Тема урока: "Трехмерные фигуры"

Разделы: Информатика


Задачи данного урока:

  • модификация параметров фильма;
  • изучение инструментов Стрелка, Линия, Овал, Прямоугольник, Заливка;
  • использование различных способов заливки: от одноцветной до градиента;
  • перемещение объектов;
  • группировка объектов;
  • создание трёхмерной картины с помощью элементарных геометрических фигур.
  • сохранение и тестирование результата.

РЕЗУЛЬТАТ

Рисунок 1.

Создание файла

Запустите Macromedia Flash. Обычно при запуске сразу создается новый пустой файл. Если этого не произошло, создайте новый файл вручную.

Подготовительный этап

Как правило, новый файл имеет белый цвет фона. Если это не так, вызовите диалоговое окно настройки параметров видеоклипа и, нажав на кнопку напротив надписи Background color (цвет фона), выберите белый цвет в появившейся таблице цветов. Затем нажмите "ОК".

Рисунок 2.

Необходимо также убедиться что у вас включен "магнит" на главной панели (не на панели инструментов!). В большинстве случаев это упрощает рисование и редактирование, так как в этом случае указатель мыши автоматически примагничевается к наиболее важным (с точки зрения Flash) точкам на сцене.

Если главная панель не отображена на экране, то включите её. Посмотрите на панель - магнит должен быть включен:

Рисунок 3.

Рисование шара

Выберите инструмент "Овал". Выберите стандартные цвета для рисования: чёрные линии, белая заливка. Нарисуйте круг в произвольном месте сцены. Благодаря включенному магниту, Flash будет помогать Вам сделать действительно ровный круг. Вы получите заготовку для шара. Если Вам не понравится результат, Вы можете отменить последнее действие и попробывать ещё раз.

Рисование тени шара

Для того, чтобы создать контур тени шара, нарисуйте сильно вытянутый овал, небольшой высоты и чуть больше уже нарисованного шара по ширине. Обратите внимание на то, чтобы он не пересёк шар, иначе он нарисуется поверх него, что в данном случае неприемлемо - ведь Вы должны нарисовать тень, которая должна находится позади шара. У Вас должна получиться примерно такая картина:

Рисунок 4.

 Совмещение тени и шара

Теперь необходимо поместить шар над его тенью. Для этого сперва нужно его выделить. Выберите инструмент "Стрелка" и дважды щёлкните внутри шара.

Обратите внимание! Одинарный щелчок мышкой выделит только заливку шара, в то время как двойной щелчок выделит и заливку и контур.

Выделив шар, перетащите его так, чтобы он оказался над тенью. Для этого "схватите" его, зажав левую кнопку мыши, перетащите на нужное место и отпустите кнопку мыши.

Чтобы снять выделение с шара, щёлкните левой кнопкой мыши в любой пустой участок сцены. В результате должно получиться примерно следующее:

Рисунок 5.

Раскраска шара и его тени

Сейчас шар уже имеет заливку - однородного белого цвета. Разумеется, это выглядит крайне скучно и плоско. Для того чтобы придать шару объём, необходимо разукрасить его при помощи радиального градиента. Выберите инструмент "Заливка", затем нажмите на кнопку выбора цвета заливки и выберите из таблицы красно-чёрный градиент.

 Рисунок 6.

Теперь щёлкните мышкой внутри шара - он окрасится плавным переходом от красного цвета к чёрному. Такой плавный переход называется градиентом. Обратите внимание, что центром градиента является та точка, в которую Вы щёлкнули мышкой. Пощёлкайте мышкой в различных точках шара и попытайтесь добиться эффекта того, что шар освещён со стороны. Иначе говоря, Вам необходимо добиться такого результата:

Рисунок 7.

Теперь нужно закрасить тень. Выберите тёмно-синий цвет заливки (числовое обозначение #000066) и щёлкните внутри тени.

Группировка

Сейчас шар и его тень являются двумя отдельными объектами. Если Вы выделите шар с помощью инструмента "Стрелка" и попытаетесь передвинуть его, то увидите, что он отделится от тени. Причём в тени останется выемка - дело в том, что когда мы поместили шар над тенью, та часть, которая оказалась под шаром была "съедена".

Если Вы попробовали переместить шар, отмените свои последние действия, чтобы шар вернулся на своё место.

Для того чтобы появилась возможность быстро передвигать шар вместе с тенью, необходимо их сгруппировать. Сгруппированные объекты перемещаются все вместе. Кроме того, при помещении группы объектов над каким-либо другим объектом, та его часть, которая окажется закрытой, не будет "съедена".

Рисунок 8.

Для того, чтобы сгруппировать объекты, необходимо сначала их выделить. Выберите инструмент "Стрелка", нажмите левую кнопку мыши в углу сцены и, не отпуская кнопки, проведите прямоугольник таким образом, чтобы он захватил целиком шар и тень, затем отпустите кнопку. При этом оба объекта должны выделиться. Теперь можно их сгруппировать. При этом вокруг шара с тенью должен появиться голубой прямоугольник, что будет говорить о том, что данные объекты представляют теперь группу.

Рисунок 9.

