О модернизации содержания и структуры образования в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Начальная школа – одно из важных структурных подразделений НОУ ЧГЭШ “Самсон”, которое объединяет дошкольников и младших школьников, детей с 4 до 10 лет. Подчеркивая неразрывную связь этих периодов в жизни ребенка (дошкольного и младшего школьного), известный психолог Д. Б. Эльконин отнес их в “одну эпоху человеческого развития, именуемую детством”. И действительно, в психологии дошкольников и младших школьников немало общего:

  • открытость в общении, доверчивое подчинение авторитету взрослого, подражание внешним манерам поведения;
  • преобладание образных форм познания мира;
  • отсутствие стереотипов мышления;
  • приоритетное место игры в жизни;
  • необходимость успешности любой деятельности и многое другое.

Одним из направлений работы кафедры начальной школы стало создание и внедрение в практику работы целостной системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступенях.

В настоящее время в дошкольном центре функционируют группы раннего развития:

  • с 4 до 5,5 лет;
  • с 5,5 до 6,5 лет.

В основу педагогической деятельности в дошкольном центре положена Образовательная программа “2100”, позволяющая в практике воспитания дошкольников исходить из следующих личностно-ориентированных принципов:

  • принципа развития;
  • принципа адаптивности;
  • принципа психологической комфортности.

С нашей точки зрения, подготовка к школе состоит в развитии тех качеств личности дошкольника, которые обеспечат “мягкое” вхождение в процесс обучения, заложат необходимые условия для изучения предметов начальной школы. Так, для грамотного письма нужна хорошо развитая фонематическая сторона речи, для изучения математики – логическое мышление, для познания окружающего мира – умение наблюдать. Здесь уместна народная мудрость: “Нужна голова не хорошо наполненная, а хорошо устроенная”. Нельзя считать целесообразной подготовку к школе, которая основана на овладении детьми школьными технологиями с помощью систематических тренировочных занятий. Мы считаем, что овладение началами чтения и математики нужно проводить в игровой и других видах дошкольной деятельности, направленных на развитие творчества, индивидуальности каждого ребенка-дошкольника.

Ни для кого не секрет, что, работая по одной и той же программе, можно добиться разных результатов. В чем же тут дело? Дело в том, что каждое образовательное учреждение вносит в реализацию обучающей программы собственную специфику. Есть она и в нашем дошкольном центре. Остановимся на некоторых ее моментах.

1. Принцип минимакса, лежащий в основе изучения математики, распространен нами на другие образовательные предметы. Тем самым обеспечивается разноуровневая подготовка дошкольников.

2. Педагогической практикой проверены и доказаны положения о взаимосвязи развития мышления и речи. Мыслящий ребенок должен четко, выразительно, последовательно излагать свои мысли. Ежедневная практика подтверждает наше убеждение в том, что речь человека – это портрет его внутренней жизни (нравственных принципов, психического и физического состояния). Речь может диктовать поведение человека, а это означает, что развитие речи есть не только коммуникативная проблема, но также нравственная и эстетическая. Вот почему развитие устной речи дошкольников стало ключевой задачей среди других. Для решения этой задачи потребовалось внести дополнения в программу в части обучения пересказу с использованием опор, работы с детской книгой, отбора языкового материала.

“Какой языковой материал отобрать?” – вопрос, заставляющий объединить усилия воспитателя, логопеда, учителя иностранного языка. Чаще всего таким материалом становятся классические произведения известных детских писателей и поэтов, произведения устного народного творчества. Неоднократное прикосновение к знакомым или выученным произведениям не оставляет дошкольников равнодушными, создает эмоциональный настрой, приобщает к литературному языку и тем самым обогащает лексический запас детей, заставляет задумываться над использованием в речи тех или иных слов, словосочетаний, предложений.

3. Программа подготовки дошкольников по курсу “Синтез искусств” дополнена занятиями в театральной и изобразительной студиях, детском оркестре. Так, занятия в студии “Маленький актер” не только помогают дошкольникам овладевать эмоциональной стороной речи, но и служат средством психокоррекции детей: раскрепощают “зажатого” ребенка, учат выдержке непоседу и т. д.

