I. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой “художественно-речевая деятельность через театрализованные игры”. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.
II. Начала я работу с подготовительной группы. Проанализировав игры, диагностику по формированию художественно-речевой деятельности детей в этой группе, начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: эстетическое развитие детей через театрализованные игры и художественно-речевая деятельность через театрализованные игры. Поставила перед собой такие задачи:
- Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.
- Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
- Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
- Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
- Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
III. Я изучила много литературы, использовала разнообразные приемы, применила много интересных форм проведения театрализованных игр (Приложение 1) и определила для себя систему дальнейшей работы над темой “Художественно-речевая деятельность через театрализованные игры” в соответствии с поставленными задачами:
1) Согласно возрастным особенностям детей ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки, изготовление кукол-самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации. (Приложение 2)
2) Создание систематически-меняющейся предметно-развивающей среды в театрализованном уголке.
3) Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса. (Приложение 3)
4) Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах. (Приложение 4)
5) Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров.
6) Проведение выставок и конкурсов среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.
7) Использование музыки, танцев, песен в театрализованных играх
8) Ежегодное обследование знаний, умений, навыков театрально-игровой деятельности.
9) В начале и конце года проведение педагогической оценки по всем видам деятельности, которое отражалось в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.
IV. Мне необходимо было создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. На родительском собрании я рассказала родителям о нашей театрализованной деятельности, дети показали инсценировку сказки “Рукавичка”. Объяснила, для чего это нужно, просили родителей помочь. И они включились в работу, помогли в изготовлении реквизита, атрибутов и костюмов. Родители тоже стали поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности. На каждом празднике родители принимали активное участие в роли артистов. Сказку “Рукавичка” мы показали всем детям нашего детского сада. Начало было положено. Затем я с детьми стала проводит различные упражнения на внимание, на развитие воображения: представь себя холодильником, чайником и так далее. Интерес у детей появился. Заметила, что они стали активнее в общении, разговорчивее. Для большего интереса стала использовать персонажи кукольного театра, беседы по произведениям, упражнения по формированию выразительности исполнения – мимики, жестам, позе, интонации, настольный театр, театр игрушек. Использовала некоторые приемы театрализации на занятиях, неизменно вызывающий интерес. (Приложение 5) К сожалению, эта группа ушла в школу, а ко мне пришла I младшая группа – дети 2–3 лет. У этих детей необходимо было формировать простейшие образно – выразительные умения – умение имитировать характерные движения сказочных животных. Дети этого возраста охотно и эмоционально реагировали на потешки, приговорки, песенки, попевки. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок играет в ладушки, притопывает, прихлопывает, двигается в такт. Это забавляет, радует, организует его поведения. Приходилось много петь колыбельных песен – это успокаивало их; веселых песен – это радовало детей. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, чувства, формирует отношение к окружающему миру. Я применяла в этой группе много фольклорного материала, который помог наладить эмоциональный контакт с детками, этот материал помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Много подбирала иллюстративного материала. Речь детей была ещё слабо развитой, словарный запас небольшой, поэтому все тексты я знала наизусть и произносила с определенной интонацией. Подготовила настольные театры по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. Часто показывала и изображала звукоподражанием сказочных животных. Много игр было проведено с выполнением движений, например: “Коза рогатая”, “Ладушки”, “Киска”, “Водичка-водичка”. В группе подготовила уголок ряженья, в котором были юбочки, косынки, фартуки. Сама постоянно рядилась в различные костюмы и проводила занятия в них, что неизменно вызывало у детей восторг. Дети моей предыдущей группы приходили к нам, чтобы показать сказку или поиграть в игры. Малыши с удовольствием приходили в детский сад, они радовались любому занятию с театрализацией и не скучали. Во II младшей группе работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения через театрализованные игры продолжилась. С самого начала учебного года привлекала всех детей к театрализованным играм. Продолжала использовать в работе потешки, хороводы, сказки для всестороннего развития детей: в развитии познавательной деятельности, речи, для развития движений, любознательности, интереса к театрализованным играм. Потешки использовала как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, Катя повторяла “Баю-баюшки-баю”. Со временем у нас появился пальчиковый театр, который вызвал восторг у детей. Каждый понедельник у нас “День радостных встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, теневой, театр картинок, настольные игры, кукольный, кукла би-ба-бо. Всё это вызывает неизменный интерес и дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили. У детей появилось желание самим активно действовать. В группе создан театрализованный уголок, где регулярно меняется оформление. Для родителей оформила стенд с фотографиями, где изображены дети в тои или иной роли. Родители наших детей активно мне помогают: они принимали участие в заседании кружка “Театральная гостиная”, где мы занимались изготовлением атрибутов к играм. Дети при этом присутствовали и предлагали посильную помощь мамам. Родители также изготовили ширму для настольного театра, некоторые предметы для оформление наших драматизаций, мамы приняли участие в выставке игрушек, сделанных своими руками из бросового материала. Большую помощь в организации театрализованных игр мне оказывает второй педагог с группы. Без взаимопонимания не было бы той интересной работы, которая ведется с детьми.
V. Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует мое участие, участие детей, родителей и второго педагога. Оно требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин, аудиокассет. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. (Приложение 6) С целью определения художественно-речевых умений через театрализованную деятельность использовала различные формы диагностики:
Во-первых: использовала таблицу знаний, умений и навыков, что позволило определить способности детей к импровизации к действиям с куклой, умение драматизировать и инсценировать сказки и стихи.
Во-вторых: проводила наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, за умением понимать и пользоваться речью.
В третьих: в начале и конце каждой возрастной группы проводила диагностику показателей уровня и качества знаний по развитию связной речи, по развитию фонематического слуха, активизации словаря. Данные диагностики приложены к каждой возрастной группе.
Обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи. В течении нескольких лет я проводила диагностику и в каждой возрастной группе замечала неподдельный интерес к театрализованным играм. В средней группе речь детей заметно улучшилась, они знают много стихов, сказок, умеют придумывать загадки, эмоционально и выразительно могут импровизировать с отдельно взятыми или предложенными им предметами. Таким образом я могу сказать, что основная часть детей умеет общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или игре - драматизации, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют на игры. Но есть в группе ещё дети, которые из-за своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. В таком случае использую кукольный театр, театр игрушек, настольный театр и тогда ребенку легче преодолеть неуверенность.
VI. Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх. Работу над темой “Художественно – речевая деятельность через театрализованные игры” я буду продолжать, опираясь на возрастные особенности. Хочется обогатить их пока ещё небольшой театральный опыт: дать знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Уже начала собирать материал, иллюстрации. Родители наших детей очень активно откликаются на все предложения воспитателей и доброжелательно относятся к нашим задумкам. В группе уже проведены различные выставки поделок из природного материала, мягких игрушек, кукол для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. Дети восторженно отзываются о поделках мам, придумывают им имена, действия. Очень хочется иметь в детском саду “Комнату сказок”, чтобы в неё могли приходить дети разных групп и помечтать – побывать в сказке. Мечтаю создать совместный с детьми родительский театр “Театр для всех”. Я в этом заинтересована и думаю, что у нас – родителей и детей это должно получиться.