Цели мероприятия:
- Дать учащимся основные знания о деятельности Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сущности и значении Куликовской битвы.
- Формировать умения систематизации и анализа знаний, получаемых во время учебной деятельности из различных источников: художественных, литературных и т.д., работа с картой.
- Формировать умения давать собственную оценку событиям, нравственным качествам исторических личностей.
- Вырабатывать высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа.
- Воспитывать качеств гражданственности, патриотизма, любви к Родине, чести и долге.
- Развивать творческий, исследовательский подход в изучении материала.
Задачи урока:
- Раскрыть философское понятие о роли личности в истории.
- Охарактеризовать роль личности в истории, образ исторической личности на примере Дмитрия Донского и Сергия Радонежского на основе оценок современниками личности и современными историками.
- Дать оценку нравственным качествам исторических личностей: духовность, небывалое мужество, готовность служить во благо Отечеству.
- Раскрыть историческое значение победы русского войска на Куликовом поле.
- Показать роль церкви в борьбе против монголо-татарского ига, в объединении русского народа, подъеме патриотического движения.
Опорные понятия: историческая личность, выдающаяся личность.
Межпредметные связи: обществознание, мировая художественная культура, литература.
Оборудование урока: учебник 10 класса, портрет Дмитрия Донского, картина Н.К. Рериха “Святой Сергий”, миниатюры из лицевого списка “Сказания о Мамаевом побоище” и “Жития Сергия Радонежского”: Куликовская битва.
Основные этапы урока:
- Вводное слово учителя:
- 1. Постановка темы урока, определение целей и задач мероприятия.
- Работа в группах: изучение и анализ исторических источников, других материалов по предложенным вопросам (фамилия, имя, этапы, периоды содержание деятельности личности, оценка личности ее современниками и современными историками). Выступления групп.
- На основании этих сообщений учащиеся выстраивают психологический портрет личностей, дают им оценку с помощью наводящих вопросов учителя (дискуссия)
- Рассказ учителя о борьбе против Орды, Куликовской битве с использованием дополнительных материалов (работа с картами, схемами, просмотр слайдов). Вывод об историческом значении Куликовской битвы.
- Под руководством учителя обобщение материала.
- Подведение итогов мероприятия: главные качества данных исторических личностей, итоги их деятельности, определение их роли в истории.
Эпиграфы урока:
“В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше” (Н.А. Добролюбов.)
“Светоч, ты тьму сокруши, путь к победе усейте, подковы.
Бой за боем на поле души, - ах ты поле моё Куликово…
Отче Сергий: мне Имя Твоё – свет в ночи и копья остриё”. (О. Ауновская)
“Великий человек эпохи тот, который может воплотить в словах волю своей эпохи, сказать своей эпохе, в чем её воля и выполнить ее. То, что он делает - сердцевина и суть его эпохи, через него проявляется эпоха”. Г.Гегель
Содержание урока
1. Вводное слово учителя:
Дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие будет посвящено выдающимся историческим личностям: Дмитрию Донскому и Сергию Радонежскому. Это люди, ставшие олицетворением сильного духа, мужества, патриотизма русского народа. Немаловажна и их роль в истории Отечества. Но сначала обратимся к самим понятиям “историческая личность” и “выдающаяся личность”.
Ученик 1: Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности определенного человека с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Науке известно и понятие “выдающаяся личность”, характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований.
Ученик 2: Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях по русской истории В.О. Ключевский. Выделенные им качества исторической личности и поныне представляют значительный интерес, ибо как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только одобряет к действию, но и учит, как действовать.
Историческим личностям, по мнению В.О. Ключевского свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; совестливость во всех делах; ясность, убедительность и разумность предпринимаемых действий.
Ученик 3: Н.М. Карамзин отмечал, что историю человечества делают именно такие люди “Сии любимцы неба, - писал он, - рассеянные в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его;…жизнь их есть история народов”.
Без знания личностей знание истории не может быть полным.
Ученик 4: С.М. Соловьев возвышал роль личности не только в истории, но и как объект в историческом исследовании. Он отмечал, что у исторической науки “нет возможности иметь дело с народными массами, она имеет дело только с представителями народа…”
Учитель: Несомненно роль личности в истории велика. Параллельно с политической деятельностью Дмитрия Донского, его исключительных качеств как грамотного политика, невозможно обойтись без истории духовности России. Здесь – величайшие личности русских святых. Особо дорог и почитаем на Руси образ святого Сергия Радонежского. Именно в его образе собрано все то, чем характерны русские, к чему сотни лет обращается наш народ – могучий дух, отеческая любовь к каждому человеку.
2. Распределение учащихся по группам.
1 группа: работа с литературными и историческими источниками: биографические данные: Сергий Радонежский, миниатюры лицевого списка “Житие Сергия Радонежского”, В. О. Ключевский
2 группа: работа с источниками “Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского. 1390-е гг.” Адрианова-Перетц В.П., Летописная повесть о побоище на Дону.
