Тема урока: "Мир сказки и мечты. О сказочных и фантастических образах Н.К. Рериха, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Мир сказки и мечты. О сказочных и фантастических образах Н.К. Рериха, В.М.Васнецова, М.А. Врубеля”

Цели:

  • продолжить работу по расширению кругозора учащихся;
  • продолжить работу по формированию познавательной активности;
  • создать положительный эмоциональный настрой у учащихся на восприятие экскурсии;
  • развивать эстетический вкус учащихся;
  • учить работать в группах;
  • воспитывать культуру общения учащихся.

Используемый материал: портреты художников, репродукции картин художников, рисунок “Древо жизни” на А3, пазлы, краски, кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная часть

Перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы, с помощью произвольно вытащенных карточек 3-х цветов. Рассаживаются на стулья, расставленные 3-мя группами.

II. Из истории создания Третьяковской галереи

– За Москвой-рекой, в Лаврушинском переулке, можно встретиться с русскими царями, героями сказок и легенд, увидеть далекие страны и города.

– А кто-нибудь знает, что это за местечко в Москве?

– Для того чтобы все это увидеть, надо переступить порог сказочного терема и оказаться в художественном музее, который называется – “Третьяковская галерея”. Музей этот известен во всем мире.

– А вы знаете, почему так назван музей?

– Да, когда-то здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова.
В далеком 1856 году в Москве молодой купец Павел Третьяков купил две картины, написанные малоизвестными художниками.
Купил просто потому, что интересовался живописью. Тогда никто не мог предположить, что это положит начало выдающейся коллекции – предшественнице самого знаменитого музея России.
Вскоре Третьяков познакомился со многими художниками, стал внимательно изучать современную ему живопись и приобретать “свежие”, только что написанные картины.
Третьяков был талантливым коллекционером. Среди сотен полотен, которые ему попадались, он умел выбрать самые лучшие, самые интересные. Разве можно представить Третьяковскую галерею без знаменитых “Грачей” Саврасова или без популярного пейзажа Шишкина “Утро в сосновом лесу”? А ведь именно Третьяков когда-то увидел эти картины среди многих других.
Он собрал большую коллекцию работ талантливых русских художников.
В 1894 году Третьяков написал завещание, по которому картины, собранные им, передавались в собственность города Москвы и все желающие могли посмотреть их.
Так была создана самая знаменитая картинная галерея в России. (Картинная галерея – это музей, помещение для выставки картин). Для своего собрания картин Третьяков построил специальное здание, а художник и архитектор Виктор Васнецов придумал для галереи нарядный, красный с белым фасад.
С тех пор этот музей носит имя Павла Михайловича Третьякова.
Сегодня Третьяковская галерея – гордость России. Ее называют настоящей сокровищницей.

– А как вы думаете, почему ее считают сокровищницей?

– И мы с вами завтра совершим экскурсию в этот музей.

III Сообщение темы занятия

– Тема нашей экскурсии “Мир сказки и мечты”. Как вы думаете, о чем будет наша экскурсия? Да, сказочные образы живут не только в произведениях литературы. Народные сказки послужили богатым материалом и для художников.
Чтобы узнать какие сказочные образы привлекали наибольшее внимание художников, вы должны будете, работая в группах, выполнить следующее задание/
Каждая группа получит карточки с описанием одного из сказочных образов. В течение 2-х минут вы прочитаете и обсудите какой это герой. Затем представитель каждой из групп зачитает нам это описание и назовет образ. (см. Приложение 1)

IV. Знакомство с художниками и картинами

В.М.Васнецова) В.М.Васнецов

– Сегодня на нашем занятии мы будем знакомиться со сказочными и фантастическими образами, которые создавались художниками Н.К.Рерихом, В.М.Васнецовым и М.А.Врубелем. Мы с вами на занятии будем рассматривать “репродукции” картин.

– А как вы думаете, чем отличается репродукция картины от настоящей картины?

– Начнем знакомство с художником-сказочником Виктором Михайловичем Васнецовым. О нем расскажет нам …

(Биография В.М.Васнецова – см. Приложение 2)

По ходу рассказа демонстрируются картины “Богатыри”, “Аленушка”, “Иван-царевич на сером волке”.

– Эти картины более подробно мы сможем рассмотреть на экскурсии в Третьяковской галерее.

