Предлагаемый Вашему вниманию урок по теме “Многообразие мира профессий” (см. Приложение 1 – конспект урока) составлен в соответствии с программой профориентационного курса “Человек-труд-профессия” для учащихся 9-х классов, разработанной преподавателями межшкольного учебного комбината г. Лабытнанги и реализуемой в системе предпрофильной подготовки учреждения. Программа курса призвана помочь учащимся соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.
Предлагаемый урок является вводным занятием в профориентационный курс “Человек-труд-професиия”, который может осуществляться за счет часов, отводимых на трудовое обучение, общественно-полезный труд, факультативные занятия.
Занятие проводится в течение двух ученических часов в компьютерном классе, имеющем выход в сеть Интернет по выделенному каналу. На уроке применяется компьютерная презентация. С помощью программы Master Aye демонстрируются слайды на всех ученических компьютерах, так же в ходе урока проводится тестирование в режиме On-line.
Цель урока:
- ознакомить учащихся с объемом, задачами и содержанием предлагаемого профориентационного курса. Сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности и познакомить учащихся с различными способами классификации профессий, выработать умение ориентироваться в мире профессий.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с основами жизненного и профессионального самоопределения;
- сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности;
- ознакомить со способами классификации профессий;
- выработать умение ориентироваться в мире профессий.
По типу – это комбинированный урок, состоящий из следующих этапов:
- Организационный момент, сообщение темы и целей (3 минуты);
- Изучение нового материала (45 минут);
- Закрепление изученного материала (15 минут);
- Проверка усвоения материала (12 минут);
- Подведение итогов урока (5 минут).
Вашему вниманию представлена технологическая карта, более подробно раскрывающая содержание урока, его цели и задачи.
Технологическая карта
Предмет, класс | Профориентационный курс “Человек-труд-профессия” 9-й класс |
Тема урока | “Многообразие мира профессий” |
Содержание урока |
|
Актуальность использования ИТК | Структурно, компактно и удобно организованная информация в форме презентаций. |
Цель урока | Ознакомить учащихся с объемом, задачами и содержанием предлагаемого профориентационного курса. Сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности и познакомить учащихся с различными способами классификации профессий, выработать умение ориентироваться в мире профессий. |
Задачи урока | 1.Обучающие:
|
2.Воспитательные: Воспитание внимательности, усидчивости расширение творческой, общественно – значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формирование нравственной и эстетической культуры. | |
3.Развивающие: Развитие самосознания представления о себе, а так же интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация “Многообразие мира профессий” Слайды: 1. “Система предпрофильной подготовки МОУ МУК” 2. “Внутренний мир человека и возможности его познания. Понятия профессии и специальности” 3. “Представление о себе и проблема выбора профессии” 4. “Мир профессий и классификация профессий” 5. Закрепление материала |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютерный класс, объединенный локальной сетью, имеющий выход в Internet; программа MasterEye или мультимедийный проектор и экран. |
Межпредметные связи |
|
В организационной структуре урока представлены этапы занятия, их продолжительность и содержание.
Организационная структура урока
ЭТАП 1. |
|
|
|
Цель | Целеполагание и мотивация |
Длительность этапа |
5 минут |
ЭТАП 2. |
|
Изучение нового материала | 2.1. Введение. Представление системы
предпрофильной подготовки в Межшкольном учебном
комбинате
(Показ презентации: “Система предпрофильной подготовки в Межшкольном учебном комбинате” см. Приложение 2, 1-5 слайд). 2.2. Рассказ о внутреннем мире человека и возможностях его познания. Понятия профессии и специальности (выполнение теста на определение самооценки см. Приложение 3) (Показ презентации: “Внутренний мир человека и возможности его познания. Понятия профессии и специальности” см. Приложение 2, 6-24 слайды). Минутка отдыха (ряд упражнений для снятия напряжения глаз и тела при работе за персональным компьютером). 2.3. Рассказ о профессиональном самоопределении и проблеме выбора профессии. (Выполнение компьютерного профориентационного теста Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности см. Приложение 4) (Показ презентации: “Представление о себе и проблема выбора профессии” см. Приложение 2, 25-27 слайды). 2.4. Беседа об основных признаках профессиональной деятельности способах классификации профессий. (Показ презентации: “Мир профессий. Классификация профессий” см. Приложение 2, 28-33 слайд). |
Цель | Осознание нового учебного материала, размышление о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. |
Длительность этапа | 55 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
|
Формы организации деятельности учащихся |
|
Функции преподавателя на данном этапе | Организующая и информирующая |
ЭТАП 3. |
|
Закрепление изученного материала | 3.3.1. Распределение профессий по условиям труда: 3.3.2. Распределение орудий (средств) труда 33.3. Распределение профессий по предмету труда |
Цель |
|
Длительность этапа | 15 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Использование презентации в ходе опроса см. Приложение 2, 34-36 слайд) |
Формы организации деятельности учащихся |
|
Функции преподавателя на данном этапе | Корректирующая и контролирующая. |
ЭТАП 4. |
|
Проверка усвоения материала | Фронтальный опрос: 1. Назвать виды самооценки? 2. Дать определение понятиям профессия, специальность, должность (привести примеры)? 3. Перечислить, с помощью каких признаков, можно подробно описать профессию? 4. Объясните, почему выбор профессии это сложное и важное дело, от которого во многом зависит будущая судьба человека? 5. Назовите, какими правилами необходимо пользоваться при решении проблемы “кем быть”? 6. Перечислите основные признаки квалификации профессий по Е.А. Климову? |
Цель | Определение уровня усвоения и понимания материала урока. |
Длительность этапа | 12 минут |
ЭТАП 5. |
|
Подведение итогов урока |
|
Цель | Дать анализ и оценить успешность
достижения целей и задач урока. Наметить перспективу последующей работы. |
Длительность этапа | 5 минут |
Используемые в ходе урока методы обучения, такие как словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ рисунков в презентациях, схем, таблиц); компьютерные тесты: тест на определение самооценки и тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности, позволяют повысить эффективность урока и активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Используемые на уроках информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) решают проблему дефицита наглядности, так как позволяют использовать многочисленные иллюстрации, схемы, анимацию. И одной из эффективных форм передачи и восприятия информации является компьютерная презентация, которая используется в качестве сопровождения урока.
Применение ИКТ на предполагаемом уровне позволит:
- рационально организовать учебный процесс;
- привлечь и заинтересовать учащихся;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- облегчить и повысить уровень усвоения учебного материала.
Использование ИКТ в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Применение компьютерных технологий делает процесс обучения более наглядным, насыщенным и интересным для учащихся, а также значительно облегчает работу преподавателя при подготовке и проведении урока.
Более подробный конспект урока представлен в приложении.
Список используемой литературы
- В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер Технология успеха: Учеб. для 10-11 кл.: – М.: Просвящение, 2003
- Е.Е. Смирнова На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.
- Е.Н. Прощицкая Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение,1991.
- М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, Д.С. Чернейко Дорога в будущее (самоучитель для начинающих профессиональный путь).: СПб, 2000.
- Программа профориентационного курса “Основы выбора профессии и профессионального самоопределения” .Екатеринбург. Тема: 1, 2, 14.
- С.Н. Чистякова Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 кл: Учеб. пособие.: “Академия”, 2004.
Список используемых WEB – ресурсов
- www.Referatik.Ru (Профориентация и понятия профессиональной пригодности).
- http://testonline.webservis.Ru /Тесты/Online/Ваша самооценка/.
- http://muk.lbt Тесты/Online/Профориентационный тест Л.А. Йовайши.