3. Выступление учащихся. Во время выступления должны быть отражены следующие вопросы:
- вехи биографии
- деятельность Дмитрия Донского и Сергия Радонежского
- их личностные характеристики.
- оценки их деятельности современниками и историками.
- собственная оценка их деятельности (Я считаю…, Мне кажется, что…)
Материалы к самостоятельной работе учащихся 1 группы (см. приложение 1)
Вопросы учителя к 1 группе учащихся:
- С каких позиций оценивают историки деятельность Дмитрия Донского?
- В чем видят они его главные заслуги? Убедительны ли доводы историков?
- Дайте общую оценку княжению Дмитрия Донского. Знаете ли вы иные суждения, точки зрения на деятельность князя?
- Что послужило основанием для столь высокой оценки государственного таланта князя?
/Портрет Великого князя Дмитрия Донского. Рисунок 1/
Материалы к самостоятельной работе учащихся 2 группы (см. приложение 2)
Вопросы учителя ко 2 группе учащихся:
- С каких позиций историки оценивают деятельность преподобного Сергия Радонежского?
- В чем проявляется его вера и духовность? Как оценивают его современники?
- Дайте общую оценку деятельности Сергия Радонежского.
- Какую роль сыграл Сергий Радонежский в эпохе Возрождения Руси?
/картины Нестерова “Явление отрока Варфоломею” Рисунок 2, “Деятельность преподобного Сергия Радонежского” Рисунок 3/
4. Куликовская битва. Рассказ учителя. Показ слайдов, картин.
Учитель: XIII – XIV в.в. Россия – жертва своей междоусобной разобщенности – в полной мере испытала на себе страшное монголо-татарское иго. Одерживая победы в кровопролитных сечах, татары шли огромным войском, как смерч, сжигая русские города, убивая и угоняя людей в рабство. Но пришел 1380 год, и Русь дала поработителям отпор.
Летом 1380 г. в Москве распространились слухи о новом грозном нашествии татар. Монголо-татарское войско, возглавляемое фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем, двинулось на Русь. Союзниками Мамая были великий князь литовский Ягайло и рязанский князь Олег.
Ученик 1: Великий князь московский Дмитрий Иванович сразу послал своих гонцов во все княжества с наказом немедленно присылать войска на подмогу. Бесконечною вереницею вступали в Кремль спешившие от всех сторон дружины: их выслали из Ростова, Белозерска, Ярославля, Владимира, Суздаля, Переяславля, Костромы, Мурома, Дмитрова и т.д., и народ с умилением смотрел на воинов, готовых умереть за свободу родины и за святую веру. Ужас имени татар словно исчез.
Никто не мог предвидеть исхода войны, многие сомневались в ее успехе. Однако вместе с тем росла решимость довести борьбу до конца.
Народ поддержал церковный деятель Сергий Радонежский. Своим подвижничеством, стойкостью, самоотречением он взыскал огромный авторитет у народа, и именно он, по-преданию, благословил Дмитрия Донского на бой с татарами. Сергий послал с князем двух монахов - богатырей телом и духом – Пересвета и Ослябю.
/картина “Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву”. Рисунок 4/
/Поход русских войск на Дон. Миниатюра из “Жития Дмитрия Донского. Рисунок 5/
6 сентября русское войско (100-150 тысяч человек) достигло Дона у устья реки Непрядва. В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года полки переправились через Дон, оставив у себя в тылу реку. Эта позиция ограничивала татар в обходе, но зато сильно затрудняла возможность отступления. Однако в переправе через Дон – проявление той решимости победить или умереть, с какой выходили русские полки против татар. Быстрое движение русских подков навстречу Мамаю было вполне оправдано: следовало избежать объединения ордынцев и литовцев.
Работа с картами и схемами: “Поход русских войск на Дон”/Рисунок 6/ и “Куликовская битва” 8 сентября 1380 г./Рисунок 7/”.
8 сентября 1380 г. произошла знаменитая Куликовская битва. Дмитрий расположил войско так: в центре он поставил “большой полк”, на флангах – полки правой и левой руки. Позади расположился резервный полк, вперед был выдвинут сторожевой (передовой) полк. В Зеленой дубраве, позади левого фланга, спрятался засадный полк.
Стан Мамая находился в районе реки Красная Меча. Здесь он ждал прихода Ягайло с войском.
Ученик: “И было это в шестой час дня, начали появляться поганые…и тут приготовились татарские полки; и великие силы, увидав, пошли, и гудела земля, горы, и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных…Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих – русских сыновей и поганых…
Ученик 2:“По преданию, бой начинался поединком двух противников: со стороны татар вышел Челубей, татарский” железный воин”. Из наших рядов вышел Александр Пересвет: “Отцы и братья! Простите меня, грешного! Брате Ослябе, моли за меня бога! Отец Сергий, помогай мне!”. Всадники сшиблись, и столкновение было настолько яростным, что не помогли ни щиты, ни доспехи. Содрогнулась земля от удара, и упали оба мертвыми, пронзив друг друга на всем скаку огромными копьями.
