Тема урока: "Слова с сочетаниями жи - ши. Разнообразные упражнения, способствующие лучшему усвоению правил". Русский язык. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Сформировать навыки правописания слов с сочетаниями жиши. Составлять из слов предложения и текст.
  2. Научить детей составлять небольшой текст по рисункам, по опорным схемам.
  3. Воспитания наблюдательности, развивать внимания, орфографической зоркости учащихся.

Оборудования: Учебник, таблицы, сигнальные карточки, эмблемы (об охране природы), компьютер, экран, карточки – “осенние листья”, магнитная доска, магнитофон.

Тип урока: Классический (по технологии развивающего обучения).

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Психологическая атмосфера (Рассказ учителя под музыкой).

Ребята! Положите руки на парты. Опустите голову, закройте глаза. Представьте, наш кораблик спокойно продолжает свой путь по океану “Орфография”. Ваши плечи, мышцы расслаблены. Вокруг тишина. Мирно плещется о борт волна. Вам хорошо, спокойно. Мысли только светлые, добрые. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. Откройте глаза, продолжаем урок.

2. Орфографическая пятиминутка. Читайте слова и скажите, как будет, если они много. Рифмовка – запоминалка.

Чиж - , уж - , еж - , стриж –
Ж – рафы, мыш – и морж –
Маш – ны, ш – ны, камыш –
Запомни слоги жи и ши.

(заучивание стихотворения)

- Словарная работа (чижи - стрижи).

- Какое правило мы должны знать?

- Сочетание жи и ши пиши с И!

- Почему?

- ж, ш – всегда твердые.

- ч, щ – всегда мягкие.

3. Фонетический анализ слова.

I ряд – чижи II ряд – ужи III ряд – ежи.

а) Напишите транскрипцию и схему.

б) Работа в тетради (Беседа по плакату “Правильно сиди при письме”).

в) Чистописание.

жи ши
чижи стрижи

II. Постановка учебной задачи и её решение.

Введение в тему. Рассказ учителя “Сказка про шипящих”.

Ж и Ш пошли в лес. Какие чудеса там они творят в лесу? Давайте, посмотрим. Прежде чем, войти в лес, какие правила об охране природы они должны знать? (Учитель показывает эмблемы, а ученики составляют предложения).

- Нельзя срывать цветы!

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!

- Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

- Нельзя обижать лягушек и жаб!

- Нельзя ловить диких животных и уносить их домой!

- Будь природе другом!

2. На экране рисунки и опорные схемы. По рисункам и опорным схемам составьте текст. (Звучит голоса птиц).

(Один читает текст. На экране запись).

  • Ж и Ш пошли в лес. В лесу растут душистые ландыши, красивые рыжики. С дерева на дерево прыгнула пушистая белка.
  • Это озеро. Там плавают желтые кувшинки. У берега качались высокие камыши. Над водой летали черные стрижи.

3. Напишите слова с сочетаниями жиши, выделите орфограмму жиши.

- Вспомним правила, которые учили ещё наши дедушки и бабушки.

жиши пиши с И!

Душистые ландыши, красивые рыжики,

пушистая белка, желтые кувшинки,

высокие камыши, черные стрижи.

Физкультминутка.

- Как живешь?

- Вот так. —> (Ученики показывают движениями).

- Как ходишь?

- Как бежишь?

- Как даешь?

- Как берешь?

- Как спишь?

- Как моргаешь?

- Как танцуешь?

- Как сидишь?

4. Планета знаний. (На экране появляются рисунки).

- Кто знает, что за это растения?

- Да, шиповник-(шип) это ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно поцарапают каждого, кто захочет сорвать цветок. Отсюда и название – шиповник

- Словарная работа (шиповник).

- Внимательно посмотрите на рисунок и назовите яркие признаки шиповника.

На экране схема:

(Цветы яркие, острые, колючие).

Чтение по экрану.

Раньше мячи тоже шили из кожи. В Риме кожаный мяч наполняли зернами инжира.

Инжир-это дерево, которое растет в жарких странах. Оно имеет сладкие плоды.

- Словарная работа (инжир).

- Напишите новые слова и подчеркните орфограммы.

шиповник, инжир.

5. Работа по учебнику, страница 34.

- Чтение правил;

- Дивиз: “Пиши, но не спеши!”

- Упражнение 56 – письменно.

- Взаимная проверка и оценка.

6. “Крылатые слова”. Читать и объяснить смысл.

Живое слово – речь, содержащая интересные мысли.

Живая вода – волшебная вода в сказках, оживляющая мертвых, дающая богатырскую силу.

Работа в парах (карточки).

Игра “В поле чудес”.

а)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.

К У В Ш И Н К А

б)

Два берёзовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их …

Л Ы Ж И

в)

Мухи белые метели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтёте белых мух,
Что летает словно пух.

С Н Е Ж И Н К И

г)

Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые

Ш И Ш К И

8. Подвижная игра “Волшебный ковер”. Учитель раздает осенние листья. Ученики должны написать за одну минуту несколько слов с сочетаниями жиши и расстелить волшебный ковер на магнитной доске. Можно подарить другу.

Пру - , шиш - , верш - , жи - , тиш - , мы - , пуш - , снерж - …

Обобщение. Моделирование.

Сформулируй правило!

Жиши пиши через И!

IV. Итог. Оценки.

V. Дом.задание.

  1. Упражнение 55, стр. 34, выучи правила.
  2. Выучи пословицы.
  3. Сочини сказку на тему “В стране жи - ши”.