Ключевым звеном в предпрофильной подготовке, отличающимся важностью, сложностью и новизной, стали курсы по выбору.
В 2004-2005 учебном году методическим объединениям лицея была поставлена задача подготовить по своей образовательной области (разработать или воспользоваться предложенными Министерством образования РФ) элективные курсы общим объемом учебного времени 34 часа.
В результате в лицее разработано 10 элективных курсов, авторами которых являются учителя лицея: предметно-ориентированных, ориентированных на профиль и расширяющих познавательную деятельность. На заседаниях школьных методических объединений и методическом совете была проведена экспертиза всех вводимых авторских курсов.
Важным считаем введение курсов, расширяющих познавательную деятельность учащихся, направленных на определение места каждой из наук в современном обществе, социализацию личности.
Количество курсов “избыточно”, тематика разнообразна. Это позволяет полностью удовлетворить запросы учащихся. Многие учащиеся проявляют интерес к большому количеству курсов разной направленности. Используются различные формы занятий: лекции, беседы, практикумы, лабораторные работы, уроки-экскурсии, уроки-исследования, уроки-встречи, ролевые игры. Широко используются коммуникативные методы, парная и групповая формы организации занятий, проектно-исследовательская деятельность. Содержание курсов, использование нестандартных форм проведения занятий, использование инновационных технологий и методов, работа под руководством квалифицированных педагогов – все это создает предпосылки повышения мотивации учащихся.
В программу элективного курса включаются следующие вопросы:
1. Название курса с указанием на данный профиль обучения (социально-экономический, физико-математический)
2. Пояснительная записка, в которой указывается количество часов, отводимых на данный курс, цели и задачи курса, указание знаний, умений и навыков в процессе изучения курса.
3. Содержание программы, в которую включаются основные темы с указанием видов деятельности на уроке и система контроля со стороны учителя.
4. Список литературы для самостоятельного изучения учащимися тех или иных тем программы.
Содержание итогового контроля по курсу
разрабатывает сам учитель. При этом нет
необходимости ориентироваться на содержание
контрольно измерительных материалов (КИМов) для
единого государственного экзамена.
Темп изучения элективного курса может быть
адекватен реально складывающей ситуации – на
чем-то задержались (тема вызвала особый интерес
или при ее изучении возникли некоторые
трудности); какой-то материал был рассмотрен
бегло (в обзоре); от какого-то элемента содержания
оказалось возможным отказаться.
Элективные курсы дают возможность преодолеть
одну из самых главных причин трудностей,
возникающих в школе при изучении нормативных
предметов, - требование обязательной
успеваемости. Результаты изучения одного и того
же элективного курса для разных учащихся могут
быть различными.
Внедрение элективных курсов способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе, отработке гибкой системы профилей с учетом реальных потребностей рынка труда. Для решения специальных задач профильного обучения занятия на элективных курсах проводятся по специализированным программам, с учетом выбранного учащимся профиля.
Посещение элективных курсов обязательно для учащихся, желающих поступить в профильные классы лицея. После окончания одного элективного курса и получения “зачета” по нему осуществляется переход на элективный курс другого профиля. Итоги обучения на элективных курсах включаются в так называемый “Портфолио” ученика и учитываются при зачислении в 10-ые профильные классы. Предметные курсы несут функцию целевой подготовки обучающихся, в том числе и к сдаче выпускных экзаменов, выполняют развивающую, ознакомительную и мотивационную функцию.
Вашему вниманию хотелось бы предоставить более подробно один из элективных курсов по физике, который прошел апробацию и с успехом используется в предпрофильной подготовке учащихся лицея.
Физика XX века.
Пояснительная записка.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека. Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые позволяют выпускнику самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, а именно:
- развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей;
- способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;
- потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни.
При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Курс по выбору следует считать предметно-ориентированным.
На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда вытекают требования к умениям учащихся:
- применять основные исходные положения науки, для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов, установок;
- решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики.
Цель курса: расширить представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики.
Задачи курса:
- Показать роль человека в изучении природы.
- Развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью.
- Совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием.
- Привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской физической науки.
- Развить способности учащихся к исследовательской деятельности.
- Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к физической деятельности, работе в парах, группах.
Место курса в системе предпрофильной подготовки.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Он расширяет базовый курс, является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Административная проверка усвоения материала курса « Физика XX века.» не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен материал , а также этап взаимопроверки и оценивания работ учащимися класса по согласованию с классом. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения курса. Формой контроля может стать презентация данного материала учащимися, защита собственного проекта по темам данного курса.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол-во часов |
Форма Занятия |
1 | Физика в современном мире. | Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики. | 1 ч | Лекция (приложение 1) |
2 | Нобелевские премии по физике | Из истории Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий. | 2 ч | Семинар (приложение 2) |
3 | Физика и смежные дисциплины. | Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой | 4 ч | Семинар (приложение3) |
4 | Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики | Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ. | 3 ч | Лекция, практическое занятие |
5 | Достижения и перспективы современной космонавтики | Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека | 1 ч | Семинар |
6 | Физика и военная техника. Физика в задачах военно-исторических событий. | Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники. | 3 ч | Лекция, семинар, практическое занятие |
7 | Решение нестандартных задач . | Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием | 3 ч | Практическое занятие |
Задания для самостоятельной работы учащихся.
- Работа с рекомендуемой литературой.
- Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (по выбору учащихся).
- Самостоятельная работа по составлению задач и последующим их решением, выбор оптимального варианта решения задач.
- Составление проектов по предложенным темам.
- Составление компьютерных презентаций .
- Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.
- Самостоятельный анализ и оценка своей деятельности.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература для учащихся:
- И.М. Гельфгей, Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик « 1001 задача по физике», М, «Наука»,1996г.
- Н.И. Гольдфарб « «Задачи по физике», «Дрофа», 1996 г.
- И.П. Гурский « Элементарная физика с примерами решения задач.»,М,»Просвещение»,1984г.
- С.М. Козел « Сборник задач по физике» ,М,»Наука»,1990г.
- Мусский С.А. « Сто великих чудес техники. М., «Вече», 2003
- Г.Я. Мякишев « Физика. Механика, учебник для углубленного изучения физики.» « Дрофа», 2002 г.
- Д.К. Самин « Сто великих ученых», М., «Педагогика», 2002 г.
- «Сто великих нобелевских лауреатов» , М., «Вече», 2003г
- Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. « Физика -9», М.»Просвещение»,1991г.
- Энциклопедический словарь юного физика., М., Педагогика, 2002 г
Литература для учителя:
- Г.А. Бутырский,Ю.А. Сауров « Экспериментальные задачи по физике», М., Просвещение, 1998г
- Г.Я. Воронков « Электричество в мире химии», М., Знание, 1987 г
- В.А. Ильин « История физики», М.,АСАDEMIA,2003 г
- И.С. Кудрявцев « История физики», т 1-3 , Просвещение, 1956-1971гг
- А.Н. Майоров « Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль, «Академия развития» , 1999 г
- В.П. Синичкин « Внеклассная работа по физике» , Саратов, « Лицей, 2002 г
- К.Э. Суори « Необыкновенная физика обыкновенных явлений», перевод с английского в 2-х томах, 1987г
- Перекрестки физики, химии и биологии.: М, «Просвещение»,1995г.