1. Общие положения
1.1. Группа здоровья для детей с нарушением осанки имеет своей целью проведение лечебно-оздоровительных занятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, коррекцию имеющихся нарушений осанки, закрепление правильной осанки.
1.2. Положение призвано регулировать деятельность группы здоровья для детей с нарушением осанки в условиях массового дошкольного образовательного учреждения.
1.3. В своей деятельности группа здоровья для детей с нарушением осанки руководствуется Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативно-правовыми актами по вопросам профилактики и лечения сколиоза.
1.4. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе группу здоровья для детей с нарушением осанки, несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за соответствие форм, методов и средств лечебно-оздоровительной работы возрастным и психофизиологическим возможностям детей.
2. Порядок создания группы здоровья для детей с нарушением осанки
2.1. Группа здоровья для детей с нарушением осанки создается в дошкольном образовательном учреждении при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения. Помещение должно отвечать педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
2.2. Комплектование группы здоровья осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу детьми 5-7 лет с учетом разновидностей нарушения осанки на основе заключения врача ортопеда.
2.3. Группа здоровья создается при наличии штатных единиц:
- инструктора по физическому воспитанию,
- врача,
- медицинской сестры,
- медицинской сестры по физиотерапии,
- медицинской сестры по массажу – 0,5 ставки.
3. Создание условий для проведения лечебно-оздоровительной работы в группе здоровья для детей с нарушением осанки
3.1. В состав лечебно-оздоровительной базы должны включаться:
- физкультурный зал,
- тренажерный зал,
- спортивная площадка на улице,
- физиокабинет,
- кабинет для проведения массажа, бассейн.
3.2. Физкультурный зал оснащается:
- спортивным комплексом,
- ковриками для занятий в положении лежа,
- большими гимнастическими мячами-хоппами,
- предметами и снарядами.
Для общеразвивающих упражнений: флажками, гимнастическими палками, обручами, лентами, мячами, гантелями, кеглями и т.п.
3.3. Бассейн оснащается необходимым оборудованием и инвентарем для обучения детей плаванию.
3.4. Лечебные кабинеты оснащаются в соответствии с их назначением физиотерапевтической аппаратурой, необходимым оборудованием и инвентарем. Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль за эксплуатацией и его ремонт проводятся специалистами медтехники.
4. Организация лечебно-оздоровительных занятий в группе здоровья для детей с нарушением осанки
4.1. Содержание занятий в группе здоровья для детей с нарушением осанки определяется:
- Программой воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой;
- Методикой симметричной гимнастики для профилактики и лечения сколиоза Д.М.Калашника;
- Методикой комплексной физической реабилитации дошкольников с нарушением осанки О.Козыревой;
- “Азбукой ортопедии” Алтайского краевого врачебно-физкультурного диспансера;
- Элементами методики дыхания по Бутейко;
- Рекомендациями Бирюковой Н.И., врача-ортопеда Ангарского физкультурно-оздоровительного диспансера “Здоровье”.
4.2. Занятия в группе здоровья для детей с нарушением осанки проводятся 2 раза в неделю инструктором по физкультуре под контролем врача и медицинской сестры, при консультировании врача ЛФК физкультурно-оздоровительного диспансера “Здоровье”.
4.3. Нагрузка, дозировка и содержание занятий в группе здоровья варьируются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
4.4. В профилактике переутомления используются следующие факторы:
- эмоциональная окраска занятий;
- разнообразие физических упражнений и гимнастических снарядов;
- периодическое обновление упражнений и комплексов;
- музыкальное сопровождение;
- наличие игровых и соревновательных элементов.
4.5. Общеразвивающие упражнения на занятиях в группе здоровья выполняются вольно, а также с гимнастическими снарядами и предметами в исходных положениях: лежа на спине, животе, боку, стоя на четвереньках – на первом этапе;
- в исходном положении стоя и в ходьбе – на втором этапе.
4.6. На занятиях в группе здоровья применяются элементы спортивных упражнений, лыжи, коньки, волейбол, баскетбол; включаются подвижные игры.
4.7. В конце занятий в группе здоровья выполняются: проверка, самопроверка и взаимопроверка осанки.
4.8. Занятие в группе здоровья продолжается 20-25 минут.
4.9. Лечебно-оздоровительный процесс осуществляется циклическими курсами:
- в начале учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) занятия в группе здоровья строятся по правилам постепенного нарастания общей и специальной нагрузки;
- в середине учебного года (декабрь, январь, февраль) нагрузка, в основном, держится на достигнутом уровне или несколько увеличивается;
- в конце учебного года (март, апрель, май) происходит постепенное снижение нагрузок с целью необходимой подготовки к летнему периоду.
В летний период дети с нарушением осанки ведут физически активный образ жизни в пределах обусловленных показаний и ограничений для каждого из них со стороны врача. Широко используются купание и плавание в открытых водоемах, подвижные игры, пребывание на природе, закаливание.
4.10. В начале курса лечебной гимнастики детям с нарушением осанки противопоказаны:
- подъем тяжестей в исходном положении стоя,
- длительный бег,
- соскоки,
- прыжки.
4.11. Общий массаж детям с нарушением осанки назначается перед занятием в группе здоровья и длится 10-15 минут. Проводится массаж спины, мышц межлопаточной области приемами: разминания, глубоким растиранием, поколачиванием, интенсивным поглаживанием.
5. Контроль за лечебно-оздоровительным процессом в группе здоровья для детей с нарушением осанки
5.1. Руководитель дошкольного образовательного учреждения осуществляет контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в осанке детей, внедрения современных методов профилактической и оздоровительной работы, повышение квалификации педагогических и медицинских работников.
5.2. Врач и старшая медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения проводят анализ эффективности занятий в группе здоровья по улучшению осанки детей и профилактике сколиоза, проводят промежуточную и итоговую диагностику.
5.3. Инструктор физкультуры составляет диагностическую карту показателей физического развития на каждого ребенка, занимающегося в группе здоровья с нарушением осанки.