В современной педагогической теории и практики трудно решить какие-либо задачи, не учитывая основных вопросов валеологии, которая ставит свои особенные задачи в профессиональном образовании. Ведь конечной задачей профессионального образования является создание продукта для рынка труда. В нашем случае это выпускники профессиональных учебных заведений различного уровня. Однако, у работодателя требования одни: выпускник должен обладать высокими профессиональными качествами и иметь отличное здоровье и большую работоспособность.
Многие педагоги не раз задавались вопросом: почему один при прочих равных условиях и одинаковом образе жизни один простужается чаще другого, другой студент более уязвим для инфекционных заболеваний, а третий вообще не переносит нагрузки и подвержен многим заболеваниям.
Ответ один – в индивидуальной особенности каждого организма.
Изучением особенностей индивидуальных возможностей организма и методах их поддержания и занимается валеология (от латинского вале – будь здоров) - наука о здоровье человека, использующая системные подходы в этой области.
Термин “валеология” впервые ввел в обиход известный ученый Брехман. По существу, валеология является наукой не менее древней, чем медицина. Примером этому служит Древняя Спарта, которая воспитывала замечательных полководцев, воинов, граждан. Конечно, здесь не идет речь о генетике, а просто реализовывалась на практике педагогическая составляющая валеологии в воспитании здорового духа и тела спартанцев.
Пример со Спартой показывает, что валеология необходима была обществу с ограниченной репродуктивной способностью.
Спартанская популяция была резко ограниченной и в результате была вытеснена быстро размножающимися популяциями эллинских племен.
История повторяется: многие страны имеют низкую репродуктивную активность, хотя многие из них имеют высокий уровень жизни населения, другие же страны подвержены высокой репродуктивной активности.
Итак, можно отметить, что в современных условиях мировое сообщество склоняется в сторону валеологии, особенно ее принципы важны в профессиональной педагогике.
Основными задачами валеологии являются оценка уровня здоровья человека и разработка эффективных индивидуальных методов его поддержания.
С точки зрения медицины – здоровье – это отсутствие болезней. Следует отметить, что излечение болезней не всегда приносит здоровье.
Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с самим собой, с природой, с обществом.
Современная медицина проводит диагностику здоровья человека, выявляет определенную болезнь для последующего лечения.
Валеология предусматривает другой подход: необходимо обследовать людей на заболеваемость. Конечно, профилактические осмотры осуществляет и здравоохранение, но в рыночной экономике для многих это затруднительно.
Объективная оценка здоровья обучающихся возможна только на базе современных достижений биохимии, биофизики, молекулярной биологии, генетики, так как эта задача предполагает определять функциональную активность тех систем организма, которые по своему назначению ответственны за устойчивость организма к внешним и внутренним факторам.
Понятно, что особенно важен контроль за состоянием здоровья развивающего организма, это в полной мере относится к профессиональным образовательным учреждениям.
Следует отметить, что предметом педагогической валеологии является максимальная реализация психических, физических и воспроизводительных потенций индивидуального организма.
Вместе с тем трудно представить разрывность генетических валеологических функций организма и его состояние в конкретной окружающей среде. В связи с этим педагогическая валеология имеет два основополагающих направления: методология валеологического образования в системе: начальное профессиональное – среднее профессиональное – высшее профессиональное образование (НПО – СПО – ВПО).
Второе – методы валеологического контроля. Такая постановка вопроса развития педагогической валеологии позволяет многим педагогам рассматривать валеологию как область медицины, хотя по своим биологическим, диагностическим и другим функциям она достаточно различна.
В профессиональных учебных заведениях особое внимание при прохождении обучающимися производственного цикла образования (производственное обучение, производственная практика на предприятии, технологическая практика и т.д.) важно регистрировать функции интегральных систем организма: нервно – психических, скелетно– мышечных, обменных, иммунных и многих других, так как молодые организмы в силу своих индивидуальных биологических особенностей в различной мере адаптируются к изменившимся условиям. Поэтому, в этот период как никогда необходим диагностический контроль за состоянием здоровья обучающихся.
Педагогическая валеология с точки зрения методологии основана на постоянном и поэтапном процессе отслеживания состояния организма обучающегося.
Медицина преследует цель излечения организма от болезней, а педагогическая валеология преследует цель жизнеобеспечения и гармонизации всех процессов жизнедеятельности человека. Педагогическая валеология использует множество методов, которые по своей сущности отличаются большим разнообразием и основаны на педагогических технологиях.
