Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием “задача”,
- рассмотреть части задачи (условие, вопрос и их взаимосвязь),
- рассмотреть отличие задачи от текста.
- Развивающие:
- формировать у учащихся умение выделять главное, сравнивать и обобщать,
- развивать познавательные интересы и мыслительную активность ребят.
- Воспитательные: воспитывать чувства сопереживания и взаимопомощи.
Оборудование: индивидуальные карточки с задачами, замочки, домики, королева Задача, карточки с названием частей задачи, напечатанные цели урока, тексты задач в виде человечков.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте, проверьте, готовы ли вы к уроку. Сегодня у нас необычный урок, потому что к нам в гости пришла королева царства Задач. В ее владениях прошел ураган. Посмотрите, какой беспорядок! Нужна помощь. Кто готов оказать ее?
II. Устный счёт
– Но ворота королевства закрыты на замки. Ключи к ним – наши знания. Будьте внимательны, перед вами лежат карточки с цифрами, слушайте вопрос и поднимайте нужную из них. Если ответ правильный, то замок открывается. Готовы?
- Я загадала число 8, а королева Задача на 3 больше. Какое число она загадала?
- У зайца было 7 больших и 7 маленьких морковок. Сколько всего морковок было у зайца?
- Мишка утром съел 10 бочонков с медом, а вечером на 5 бочонков меньше. Сколько бочонков он съел вечером?
- На сколько 12 больше 7?
- На сколько 8 меньше 16?
- Перед нами было 7 замков. 5 из них мы уже открыли. Сколько замков нам осталось открыть?
- В вазе было 11 роз. 6 из них – красные, а остальные – белые. Сколько белых роз в вазе?
– Молодцы, все замки открыты. Знания, которые вы показали помогут нам быть готовыми к оказанию помощи королеве. И так, вперед!
III. Постановка целей и задач
– Мы здесь с вами находимся для того, чтобы: разобраться и понять, что такое задача в математике? Чем задача отличается от текста.
IV. Новый материал
– И вот первые жители королевства Задача.
Маша нашла 7 грибов, а Миша на 3 гриба меньше. | Маша нашла 7 грибов, а Миша 3 гриба. |
– Познакомимся с ними? Что на них написано? Будут ли они задачами? Чего же им не хватает? Попробуйте добавить свои вопросы, чтобы превратить их в задачи. Ой, смотрите, один домик в королевстве встал на свое место, потому что мы узнали, что обязательно должно быть в задаче. Это – вопрос (домик с надписью "Вопрос" переворачиваю). А вот и следующие жители.
Сколько всего учеников в классе? | На сколько больше пирогов съел Карлсон, чем Малыш? |
– Как вы думаете, это задачи? Почему, ведь есть
вопрос? (Не можем, так как нет данных.)
– Попробуем придумать свое условие. Вот и второй
домик занял свое место. Он называется условие. Во
и еще одна часть задачи нашлась.
V. Физминутка. Первичное закрепление.
– А теперь перед нами следующее испытание: у вас на партах лежат карточки, соберите задачи.
Ежик собрал 8 шишек, а белочка на 3 шишки больше. | Сколько шишек собрала белочка? |
Бабушка испекла 6 пирожков с мясом и столько же с рисом. | Сколько всего пирожков испекла бабушка? |
У причала стояло 15 лодок. 5 из них уплыло. | Сколько лодок осталось у причала? |
– Кто может рассказать, из каких же частей состоит задача? Получились ли у нас задачи? Сколько их? Проверим.
Учащиеся зачитывают и решают задачи устно.
– Можем ли мы ответить на вопросы? Как ответим?
– Скажите, а для чего нам нужны задачи? (Чтобы их решать.)
– Значит, если есть задача, ее надо решить. Вот и третий домик на месте. Это решение. А для чего надо решать задачу? (Чтобы ответить на вопрос.)
– Вот и последний домик вернулся на место. Теперь мы знаем о задаче все.
На одной тарелке было 3 огурца, на другой 4. Сколько всего помидоров было на 2 тарелках? |
На доске появляется текст.
Здравствуй, Задача!
Или может я поторопилась, назвать этого жителя задачей?
Ребята, помогите мне.
– Правильно, условие с вопросом должны быть связаны по смыслу. (На доску вывешивается веревка, связывающая условие с вопросом.) Попробуем исправить вопрос и решить задачу.
– Если мы повстречаем задачу, её надо будет решить и дать правильный ответ. Сейчас мы потренируемся записывать задачу, ведь порядок в королевстве мы уже навели.
VI. Работа с учебником и тетрадями
– Запишите число, классная работа. Откройте
учебники на стр. 51 № 130.
Прочитаем текст. Задача ли это? Маша и Миша
предлагают разные решения. Как нам разобраться,
что нам поможет? (Схема.) Обозначим все
деревья отрезком. Есть ли в задаче целое? Части?
Сколько кленов, а лип? Какое решение выбираем? Как
полно ответить на вопрос? Запишем в тетрадь.
VII. Самостоятельная работа
– Ребята, мы с вами решали задачи, разобрались, из каких частей они состоят. Сейчас вы самостоятельно определите, задача это или текст, а дома вам надо будет решить и записать эти задачи в тетрадь. (Учитель раздает карточки.)
В букете 7 красных роз и 4 желтых. Сколько красных и желтых роз в букете? | В новогоднем подарке было 6 апельсинов и 8 яблок. Сколько всего фруктов было в новогоднем подарке? |
В букете 7 красных роз и 4 желтых. Сколько красных роз в букете? | В новогоднем подарке было 6 апельсинов и 8 яблок. На сколько яблок было больше, чем апельсинов? |
В автобусе 16 мест. Из них 8 мест занято детьми. Сколько свободных мест в автобусе? | В коробке лежало 12 больших пуговиц, а маленьких – на 2 меньше. Сколько маленьких пуговиц лежало в коробке? |
В автобусе 16 мест. Из них 8 мест занято детьми. Сколько мест занято детьми? | В коробке лежало 12 больших пуговиц, а маленьких – на 2 меньше. Сколько ниток лежало в коробке? |
У Пети 7 самолетиков, 4 из них он подарил другу. Сколько самолетиков осталось у Пети? | В коробке 8 карандашей. Из них 5 красных, а остальные – синие. Сколько синих карандашей в коробке? |
У Пети 7 самолетиков, 4 из них он подарил другу. Сколько самолетиков Петя подарил другу? | В коробке 8 карандашей. Из них 5 красных, а остальные – синие. Сколько желтых карандашей в коробке? |
VIII. Подведение итогов
– Все ли учебные задачи мы с вами решили? Будет
ли королева нами довольна? Давайте уверенно
назовем части задачи. Я надеюсь, что
приобретенные знания помогут вам не только в
математике, но и в жизни. Я верю, что вы
обязательно протянете руку помощи своему
ближнему. А королева Задача будет сопровождать
нас и на следующих уроках. Вместе с ней мы
раскроем много тайн.
До встречи. Путешествие окончено.