Повторительно-обобщающий урок по русскому языку во 2-м классе по теме: "Обобщение знаний о предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитательная – воспитывать любовь к земле, труду, бережное отношение к окружающему.
  • обучающая – систематизировать сведения о предложении, как единице речи: что такое предложение; знаки препинания; связь слов в предложении, обобщить умение анализировать предложение.
  • развивающая – корректировать память, произвольное внимание; логическое мышление; двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности.

Дидактические средства: сюжетные иллюстрации о земле; таблица с деформированным стихотворением; карточки для индивидуальной работы, рисунки осенних листочков.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) психологический настрой: пожелания друг другу добрых слов.

“Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!!!!

II. Сообщение темы и цели урока.

- Откроем тему нашего урока: сложите из карточек со словами, которые лежат на партах, фразу и определите тему сегодняшнего урока.

Обобщение знаний о предложении.

- В некотором царстве.
В дружном школьном государстве.
Жил да был 2-Б класс.
Слышите, ребята, я про вас,
Царь – учитель строгий был,
Он всему ребят учил,
Вот однажды захотел.
Подвести итог всех дел.
И во все концы земли.
Были посланы гонцы.
Разузнать и доложить
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нем знают?
И как в жизни применяют.
Много времени проходит
С донесеньями гонцы
Воротились, молодцы.
Царь собрал все донесенья
Для скорейшего прочтенья.

- Запись в тетрадях: число, классная работа. На доске план работы:

1. Минутка каллиграфии.

2. Словарная работа.

3. Работа над словом, предложением.

4. “Проверяю себя”

5. Письмо инопланетян.

6. Занимательная грамматика.

В донесениях как раз
Все задания про вас.

I донесение “Минутка каллиграфии”

III. Чистописание.

- Продолжи дорожку из букв: ссс з/з/з/ ссс з/з/з/ ссс з/з/з/ ссс

а) характеристика звуков (что это за буквы?)

б) поставьте точку над лучшим соединением;

в) письмо слов (объяснить орфограммы): сказка, загадка.

IV. Словарная работа.

II донесение

Сказки надо рассказывать ночью
Тут и встретишься с чудом воочию
Под лохматые шорохи звезд
Тут и лешего схватишь за хвост.

Загадки:

Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза, пряча нос.(медведь)

Что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной
И стоит среди сосны
Уши больше головы! (заяц)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка. (снегурочка)

Ворочают, режут, -
Я все терплю,
И всем добром плачу. емля)

Земля – планета

V. Работа над словом, предложением.

III донесение

а) работа над словом.

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Что выражает предложение?

- Какая наша Земля? (многозначность слова – земля)

(большая, голубая планета, красивая – рисунок с изображением – земли)

Над голубой планетой Земля сияют яркие звезды. (повествовательное предложение)

Разбор предложения по членам предложения.

б) восстановление деформированного стихотворения.

- Прочтите стихотворение. Откуда пришло к нам сообщение? (с огорода)

У нашей Аленки
Капуста (в б...чонке),
Огурцы ( в кадке),
Морковь (на грядке).
У нашей Акульки
Картофель (в кастрюльке),
Б..бы на окошке.
Помидор (в ладошке).

- Где можно встретить этот богатый урожай? (на земле).

Задание: Сгруппировать слова по правилам и записать.

Словарные слова: капуста, морковь, огурцы, картофель, помидор.

Слова с безударными гласными:

в бочонке – бочка

на окошке – окна

бобы – боб

в ладошке – ладушки

Парные звонкие и глухие согласные:

в кадке – кадочка

на грядке – грядочка

- Что нужно сделать, чтобы вырастить хороший урожай?

- Славно потрудиться.

Пословицы:

Терпенье и труд все перетрут.

Где труд там и счастье.

- Сколько предложений в стихотворении? Назовите вид предложений?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Приседанья сделал смело, (Приседанья)
Посмотрел он вправо, влево, (Повороты головы)
Пощипал немного пух (Руки в стороны, сгибаем в локтях, имитируя пощипывание.)
И с разбегу в воду плюх. (Прыжок вперед.)

VI. Самостоятельная работа.

IV донесение “Проверяй себя”

1. Работа с учебником. Упражнение №339.

а) прочитать текст, подобрать пословицу как заголовок к тексту, списать 3 предложение.

2. Работа у доски.

а) первое предложение разобрать по членам предложения, составить схему.

Земля кормит человека.

3. Работа по карточкам.

К – 1. Составить предложение из рассыпанных слов, подчеркнуть главные члены; проверить изученные орфограммы.

Б..жала, руч..я, тр..пинка, вдоль.

К – 2. Вставить пропущенные буквы, проверить безударные гласные в корне.

Все доброе на З..мле – от солнца, от в..ды, от человека.

К – 3. Вставить пропущенные буквы, проверить безударные гласные в корне.

Над з..млей звонко щ..бечут на разные голоса птицы.

4. Проверка самостоятельной работы: прочитать предложения так, чтобы получился текст.

- Ребята, какой вывод мы сделаем? Какая наша Земля? Какую пользу она приносит людям?

Она кормит, одевает, поит, и мы должны, бережно к ней относится, озеленять ее.

Красива наша Земля! Будем ее беречь!

VII. Письмо инопланетян.

V донесение

- Прочитайте предложение на доске:

Еду я в (поезде), а за л..са. (леса, лиса)

- Что увидел инопланетянин в окно?

Запишите предложение, в скобках напишите проверочное слово.

VIII. Занимательная грамматика. (коллективная работа)

VI донесение

- Пока мы выполняем донесения гонцов, ветер принес нам с разных уголков Земли листья с заданием.

Составить загадку и узнать ее отгадку.

- Кто больше всех трудиться? Что больше всего ценит в человеке народ?

Задание: составьте из листочков предложение.

1стр. липовые листочки Летом я летаю.
2стр. кленовые листочки Мед собираю.
3 стр. дубовые листочки Но когда меня подразнишь,
4 стр. березовые листочки Тогда я кусаю (пчела).

- Сколько предложение в загадке? Как узнали?

Запишите загадку, проверьте изученные орфограммы.

X. Итог урока.

- Все донесения гонцов мы выполнили. Доказали, как хорошо живется нам в царстве, дружном школьном государстве. Все ли правила в нем знают и как в жизни применяют.

- Каким у нас получился урок?

- Молодцы ребята, славно потрудились. Всем спасибо за урок.