Цели:
- воспитательная – воспитывать любовь к земле, труду, бережное отношение к окружающему.
- обучающая – систематизировать сведения о предложении, как единице речи: что такое предложение; знаки препинания; связь слов в предложении, обобщить умение анализировать предложение.
- развивающая – корректировать память, произвольное внимание; логическое мышление; двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности.
Дидактические средства: сюжетные иллюстрации о земле; таблица с деформированным стихотворением; карточки для индивидуальной работы, рисунки осенних листочков.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) психологический настрой: пожелания друг другу добрых слов.
“Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!!!!
II. Сообщение темы и цели урока.
- Откроем тему нашего урока: сложите из карточек со словами, которые лежат на партах, фразу и определите тему сегодняшнего урока.
Обобщение знаний о предложении.
- В некотором царстве. В дружном школьном государстве. Жил да был 2-Б класс. Слышите, ребята, я про вас, Царь – учитель строгий был, Он всему ребят учил, Вот однажды захотел. Подвести итог всех дел. И во все концы земли. Были посланы гонцы. |
Разузнать и доложить Хорошо ли в царстве жить? Все ли правила в нем знают? И как в жизни применяют. Много времени проходит С донесеньями гонцы Воротились, молодцы. Царь собрал все донесенья Для скорейшего прочтенья. |
- Запись в тетрадях: число, классная работа. На доске план работы:
1. Минутка каллиграфии.
2. Словарная работа.
3. Работа над словом, предложением.
4. “Проверяю себя”
5. Письмо инопланетян.
6. Занимательная грамматика.
В донесениях как раз
Все задания про вас.
I донесение “Минутка каллиграфии”
III. Чистописание.
- Продолжи дорожку из букв: ссс з/з/з/ ссс з/з/з/ ссс з/з/з/ ссс
а) характеристика звуков (что это за буквы?)
б) поставьте точку над лучшим соединением;
в) письмо слов (объяснить орфограммы): сказка, загадка.
IV. Словарная работа.
II донесение
Сказки надо рассказывать ночью
Тут и встретишься с чудом воочию
Под лохматые шорохи звезд
Тут и лешего схватишь за хвост.
Загадки:
Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза, пряча нос.(медведь)
Что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной
И стоит среди сосны
Уши больше головы! (заяц)Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка. (снегурочка)
Ворочают, режут, -
Я все терплю,
И всем добром плачу. (земля)
Земля – планета
V. Работа над словом, предложением.
III донесение
а) работа над словом.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Что выражает предложение?
- Какая наша Земля? (многозначность слова – земля)
(большая, голубая планета, красивая – рисунок с изображением – земли)
Над голубой планетой Земля сияют яркие звезды. (повествовательное предложение)
Разбор предложения по членам предложения.
б) восстановление деформированного стихотворения.
- Прочтите стихотворение. Откуда пришло к нам сообщение? (с огорода)
У нашей Аленки Капуста (в б...чонке), Огурцы ( в кадке), Морковь (на грядке). |
У нашей Акульки Картофель (в кастрюльке), Б..бы на окошке. Помидор (в ладошке). |
- Где можно встретить этот богатый урожай? (на земле).
Задание: Сгруппировать слова по правилам и записать.
Словарные слова: капуста, морковь, огурцы, картофель, помидор.
Слова с безударными гласными:
в бочонке – бочка
на окошке – окна
бобы – боб
в ладошке – ладушки
Парные звонкие и глухие согласные:
в кадке – кадочка
на грядке – грядочка
- Что нужно сделать, чтобы вырастить хороший урожай?
- Славно потрудиться.
Пословицы:
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд там и счастье.
- Сколько предложений в стихотворении? Назовите вид предложений?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Приседанья сделал смело, (Приседанья) Посмотрел он вправо, влево, (Повороты головы) Пощипал немного пух (Руки в стороны, сгибаем в локтях, имитируя пощипывание.) И с разбегу в воду плюх. (Прыжок вперед.)
VI. Самостоятельная работа.
IV донесение “Проверяй себя”
1. Работа с учебником. Упражнение №339.
а) прочитать текст, подобрать пословицу как заголовок к тексту, списать 3 предложение.
2. Работа у доски.
а) первое предложение разобрать по членам предложения, составить схему.
Земля кормит человека.
3. Работа по карточкам.
К – 1. Составить предложение из рассыпанных слов, подчеркнуть главные члены; проверить изученные орфограммы.
Б..жала, руч..я, тр..пинка, вдоль.
К – 2. Вставить пропущенные буквы, проверить безударные гласные в корне.
Все доброе на З..мле – от солнца, от в..ды, от человека.
К – 3. Вставить пропущенные буквы, проверить безударные гласные в корне.
Над з..млей звонко щ..бечут на разные голоса птицы.
4. Проверка самостоятельной работы: прочитать предложения так, чтобы получился текст.
- Ребята, какой вывод мы сделаем? Какая наша Земля? Какую пользу она приносит людям?
Она кормит, одевает, поит, и мы должны, бережно к ней относится, озеленять ее.
Красива наша Земля! Будем ее беречь!
VII. Письмо инопланетян.
V донесение
- Прочитайте предложение на доске:
Еду я в (поезде), а за л..са. (леса, лиса)
- Что увидел инопланетянин в окно?
Запишите предложение, в скобках напишите проверочное слово.
VIII. Занимательная грамматика. (коллективная работа)
VI донесение
- Пока мы выполняем донесения гонцов, ветер принес нам с разных уголков Земли листья с заданием.
Составить загадку и узнать ее отгадку.
- Кто больше всех трудиться? Что больше всего ценит в человеке народ?
Задание: составьте из листочков предложение.
1стр. липовые листочки | Летом я летаю. |
2стр. кленовые листочки | Мед собираю. |
3 стр. дубовые листочки | Но когда меня подразнишь, |
4 стр. березовые листочки | Тогда я кусаю (пчела). |
- Сколько предложение в загадке? Как узнали?
Запишите загадку, проверьте изученные орфограммы.
X. Итог урока.
- Все донесения гонцов мы выполнили. Доказали, как хорошо живется нам в царстве, дружном школьном государстве. Все ли правила в нем знают и как в жизни применяют.
- Каким у нас получился урок?
- Молодцы ребята, славно потрудились. Всем спасибо за урок.