– Но ведь Виктор Михайлович Васнецов является также автором иллюстраций ко многим русским народным сказкам.

– Например, картина “Иван-царевич на сером волке” иллюстрирует русскую народную сказку “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”

– А к каким еще сказкам он создал иллюстрации, вы скажете во время небольшой викторины.

– Сейчас вы прослушаете отрывки из сказок и должны будете отгадать название сказки. Если сказка угадана верно, то на экране появится иллюстрация.

(Отрывки для Викторины – см. Приложение 3)

По ходу викторины демонстрируются иллюстрации к русским народным сказкам.

М.А.Врубельб) М.А.Врубель

– А сейчас давайте поиграем. Каждый из вас получит “кусочек-пазл” одной из двух картин. Ваша задача быстро, правильно и дружно собрать эти картины.

На столе разложены “кусочки-пазлы” картин “Царевна-лебедь” и “Заморские гости”, разделенные на части по количеству детей. Когда картины собраны – их “целое” изображение вывешивается на доске.

– Вы сложили картины двух других художников-сказочников: Михаила Александровича Врубеля и Николая Константиновича Рериха.

– О Михаиле Александровиче Врубеле нам расскажет …

(Биография М.А.Врубеля см. Приложение 4)

По ходу рассказа демонстрируются картины “К ночи”, “Царевна-лебедь”.

– Одно из лучших произведений художника –   “Царевна-Лебедь”. Сказочная и загадочная царевна рассказывает о том, как могли выглядеть знатные русские девушки. Жена Врубеля имела большой успех в роли Царевны-Лебеди в спектакле “Сказка о царе Салтане”. Врубель создал сказочный образ.

  • “Богатырь” – такой фантастический образ былинного героя создал художник.
  • “Пан” – персонаж древнегреческой мифологии. Он написан на фоне русского пейзажа (поле, речушка, березы). Ночная тишина.
  • “Сирень” – показана ослепительная красота, тайна природы.

– А более подробную информацию вы сможем получить у экскурсовода в Третьяковской галерее.

Н.К.Рерихв) Н.К.Рерих

– О Николае Константиновиче Рерихе нам расскажет …

(Биография Н.К.Рериха – см. Приложение 5)

По ходу рассказа демонстрируются картины “Просто будет дождь”, “Конь счастья”, “Заморские гости”.

– На этой картине заморские гости плывут на Русь на богато украшенном корабле, везут богатые товары.

Демонстрируются картины “Баян” и “Витязь”.

– А на этих панно из сюиты “Богатырский фриз” былинный певец Баян и сказочный Витязь одеты в красивые наряды, вышитые золотыми узорами. Как тщательно и любовно художник выписывает каждую деталь! Ведь он хорошо изучил древнерусскую эпоху.

V. Правила поведения в музее

– А сейчас мы предлагаем вам вспомнить правила поведения в музее и сыграть в игру “Можно – нельзя”.
Если вы согласны с утверждением – то встаньте, а если нет – сидя, поднимите руку.

  1. В музее внимательно слушай экскурсовода.
  2. Как только у тебя возник вопрос – сразу задавай его экскурсоводу.
  3. Обращай внимание на детали картины, о которой рассказывает экскурсовод.
  4. Если что-то хочешь спросить у экскурсовода, поднимай руку после того, как он закончит рассказ.
  5. Во время экскурсии делай замечания своим одноклассникам.
  6. Разговаривать в музее нужно в полголоса.

– Мы рады, что вы знаете как надо вести себя в музее.

VI. Итоги

– И в заключение, давайте создадим нашу совместную картину под названием “Древо настроений”. На столах есть краски, а у каждого цвета –  своё значение:

  • красный – чувствовал себя неуверенно, грустно, сердито.
  • жёлтый – чувствовал себя хорошо, комфортно.
  • зелёный – чувствовал себя уверенно, настроение отличное, узнал много нового.

– Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению во время нашего занятия. Каждый по очереди нарисует на нашем дереве листочки этого цвета.

– Отлично! Нам тоже очень приятно, что сегодняшнее занятие помогло вам узнать много нового. Надеемся, что на экскурсии в Третьяковской галерее, вы будете чувствовать себя уверенно и комфортно, и узнаете еще много нового.