Цель урока: знакомство с правилом вычитания слагаемого из значения суммы.
Задачи урока:
- показать учащимся взаимосвязь между сложением и вычитанием, закреплять умение пользоваться таблицей сложения, находить отличительные признаки натураль ного ряда чисел от набора чисел, закреплять умение чертить ломаные линии ;
- развивать умение работать в парах, группах, соблюдая нормы сотрудничества;
- воспитывать интерес к уроку математики.
Оборудование: набор цифр, рисунки шаров, таблица из набора “Веселая математика”.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
1. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы должны открыть 1 из математических правил, поработать с геометрическим материалом, показать, как мы умеем вычислять, работать.
Мы пришли сюда …… (учиться) (дети добавляют слово хором),
Не …. . (лениться), а …. . (трудиться).
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Устная работа.
А еще нас сегодня пригласил в гости сказочный герой, он повесил на нашу доску объявлений вот такой текст: “ Сдаю крышу.
Оплата кондитерскими изделиями”
Как вы думаете, к кому мы отправимся в гости?
Чтобы проверить вашу догадку, нужно ответить на мои вопросы, выбрать нужные числа и расставить их.
На доске цифры от 1 до 9, на обратной стороне у некоторых цифр - буквы.
- Найдите значение суммы 4 и 3.
- Найдите значение суммы 5 и 1.
- Выберите из оставшихся чисел и назовите сразу два числа, которые в сумме составляют 9?
Посмотрите внимательно на числа, найдите закономерность и назовите числа, которые должны стоять следующими?
Почему 3, 2, 1? (т. к. числа уменьшаются на 1)
Можем мы сказать, что у нас получился натуральный ряд чисел? (нет)
Может быть, тогда получился отрезок натурального ряда чисел? (нет)
Проверим, к кому же мы отправимся в гости.
Учитель переворачивает карточки с цифрами, получается слово “Карлсон”
3. Самостоятельная работа в тетрадях.
Вы прекрасно знаете, что Карлсон живет на крыше. Как же к нему добраться? Какой сказочный транспорт вы можете предложить?
А я предлагаю – волшебные воздушные шары. Но не все шарики волшебные, а только такого цвета, как у меня на доске: красного, синего, желтого и зеленого. Вы сейчас должны найти эти необычные шары, раскрасить их. Я предлагаю поработать с товарищем в паре.
Как будете работать? (Дети называют правила работы в парах, затем выполняют задание в рабочей тетради №126 с. 50)
4. Самопроверка. (Учитель переворачивает шары, дети проверяют.)
Кто выполнил задание также?
Молодцы, все поднялись на крышу, можно и расстаться с шарами.
III. Физмиинутка.
Мы возьмем шар большой,
Повернем над головой,
Прогнем спину,
Далеко кинем. (Сначала представили, что шар легкий воздушный, а потом - шар тяжелый, из металла)
IV. Работа над новым материалом.
1. Открывается таблица из набора “Веселая математика”.
У Карлсона в гостях находится Малыш, да они уже и чай сели пить. Что им нужно поставить на стол? (Чашки)
Заглянем в шкаф. (На доске 2 листа бумаги, которые изображают створки шкафа)
Сколько красных чашек стоит в шкафу? (2)
Сколько чашек синего цвета? (3)
Составьте с этими числами выражения.
2+3
3+2
3-2
Назовите только суммы. 2+3, 3+2
(Учитель стирает с доски разность)
Что можно сказать про эти суммы? (У них одинаковые слагаемые, использован переместительный закон, значение суммы должно быть одинаковое)
Найдите значение первой суммы.
(Учитель стирает с доски вторую сумму.)
Как называются числа при сложении?
Раз уж Малыш и Карлсон сели пить чай, давайте им поставим чашки. Какие предлагаете взять?
А почему не хотите взять 1 синюю и 1 красную?
Дети отвечают, что так некрасиво. Учитель добавляет, что по правилам этикета лучше брать посуду одного цвета.
Я возьму 2 красные чашки.
(Створки шкафа закрыть.)
Сколько всего чашек было? Сколько я взяла из шкафа? Как это записать выражением? 5-2
Как вы думаете, сколько чашек осталось? Проверим?
А если бы в гости к Карлсону пришел еще кто-нибудь, какие бы тогда мы брали чашки? (Синие)
Как записать выражением? 5-3
Чему равно значение разности?
Посмотрите на столбик примеров, которые у нас получились.
2+3=5
5-2=3
5-3=2
Что заметили? Какой вывод можете сделать?
2. Закрепление изученного материала.
Сравните наш вывод с правилом в учебнике на стр. 49.
Выполним № 125
V. Физминутка
VI. Работа в группах.
Две группы работают на индивидуальных досках самостоятельно, класс работает с учителем фронтально.
Задание для групп дано на карточках.
1 группа. Найди закономерность и начерти замкнутую ломаную линию
(Сумма чисел равна количеству звеньев у ломаной)
2 группа. Начерти замкнутую ломаную линию из 4 звеньев. Найди несколько вариантов.
Задание для класса.
Какая линия изображена на доске?
Покажите звенья ломаной линии?
Покажите концы ломаной линии.
Соедините концы ломаной линии отрезком. Запишите в 1 клетке, сколько звеньев было у ломаной линии, во 2 клетке – сколько стало.
Проверка работы групп.
VII. Итог урока.
Что интересного узнали? Чью работу на уроке бы вы отметили?
А теперь и нас Карлсон приглашает попить чай в столовой.