Цели урока:
- проверить степень усвоения учащимися признаков равенства треугольников;
- проверить умение применять признаки равенства треугольник при решении задач;
- повышение интереса к уроку;
- воспитание ответственного отношения к учёбе, сплочённости, чувства коллективизма.
Оборудование: доска, мел, карточки, название геймов, набор бочонков с номерами, листы учёта знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель поясняет учащимся, как будет проходить урок. Класс делится на три группы, выбирается капитан каждой группы (всё это необходимо выполнить до начала урока). Каждая группа садится за свой "круглый стол". На каждом столе приготовлен лист учёта знаний, в котором капитаны напротив каждой фамилии ставят "+ ", если учащийся дал верный ответ. По итогам каждого гейма подсчитываются "+ "и ставятся в строке "всего".
Лист учёта группы
Ф.И.учащихся |
I гейм |
II гейм |
III гейм |
IV гейм |
Итого |
Оценка |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
Всего |
Общий лист учёта (располагается на доске)
Название гейма |
I группа |
II группа |
III группа |
I гейм “Разминка” | |||
II гейм “Спешите видеть” | |||
III гейм “Заморочки из бочки” | |||
IV гейм “Гонка за лидером” | |||
Итого |
ХОД ИГРЫ
I гейм: "Разминка"
Каждой группе по очереди задаются вопросы, если какая-то группа не может дать ответ на поставленный вопрос, право ответить переходит к другой группе.
1. Объясните, какая фигура называется
треугольником.
2. Что такое периметр треугольника?
3. Какие треугольники называются равными?
4. Что такое теорема и доказательство теоремы?
5. Объясните, какой отрезок называется
перпендикуляром, проведённым из данной точки к
данной прямой.
6. Какой отрезок называется медианой
треугольника? Сколько медиан имеет треугольник?
7. Какой отрезок называется биссектрисой
треугольника? Сколько биссектрис имеет
треугольник?
8. Какой отрезок называется высотой треугольника?
Сколько высот имеет треугольник?
9. Какой треугольник называется равнобедренным?
10. Как называются стороны равнобедренного
треугольника?
11. Какой треугольник называется равносторонним?
12. Сформулируйте свойство углов при основании
равнобедренного треугольника.
13. Сформулируйте теорему о биссектрисе
равнобедренного треугольника.
14. Сформулируйте первый признак равенства
треугольников.
15. Сформулируйте второй признак равенства
треугольников.
16. Сформулируйте третий признак равенства
треугольников.
17. Дайте определение окружности.
18. Что такое центр окружности?
19. Что называется радиусом окружности?
20. Что называется диаметром окружности?
21. Что называется хордой окружности?
II гейм "Спешите видеть"
1. Для каждой группы приготовлены чертежи за доской, по которым по очереди представители групп доказывают равенство треугольников.
Для 1 группы:
Для II группы:
Для III группы:
2. Каждая группа получает задачу с готовым чертежом. В течении 2 - 3 минут вся группа обсуждает решение задачи, затем представители групп по очереди выходят к доске и показывают решение данной задачи.
Для 1 группы:
DA – медиана равнобедренного треугольника ВDC с основанием ВС, D =120o, B = 30o. Найдите углы треугольника ADC.
Для II группы:
Треугольник ABD – равносторонний, сторона DB – является медианой треугольника АВС. BAD = 60o, BCA = 30o. Найдите углы DCB, BDC, CBD.
Для III группы:
В треугольнике АВС, AD = BD = DC, BCD = 64o. Найдите DAB.
III гейм "Заморочки из бочки"
Каждая группа по очереди достаёт бочонок с номером. под номером содержится вопрос на доказательство какой-нибудь теоремы на заданную тему. За каждую правильно доказанную теорему группа получает 1 балл. Среди бочонков есть счастливый. Группа, вытянувшая такой бочонок получает призовые 2 очка.
1. Докажите первый признак равенства
треугольников.
2. Объясните, как построить прямую
перпендикулярную данной.
3. Докажите теорему о биссектрисе
равнобедренного треугольника.
4. Докажите второй признак равенства
треугольников.
5. Докажите третий признак равенства
треугольников.
6. Объясните, как построить биссектрису угла.
7. Объясните, как построить угол равный данному.
8. Объясните, как построить отрезок равный
данному
9. Докажите свойство углов при основании
равнобедренного треугольника.
IV гейм "Гонка за лидером"
Каждая группа получает карточки с задачами по количеству членов группы. Та группа, члены которой первыми справятся с решением всех задач получает дополнительно 1 балл. Свои решения, выполненные на листках,учащиеся сдают учителю.
Задачи:
1. АЕ и КМ – биссектрисы равнобедренного треугольника АРК с основанием АК. Докажите, что треугольник АРЕ равен треугольнику КРМ.
2. На рисунке DAB = ABC, АК = КВ. Докажите, что ADB = BCA.
3. На рисунке АВ = ВС, АК = КС, AKE = PKC. Докажите, что треугольник АКЕ равен треугольнику КРС.
4. На рисунке АВ = ВС, AD = DC. Докажите, что BD – биссектриса угла АВС.
5. На рисунке хорды АВ и CD равны. Докажите, что AOB = COD.
6. На рисунке ВD = АС, ОВ = ОС. Докажите, что треугольник АОВ равен треугольнику СОD.
7. Докажите, что треугольник АВО равен треугольнику СОD, если АО = ОС, ВО = ОD. Смотри рисунок.
8. На рисунке изображена окружность с центром О, АВ = СD. Найдите если известно, что AOB = 37o
9. На рисунке B = D, DC = СВ. Докажите, что АВ = DE.
10. На рисунке АВ = АD, ВС = СD, ACD = 121o. Найдите угол 1.
Ш. Подведение итогов урока
В итоге оценка за урок выставляется каждому учащемуся по листу учёта знаний. Члены той группы которая больше всего набрала баллов за игру получают на 1 балл оценку выше, чем члены других группы.