Цели:
- Совершенствовать умение решать задачи разных видов с именованными числами, знание соотношений единиц измерения величин.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развитие внимательности, доброжелательности.
Оборудование:
- Таблицы для устного счета.
- Таблица краткой записи задачи.
- Карточки с задачами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
– Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием ученые обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы один знак – мелочь, но она могла обернуться катастрофой.
– Как вы думаете, почему я рассказала вам об этом? (Чтобы мы не делали ошибок, чтобы были внимательными, когда считаем, надо проверять себя когда считаешь.)
– Нашими помощниками будут:
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | СТАРАНИЯ |
3. Математическая разминка.
1. Вычислить:
– Какие примеры самые простые?
– Какой пример самый трудный?
2. Назовите примеры, у которых одинаковый прием вычислений.
4. Работа над задачами.
а) Записать только ответы.
- Купили 4 книги по 5 руб. и столько же блокнотов по 3 руб. Сколько денег заплатили за покупку?
- Центнер меда разложили в банки по 2 кг в каждую. Сколько банок потребовалось?
- Кипа хлопка весит 2 ц. Сколько таких кип можно положить на 5-ти тонный грузовик?
- Что тяжелее и на сколько 1т риса или 7ц пшена?
- Площадь участка 200 кв.м . Длина 20м . Чему равна ширина участка?
б) Прочитайте задачу, составьте краткую запись.
С одной пасеки получили от 24 ульев по 27 кг меда. С другой пасеки от 26 ульев по 28 кг меда. Пчелам оставили 1/8 всего этого меда. Сколько кг меда оставили пчелам?
– Что показывает число 24, 27, 1/8.
– Что надо узнать в задаче?
– Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Что надо знать, чтобы найти сколько кг меда получили всего?
– Сможем ли мы узнать сколько кг меда получили с 1-й и со 2-й пасеки?
– Запишите решение задачи по действиям.
Проверка: Что узнавали в 1-ом действии? Во 2, 3, 4 действиях?
– Дополните задачу и измените вопрос задачи. (Сколько кг меда отправили в магазин?, Сколько банок меда получилось?)
– Изменится ли решение задачи?
5. Самостоятельная работа в группах.
У каждой группы карточка с задачей.
– Прочитайте задачу. Решите записывая по действиям (1-й ученик – 1 действие, 2-й ученик – 2 действие и т.д.).
1-я группа решает задачу: Один рабочий работал 5 дней, а другой 7 дней. Первый рабочий заработал на 80 рублей меньше. Сколько рублей заработал каждый?
2-я группа решает задачу: С одного участка собрали 25 мешков лука, а с другого 19. Со второго участка собрали на 360 кг меньше. Сколько килограммов лука собрали с каждого участка?
3-я группа решает задачу: В одном мешке 54 кг муки, а в другом 72 кг. Муку рассыпали в пакеты. Из первого мешка получилось на 6 пакетов меньше. Сколько пакетов муки заготовили из двух мешков ?
Проверка: ответы записаны на доске.
6. Работа по учебнику.
– Прочитайте задачу. Стр 54, № 276. Составьте схему задачи.
Разбор и решение задачи.
– Не меняя вопроса задачи измените условие, усложнив ее.
– Решите задачу, записав ее выражением.
7. Работа в парах. Составление обратных задач.
– Прочитайте задачу. Решите ее и составьте обратные задачи.
Примерные задачи для работы в парах:
- Один прямоугольный участок имеет длину 36 м, а ширину 20м. Найдите ширину другого участка с такой же площадью, если его длина на 6см меньше длины первого участка.
- Два прямоугольных участка имеют одинаковую площадь. Длина 48м, ширина 30м. Чему равна длина второго участка, если его ширина на 6м больше ширины первого участка?
- Длина коридора 24м, ширина в 3 раза меньше. Чему равна площадь коридора?
- Окно имеет форму прямоугольника. Высота окна 2м, ширина 1м2дм. Чему равна площадь окна?
Проверка: проверить работу 1-й или 2-х пар.
8. Итог урока.
– Мы постарались и хорошо поработали на уроке. Наши помощники помогли нам.
– Какие виды работ выполняли на уроке?
– Какой вид работы понравился больше всего?
– Что было самым трудным?
9. Домашнее задание.