Цели и задачи урока:
- проверить умение учащихся решать расчетные задачи разных типов, выяснить знание уравнений связи физических величин;
- в занимательной форме повторить методику решения расчетных задач базисного курса химии;
- развивать навыки самоанализа, анализа, выбор рациональных приемов;
- воспитывать этические нормы поведения в ходе урока.
Оборудование: черный ящик: аптечные весы, разновесы, мерный цилиндр, стакан с водой, колба, навеска соли. Плакаты с вопросами; волчок; карточки с номерами вопросов; песочные часы.
Ход урока. Класс разделен на три равные по силам команды “знатоков”, в центре класса – игровой стол.
Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Перед вами трудная задача. Каждый в составе своей команды должен показать знания и умения решать задачи и помочь своей команде как можно дольше продержаться за игровым столом.
Та команда, у которой будет больше правильных ответов, получает “пятерки”. Кроме командного зачета можно получить и личный зачет (решенная задача сдается на отдельном листке с фамилией и номером вопроса, до ответа команды). Время на решение задач определено вопросом (контролировать его помогают песочные часы).
Для выбора команды, которая первая займет место за игровым столом, проведем графический диктант, включающий 10 вопросов.
(Ученикам раздаются заранее приготовленные листочки с начерченной прямой, разделенной на 10 отрезков и пронумерованные соответственно вопросам диктанта, отвечают ^ – да, ___ – нет.)
“Ключ – пропуск”.
- Масса вещества, есть произведение молярной массы к количеству вещества.
- Щелочные металлы реагируют с водой.
- Валентность серы в оксиде серы SO3 равна 4.
- Один моль любого газа при н.у. занимает объем, равный 22,4 л/моль.
- Единица измерения относительной молекулярной массы г/моль.
- Число Авогадро равно 6,02 ? 10 23 моль –1 .
- Закон сохранения массы вещества используют при расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций.
- При гидролизе белков получают аминокислоты.
- Можно ли по представленной формуле вычислить объем раствора V=p/m.
- Если вычесть из массы смеси массу примесей, то получим массу чистого вещества.
Ключ для проверки.
Поводим итог: та команда, у которой больше правильных ответов, первой занимает место у игрового стола и крутит волчок.
? 1. Вопрос содержит головоломку “Уравнения связи”.
За 3 минуты в квадрате по вертикали, горизонтали и диагонали вычеркнуть 20 уравнений связи, а зашифровано их 25.
? 2. Перед вами решение задачи, где допущена ошибка, найдите ее за три минуты и предложите правильное решение.
? 3. За три минуты предложить 3 способа решения задачи условия, которой перед вами.
Смешали 100гр 20 %-го раствора и 50гр 32 %-го раствора некоторого вещества. Какова массовая доля растворенного вещества во вновь полученном растворе.
? 4. Перед вами краткая запись задачи за три минуты составьте условие и решите ее.
? 5. За одну минуту обозначить физические величины и дописать единицы измерения.
? 6. “Блиц – вопрос”.
За игровым столом один игрок, которого выбирает команда.
За 1 минуту предстоит ответить на 3 вопроса.
- Зная массовую долю элемента вещества и относительную молекулярную, атомную массы, что можно вычислить?
- Что больше масса практическая или масса теоретическая?
- Чему равен объем 1 моль газа при условии: T = 273 K (O o C), P = 101 325 Па ( 1 атм)?
(Ответ: n = ).
(Ответ: m теор. )
(Ответ: V = 22,4 л)
? 7. В условие задачи включили лишнее данное, за 3 минуты решите задачу и назовите это условие.
Юный химик на занятии кружка решил получить азотную кислоту реакцией обмена между нитратом калия и концентрированной серной кислотой. Вычислите массу азотной кислоты, которую он получил из 20,2г нитрата калия, если массовая доля выхода была 0,98.
? 8. “Черный ящик”.
В черном ящике все необходимое оборудование, которое вам будет нужно для приготовления раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. За 2 минуты назовите, что в черном ящике.
? 9. За 2 минуты составьте условие задачи и решите ее, если даны следующие параметры:
н.у.; V ( SO 2) – ?; m ( S ) = 3,2 г.
? 10. Из четырех предложенных решений задачи за 3 минуты нужно выбрать одно правильное.
Какой объем углекислого газа (н.у.) выделится при сжигании 500г угля, содержащего 8 % негорючих примесей.
Подведение итогов урока.
Учитель: В начале урока перед вами стояла трудная задача, но вы успешно справились, команда – знатоков получает медали “Самый умный” и отметка “пять”. Отметки за задачи в личный зачет будут выставлены на следующем уроке.
Литература:
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии М.: Просвещение, 1989;
- Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач Ростов Н/Д: “Феникс”, 2001;
- Ковальчукова О.В., “Учись решать задачи по химии”, М.: “Поматур”, 2002.
- Шамова М.О., “Учимся решать расчетные задачи по химии”, М.: “Школа – Пресс” 1999.