам слова для проверки. Запомните их, чтобы постоянно не искать новые. 1 склонение: стена; 2 склонение: стол, окно; 3 склонение: цепь.
4. Упражнение на доске «Допиши окончание».
Задние: Определи род, склонение, выбери слово для проверки, допиши окончание.
Без дорог… | В сет… | В магазин… |
От подруг… | На спектакл… | о мыш… |
Возле речк… | От речк… | к подруг… |
Работа по рядам. Побеждает тот ряд, который правильно и быстро выполнит задание.
Понимание задания:
- Я понял, что надо записать окончания.
- Я с тобой не согласен. Нам нужно определить род, склонение, выбрать слово для проверки окончания.
- Я согласен с тем, что нам надо окончания доказать.
Дети выполняют задание.
Проверка по рядам.
Ответы детей:
- Я не согласен с окончанием в слове «о мышЕ». Это слово женского рода, 3 склонения, слово для проверки тире цепь. О мыши, как о цепи. В окончании нужна буква И.
Учитель: почему ребенок допустил ошибку?
Ответы детей:
- я думаю, что он написал окончание наугад, не применил новое правило.
- надо было определить род, склонение и выбрать слово для проверки.
5. Письмо под диктовку.
Задание: запиши, выдели окончание существительных, докажи его.
Учитель: как вы поняли задание?
Ответы детей:
- правильно ли я понял, что надо записать слова, выделить окончания существительных и доказать их?
Учитель: молодец, ты правильно понял задание. Вопрос: все ли окончания существительных требуют доказательства?
Ответы детей:
- Да, все.
- Правильно ли я тебя понял, что все окончания требуют доказательства?
- Да.
- Я с тобой не согласен. Проверки требуют только безударные окончания.
Текст задания: ходил около палатки, стучал по крыше, достал из печи, полил маслом, испарился с поверхности, и т.д.
Проверка выполнения задания учителем в тетрадях.
6. Итог урока.
Учитель: Чем занимались на уроке?
Ответы детей:
- Сегодня на уроке мы учились доказывать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения.
- Я согласен с тем, что мы учились доказывать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения. Для проверки мы использовали существительные с окончанием в сильной позиции.