4. Образовательное учреждение “Самсон” со дня своего основания работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья детей. Для этого оно имеет отличную материальную базу. Достаточно сказать, что в школе функционируют 2 спортивных зала (большой и малый), бассейн, тренажерный зал, есть кабинет лечебного массажа и многое другое. Физкультурно-оздоровительная работа – одно из приоритетных направлений в работе с дошкольниками. На базе дошкольного центра проходит апробацию программа по физической культуре, составителем которой является кандидат педагогических наук М.В.Малыхина.

Уровень подготовки детей к школе определяется с помощью диагностических методик психологом, логопедом, учителем начальных классов (будущим учителем первоклассников). Насыщенная, полнокровная жизнь детей в дошкольном центре обеспечивает высокий уровень их подготовки к школе.

Задача начальной школы – сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается на дошкольной ступени. В НОУ ЧГЭШ “Самсон” четырехлетняя начальная школа. В 2001-2002 учебном году по инициативе администрации школы “Самсон” и при полной поддержке учителей начальной школы было принято решение о переходе на новую модель образования – модель “Гармония” (научный руководитель профессор Н. Б. Истомина). Предпочтение одной модели образования было обусловлено рядом причин:

во-первых, целостная модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов целостной модели выстроено в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.

во-вторых, в учебно-методическом комплекте “Гармония” нашло отражение стремление авторов преодолеть сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения положений классической методики и новых подходов к решению методических проблем.

в-третьих, в образовательной модели “Гармония” воплотились основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения). Каждый предметный учебно-методический комплект (по русскому языку или математике) можно рассматривать как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

в-четвертых, построение курса русского языка принципиально отличается от других учебно–методических комплектов. Учебники русского языка М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко – это учебники нового поколения, в которых реализована идея коммуникативно-деятельностного подхода к изучению языка, т.е. учебная работа нацелена на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения. Для учителей начальной школы это принципиально важно, т.к. языковая подготовка учащихся – приоритетное направление для всей школы в целом.

От качества обученности по русскому языку во многом зависит изучение других предметов, а также иностранных языков. В начальной школе учащиеся продолжают изучать английский язык, с которым впервые встретились в дошкольном центре, а в выпускном классе начальной школе предлагается второй иностранный язык (по выбору).

Следует особо подчеркнуть взгляд учителей начальных классов на процесс чтения. Умение читать не понимается нами лишь как овладение техникой чтения. Умение читать – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, такое качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни. Научить думать ребенка над книгой до ее чтения, в процессе чтения и после того, как книжка закрыта – вот проблема, над которой работает одна из творческих групп учителей начальной школы. Уже достигнуты определенные результаты. Ежегодно в празднике, посвященном “Неделе детской книги”, учащиеся школы “Самсон” занимают призовые места в округе и в городе.

Долгое время начальную школу считали школой формирования навыка, поэтому главная цель начального обучения формулировалась так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать элементарные знания об окружающем мире. В настоящее время приоритеты изменились. Проблема соотношения обучения и развития является предметом исследования в нашей школе, так как ее решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии личности школьника.

Вооружая младших школьников способами познания мира, мы вместе с тем придаем большое значение формированию как речевых, так и вычислительных навыков. Подтверждением успешности работы в этих направлениях служат результаты обученности выпускников начальной школы, полученные экспертной комиссией Департамента образования г. Москвы во время прохождения школой в 2003 году аттестации. Так, уровень обученности по математике и русскому языку составил 100%, по чтению – 93%, по сформированности речевых умений – 100%.

Многие школы, обновляя содержание вариативной части учебного плана, включили в расписание уроков учащихся начальной школы такие предметы, как экология, этика, эстетика, мифология, фольклор и др.. Мы же считаем более оправданным другой путь обновления содержания образования, а именно –– интеграцию различных учебных предметов, главной целью которой является формирование у младших школьников представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. В интеграции мы видим также один из возможных путей снижения нагрузки учащихся, что, в конечном счете, должно способствовать сохранению здоровья воспитанников.