 Рисование куба

Теперь нарисуем куб. Для начала опять поставьте цвета по умолчанию. Затем выберите инструмент "Прямоугольник" и нарисуйте на сцене квадрат. Магнит поможет Вам нарисовать его идеально ровным.

Рисунок 10.

Теперь выберите инструмент "Линия" и проведите линии таким образом, чтобы из квадрата получился куб. Благодаря магниту, Вам будет просто провести строго горизонтальную и вертикальную линии и соединить концы этих линий с углами квадрата.

Рисунок 11.

Тень куба

Теперь с помощью линий нарисуйте тень куба. При этом Вы можете столкнуться с некоторыми трудностями: некоторые линии, которые должны быть строго горизонтальными или вертикальными могут получаться наклонными. Не обращайте на это внимание, рисуйте, как получится: такие дефекты можно легко устранить. Допустим, у Вас получилась такая тень:

Рисунок 12.

 Для того чтобы исправить кривизну, выберите инструмент "Стрелка". Наведите курсор мыши на тот угол, который необходимо исправить. При этом курсор должен стать таким, как показано на рисунке.

Рисунок 13.

Нажмите кнопку мыши и, не отпуская, переместите угол так, чтобы исправить дефект. Когда нужная позиция найдена, отпустите кнопку. Не исключено, что Вам может потребоваться переместить несколько углов для устранения дефекта. В таком случае, сделайте это. В конечном итоге Вы должны получить примерно такой результат:

Рисунок 14.

 Раскраска куба и его тени, группировка

Вначале раскрасьте тень. Действовать нужно так же, как и в случае с тенью шара: включите инструмент "Заливка", выберите тёмно-синий цвет заливки (цифровое обозначение #000066) и щёлкните мышкой внутри тени.

Для закраски самого куба выберите зелёный градиент и раскрасьте переднюю и верхнюю грани, стараясь выбрать точку как можно ближе к левому верхнему углу. У вас должно получиться так:

Рисунок 15.

Правая грань являются теневой, поэтому закрасьте её однородным тёмно-зелёным цветом. Для этого выберите цвет с цифровым обозначением #003300.

Когда раскраска завершена, сгруппируйте куб с тенью. Для этого выберите инструмент "Стрелка" и опоясойте эти объекты прямоугольником. Затем вызовите команду "Группировать". В результате у Вас должна получиться такая картина:

Рисунок 16.

Рисование плоскости

Теперь нужно нарисовать плоскость, на которой стоят шар и куб. Выберите инструмент "Линия" и нарисуйте две горизонтальные линии: в верхней части сцены короткую, а в нижней - длинную. Длинная линия может даже выходить за границы сцены, ничего страшного в этом нет. Когда линии нарисованы, соедините их концы двумя другими линиями.

Теперь выберите инструмент "Заливка", установите ярко-синий цвет (например, #0000CC или #0000FF) и щёлкните мышкой внутри трапеции. У Вас должно получиться примерно так:

Рисунок 17.

Позиционирование объектов

Рисуя объекты, мы почти не обращали внимания на их положение на сцене. Это и понятно: ведь ещё трудно было понять, как их лучше разместить. Теперь, когда картина практически готова, можно расставить объекты так, как больше нравится. Благодаря тому, что шар и куб являются сейчас группами, они будут перетаскиваться вместе со своими тенями и не будут "выедать" куски из синей плоскости.

Выберите инструмент "Стрелка" и начните перетаскивать шар и куб, пока Вам не покажется, что картина выглядит достаточно красиво. При перетаскивании объектов Вам, возможно, будет мешать магнит. В этом случае можно выключить его. Объекты можно расположить, например, так:

Рисунок 18.

Сохранение и тестирование

Теперь, когда рисунок готов, нужно его сохранить на диск. Вызовите команду сохранения. При этом появится диалоговое окно, в котором Вам необходимо выбрать папку, в которую будет сохранён файл и имя файла. Файлы, которые содержат редактируемые фильмы Flash, имеют расширение .FLA.

После того, как файл сохранён, стоит протестировать результат, т.е. посмотреть, как рисунок будет выглядеть не в редакторе, а в Flash-плейере. Вызовите команду тестирования фильма. Разумеется, у Вас пока получился не фильм, а только рисунок, но можно считать его фильмом, состоящим из одного кадра.

При вызове команды тестирования, происходит процесс компиляции: анализируется весь фильм и создаётся файл с расширением .SWF, который содержит ровно столько информации, сколько необходимо для воспроизведения. Именно эти файлы проигрываются Flash-плейером, помещаются на Web-страницы и т.д. Редактировать SWF-файлы нельзя.

Если Вы пожелаете сохранить результат в виде графического файла одного из популярных форматов (например, GIF или JPEG), Вам стоит воспользоваться командой экспорта рисунка. После вызова этой команды появится диалоговое окно, предлагающее указать папку, имя и формат файла. Затем появится окно выбора дополнительных настроек экспорта. С ними Вам стоит поэкспериментировать самостоятельно.

Задание

Нарисуйте, используя Macromedia Flash, следующий рисунок:

Рисунок 19.