Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми логопедических групп является развитие пальцевой моторики.

На карте головного мозга видно, двигательная речевая область является частью двигательной области. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития общей моторики ребёнка. Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием “Гомункулюс (человечек) Пенфилда .

Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики.

Л. Ф. Фомина провела исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций руки и речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот.

Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

Для стимулирования развития речи детей в нашем ДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 2-летнего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп под руководством логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

В логопедических группах коррекционную работу проводит логопед.

Базовая образовательная программа “Радуга”, по которой работает наше ДОУ, предъявляет требования к развитию мелкой моторики детей каждой возрастной группы и рекомендует основные направления, приёмы для её развития. Опираясь на эти требования, планируется вся коррекционная работа с детьми.

Требования к проведению пальчиковых игр

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
    • нахождение заданных предметов,
    • угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
    • сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
  • Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Перечисленные задания используют и логопед и воспитатели на разных видах занятий. Один раз в неделю во вторую половину дня логопед проводит специальные подгрупповые занятия по развитию моторики с детьми логопедических групп.

Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в старшей логопедической группе

Продолжительность занятия 15 минут.

Проводится во вторую половину дня один раз в неделю.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)

2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)

Скалочку (мячик) в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).

4. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).

  • выкладывание контуров предметов,
  • наматывание ниток на клубки,
  • игровые упражнения с предметами.

5. Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в подготовительной логопедической группе

Продолжительность занятия 25 минут.

Проводится во вторую половину дня один раз в неделю.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент. )

2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)

Скалочку (мячик) в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).

4. Игры на ориентировку на листе бумаги.

5. Графический диктант в тетрадях (по теме недели).

6. Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Логопедом составлены:

  • тексты пальчиковых игр календарно-тематические планы по использованию пальчиковых игр в старшей и подготовительной логопедических группах в соответствии с планом по развитию речи,
  • графические диктанты для детей подготовительной группы,
  • задания для воспитателей старшей и подготовительной групп и родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук по темам.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.

Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.