В связи с возрастанием роли воспитания на современном этапе возникла настоятельная необходимость проанализировать вопрос качества преподавания окружающего мира в начальной школе. Практика нашей школы (и в целом опыт работы в других школах) показала, что в начальной школе по-прежнему бытует мнение делить учебные предметы на главные и второстепенные. К последним относятся уроки по окружающему миру. А ведь именно эти уроки должны открыть перед учащимися мир разнообразия красоты и величия природы. Уроки по окружающему миру должны решать не только узкоучебные задачи природоведческого характера, но и задачи экологической безопасности нашего мира. Решение этой важнейшей задачи, от которой зависит будущее человечества, заставило нас вывести на предметное обучение преподавание уроков по окружающему миру. С первого по 5 классы уроки ведет один учитель с опытом работы в начальной школе. Предметное обучение открывает широкие возможности для профессионального роста учителя, что напрямую отражается на качестве обученности младших школьников. Предметное обучение способствует также совершенствованию и воспитательной работы, проводимой во внеурочное время, т.к. учитель – предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные занятия.

Первый опыт подтверждает правильность выбранного направления в области преподавания окружающего мира: повысился интерес учащихся к данному предмету, дети начали самостоятельно знакомиться с научно-познавательной литературой по предмету, участвовать в Московской олимпиаде по естествознанию, готовить проекты экологической направленности.

Создание современной школы, атмосфера которой проникнута добротой и вниманием, уважением к ребенку, доверием и сопереживанием, заботой и сотрудничеством, школы, в которой одинаково комфортно и ребенку, и педагогу – еще одно из направлений нашей работы.

Результатом педагогической деятельности является, с одной стороны, формирование духовного мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры, а с другой, - создание нового эффективного опыта работы, развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства. Современная начальная школа должна стать научной лабораторией, воплощающей теоретические идеи на практике, вскрывающей новые проблемы в современном образовании. В 2002-2003 учебном году на кафедре учителей начальной школы были созданы творческие группы учителей. В каждую из творческих групп вошли учителя, занимающиеся одной проблемой. Личностные интересы педагогов вылились в такие направления работы:

  • инновационное поле языковой подготовки младших школьников;
  • экскурсионно-музейное сопровождение учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
  • воспитание культуры здоровья младших школьников.

Создано методическое пособие “Формирование у младших школьников общеучебных умений и навыков в ходе изучения окружающего мира”.

Опыт подсказывает, что если развитие личности учителя происходит в творческой группе, то:

  • повышается потребность учителей в новых знаниях;
  • наблюдается творческая активность учителей в жизни школы;
  • происходит качественный рост педагогического мастерства.

Хорошо известно, что образование и воспитание – дело не только школы, но и семьи. И от того, насколько тесна эта связь между школой и семьей, во многом зависит успех наших детей. Семья как социальный институт имеет свои специфические задачи, которые школа не может выполнить в полной мере.

Например, забота об общей культуре, эрудиции, эстетическом воспитании, целенаправленном проведении досуга и многое другое. Является ли это помощью школе в общей системе подготовки ребенка к самостоятельной жизни? Конечно. Поэтому сотрудничество с родителями, семьей – неотъемлемое направление в работе нашей школы. Так, при участии педагогов, учащихся и родителей, был создан кукольный театр “Теремок”, в спектакле которого наравне с детьми заняты и взрослые: родители и педагоги. Общение с родителями идет постоянно: во время проведения Дня открытых дверей, в индивидуальных беседах. Из результатов анкетирования, которое проводится среди родителей в начале и в конце учебного года, мы узнаем, как семья оценивает деятельность школы.

Таким образом, изменения в содержании и структуре начального образования, отмеченные в данной статье, позволяют качественнее решать те задачи, которые возложены на I ступень обучения:

– целостное гармоничное развитие личности школьника с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого;
– овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль, оценку своей работы;
– формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию;
– воспитание таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, дающих возможность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.