Это организация общеобразовательных занятий, производственного обучения, привития навыков индивидуальных физических нагрузок, прикладной физической подготовки (обязательной для всех обучающихся) по профессиям и специальностям (в зависимости от состояния их здоровья), личной гигиены, санитарного образования, полноценного бесплатного питания в системе московского НПО – СПО, четкого режима занятий и отдыха, соблюдения СанПина, проведения аутотренингов, закаливания, коррекции и сексологического воспитания.
Следует отметить, что для реализации методов педагогической валеологии необходима соответствующая материально- техническая база.
Однако, эффективность валеологического обслуживания зависит не только от технической оснащенности образовательных учреждений, здесь важную роль имеет воспитательное воздействие педагога в данной области. Поэтому дальнейший прогресс в эффективности валеологического обслуживания обучающихся может быть связан не только с более высоким техническим оснащением, но и со значительным расширением воспитательных функций и диагностического диапазона валеологических обследований.
Таким образом, валеология ставит задачу разработать методы доклинической диагностики – нарушено ли состояние здоровья и есть ли скрытые болезненные состояния. Требования, предъявляемые к таким методам, достаточно строгие, они должны давать объективную оценку обследуемых, быть доступными для проведения массовых обследований обучающихся, обладать большой пропускной способностью и быстротой обследования. Подобных методов имеется в практике достаточное количество, но все предпочтителен объективный экспресс-метод определения состояния здоровья с помощью лазерной корреляционной спектроскопии (ЛКС). Он позволяет на основании анализа одной капли крови быстро и объективно оценить, здоров ли организм, имеются ли скрытые нарушения и, если таковые имеются, определить, в каком направлении должно идти дальнейшее обследование.
Метод ЛКС дает возможность устанавливать переносимость значительных эмоциональных и физических нагрузок. Он достаточно прост и позволяет проводить массовые обследования. Следует отметить, что в зарубежной практике успешно применяется экспресс – метод с помощью ионоселективных электродов, здесь электроды непосредственно внедряются в биологические объекты и получают данные по заданным параметрам.
Однако, в большинстве профессиональных образовательных учреждений таких возможностей в скором времени не предвидется, поэтому традиционно используется валеологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
Здоровый образ жизни условно можно разделить на две составляющие: сперва – активная, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; вторая - человек старается не допустить привития вредных привычек, которые отрицательно влияют на состояние здоровья.
Своими направленными действиями человек активно может воздействовать на улучшение своего здоровья через двигательную активность, закаливание организма, рациональное питание, соблюдение гигиены труда и отдыха и другими путями.
Двигательная активность, прикладная физическая подготовка, занятия спортом являются эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности профилактики заболеваний.
Человечество на протяжении многих веков своего существования искало пути укрепления здоровья и продления активной жизни. Было испробовано бесчисленное множество способов заклинания и обращения к божествам, целебные бальзамы и элексиры молодости, молочные и скипидарные ванны, новокаиновые вливания, пересадки половых желез животных, снятие с поверхности тела излишнего статического электричества и наоборот, наведение магнитных полей, проведение сеансов массового психологического воздействия и т. д.
Вместе с тем, с давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья – двигательная активность, физическая культура.
Двигательная активность человека в значительной степени влияет на здоровье, особенно на здоровье детей и подростков, здесь закладывается базис здоровья человека.
Как бы человек не поднялся в своем развитии, он продолжает оставаться в тесной связи с природой, подвергаясь всем ее влияниям. Но одновременно это привело к детренированности приспособительных механизмов защиты о метеорологических и климато-биофизических факторов. В силу этого организм человека стал очень чувствителен к различным неблагоприятным климатическим явлениям.
Достижение необходимой гармонии человека с внешней средой возможно только посредством закаливания.
В данной статье, конечно, не представляется возможным представить весь материал в области педагогической валеологии, следует отметит, что рекомендации и мероприятия по сохранению здоровья человека чрезвычайно многообразны, они во многом известны и хорошо представлены в валеологической литературе. Некоторые из них изложены в данной статье, другие будут изданы позже, но с точки зрения валеологии в профессиональном образовании образовательный процесс должен решить сложнейшую задачу - его улучшению и по своим профессиональным и физическим качествам должен быть востребованным на рынке труда.
Литература
- Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. Учебное пособие. М., изд-во “ Армпресс”, 2004.
- Смирнов И. П. Человек-Образование-Профессия-Личность. Монография,М. ,изд-во “УМИЦ “ Граф-Пресс” , 2002.
- Одум Ю. Экология, изд. В 2-х томах, М., изд-во “наука”,1986 .