Ученик 3: Конница Мамая атаковала передовой русский полк. Здесь находился и Дмитрий Иванович, который “прежде всех стал на бой и впереди с татарами много бился”. Много погибло татар, но и воины передового полка пали почти все. Тогда Мамай направил главные силы на большой полк и полк правой руки. Бились грудь с грудью, сотнями гибли русские люди.
/Куликовская битва. Миниатюра из лицевого “Жития Дмитрия Донского” XVII век. Рисунок 8 /
Несколько раз прорывали ордынцы боевые порядки русских, “подсекли” древко великокняжеского знамени, убили Михаила Бренка, многих князей и бояр, большое число простых воинов. Но русские ратники стояли насмерть, и натиск врага был отбит. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг русского строя. Ожесточенно сражались воины с превосходящими силами врага. Но “вот уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские, и воеводы, и удалые люди… многие сыны русские сокрушены… Поганые же стали одолевать, а христианские полки поредели…” Но в засаде в лесу еще стоят наши полки под начальством князя Владимира Андреевича и московского воеводы Дмитрия Михайловича Волынского – Боброка.
Ученик 1: “Час прииде, и время приближеся! Дерзайте, братья и други!” И свежий засадный полк вихрем вылетел из Зеленой Дубравы и ударил во фланг и тыл наступающим ордынцам. Удар был настолько неожидан и силен, что враг не выдержал. В наступление перешли и воины других полков. Многие ордынцы погибли от русских мечей, другие утонули в Непрядве, “А Мамай. В страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: “велик бог христианский, и велика сила его…” И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде…И гнали их до речки Мечи”.
Нелегкой ценой была добыта победа. Воеводы сообщили великому князю: “Княже, осталось нас всех 40 тысяч!” “…Человеческие трупы, словно великие стога, наворочены: конь не может быстро через них перескочить, а в крови по колено бродят, и реки три дня текли кровью”.
Хотя Русь не была полностью освобождена от ига, тем не менее Куликовская битва обозначила в русской истории важнейшую эпоху освободительной борьбы народа против иноземного господства. Русский народ понял необратимость происходивших событий, поверил в конечную победу над вековечным врагом.
Потери русских войск в Куликовской битве составили 69,7 тысяч человек.Р
В честь бойцов Куликовской битвы были построены церкви в Москве (Успенский Строманский монастырь), Новгороде, на поле битвы поставлена обитель в честь Рождества Богородицы
5. Обобщение материала.
Учитель: На основании анализа исторических источников, полученных вами знаний сделайте вывод о роли Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в истории.
Ожидаемые ответы:
1. Дмитрий Донской проявил себя как талантливый политик и крупный государственный деятель. Собственным примером он показывал необходимость объединения перед лицом общей опасности. Орудием избавления русской земли стала Москва.
2. Источники средневековья донесли до нас атмосферу времен Куликовской битвы, тот накал народной ненависти к притеснителям Руси, который обеспечил высокий моральный дух русских ратников на поле боя. Горячее стремление скинуть вековой гнет, освободить Родину, не пожалеть во имя этого жизни – такие настроения царили тогда в городах и селах во всей земле Русской.
3. Возвысилась роль Москвы в качестве признанного центра объединения русских земель, что ускорило процесс формирования Русского централизованного государства.
4. Велика заслуга в победе на поле Куликовом русского князя Дмитрия Донского. Это был человек неисчерпаемой энергии: он, по словам летописца “неприятелю всегда был страшен в бранях”. Первые победы над ордынцами, одержанные над ордынцами говорят о его недюжинном полководческом даре и неразрывно связаны с его именем.
5. С Сергием Радонежским связывают нравственное возрождение Руси, без которого невозможно всякое иное возрождение. Сила Сергия – в нравственном и духовном авторитете, который снискал “великий старец” неустанными трудами и образом жизни.РР
Учитель: Что выводило Россию и русских из катастроф? Духовная Вера, высокое нравственное чувство, всеобщее всестороннее объединение, беспредельное мужество в борьбе за Отечество в самый катастрофический момент.
Велик подвиг, свершенный Дмитрием Ивановичем Донским и его воинами на Поле Куликовом. Там они спасли людей русских от многолетнего ига. Ныне эта победа воспринимается как никогда обостренно у нас на Родине, ибо пришла она через сверхнапряжение, через всеобщее единение, через возрождение, высокую любовь к Отечеству воинов русских, через Слово вдохновенное кроткого, добронравного и неуступчивого в Вере Сергия Радонежского.
Князь Дмитрий совершал и ошибки: допустил Тохтамышево разорение Москвы, не успев собрать войско и продлив рабство, не присоединил Рязань и Тверь к Москве, но Сергий разгадал в Великом князе и его воинах высокий дух самопожертвования, великую и разбудил ее, направил на освобождение Отечества.
Как необходимо все это сегодня, как недостает этого нам. Поэтому свят их подвиг для нашей православной церкви, для Отечества, для каждого патриота! Низкий поклон через века подвижникам, вечная им слава!
/Духовная музыка/.