Использование опорных сигналов при преподавании информатики в средней школе

Разделы: Информатика


Цель урока: Изучить графический способ представления данных.

Задачи урока:

  • Проконтролировать уровень знаний учащихся по теме – “Системы искусственные и естественные. Связи в системах. Виды связей в системах. Управляющие и самоуправляющие системы”.
  • Сформировать понятие графы (сети). Рассмотреть граф населённых пунктов своего района. Изучить понятие ориентированный и неориентированный граф.
  • Развитие мышления и памяти, развитие разговорной речи учащихся.

Раздаточный материал: Опорные сигналы по курсу 10 (для каждого учащегося)

Демонстрации:

Презентация по 14 теме (Графы и сети)

Генеалогическое древо семьи учителя. – Граф родословной его семьи.

Ход урока

1. Организационный момент – посещаемость, план на урок.

2. Опрос по домашнему заданию (фронтальный письменный и индивидуальный устный)

а) Фронтальный: Учащиеся класса (по памяти) воспроизводят опорный конспект прошлого урока.

б) Один ученик класса, устно (тихо – слышно только учителю) отвечает учителю тему прошлого урока (по опорному сигналу прошлого урока).

3. Новая тема: Метод: Репродуктивно-иллюстративный.

Цель – Изучить понятие граф или сеть. Какие виды графов бывают.

Часто мы имеем дело с большим количеством данных, чтобы в них не запутаться, мы их организуем в виде таблиц или в виде графов. Что такое таблица мы с вами уже знаем, а сегодня рассмотрим понятие – граф или сеть. Например, нам надо собрать сведения о населённых пунктах нашего района и указать сведения о наличии дорог соединяющих данные населённые пункты. Можно такую информацию представить в виде таблицы, но в ней будет трудно разобраться по информации о дорогах. Поэтому лучше всего данную информацию представить в виде графа. Вершинами такого графа будут населённые пункты районы (обозначенные кругом с указанием названия населённого пункта). Линиями, соединяющими данные населённые пункты (рёбрами) обозначим насыпные или асфальтированные дороги, существующие между данными населёнными пунктами. Данный граф называется неориентированным т.к. линии связи обладают двухсторонней связью. (см. рисунок1)

Кроме неориентированных графов существуют и ориентированные графы. Например, составим граф по группам крови, где укажем информацию о группах крови, которые существуют, и какую группу крови какому человеку можно переливать. (см. рисунок1). В данном графе рёбра графа имеют одностороннее направление, поэтому он является ориентированным.

4. Закрепление материала:

а) Повторное объяснение темы учителем с использованием презентации созданной в Power Point. (см. приложение 1).

б) Составьте ориентированный граф (в виде генеалогического древа) по родословной семьи ваших родителей. (Начать с момента образования вашей семьи ваших родителей) – пример (по своей семье показывает учитель)

5. Домашнее задание. § 3.4. Опорный конспект урока №14 (уметь записывать по памяти и устно воспроизводить материал урока).

6. Дополнительное задание: (для желающих) Составить генеалогическую родословную вашей фамилии.

Литература

  1. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса информатики. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 170 с.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.