Игры и игровые приемы обучения приобрели особое значение в условиях современного коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам и занимают в настоящее время прочное место в практике преподавания иностранных языков на разных уровнях. Игра – прекрасный способ погрузиться в язык; она стимулирует воображение, способствует развитию спонтанной речи, заставляет активизировать полученные знания.
Игры способствуют не только речевой, но и языковой практике, являясь эффективным способом повторения языковых явлений.
Учитель вправе выбрать для проверки тот материал, который ученики знают или должны знать, не привлекая внимания к этому вопросу. Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь брать на себя ответственность.
Особое значение приобретают игры, известные детям из их жизненного опыта на родном языке:
- Если уже ребята играли в такую игру, то они чувствуют себя уверенными в том, что должно произойти и что им придется делать;
- Учитель уверен, что контекст игры понятен ребятам;
- Даже стеснительные и медлительные ученики не будут бояться, т.к. они знают, чего ожидать.
Много игр носят состязательный характер, где победителем может быть как один человек, так и команда; использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека. Кроме того, ребятам нравятся игры с элементом удачи, который добавляет увлеченность игре.
Языковые игры можно использовать не только в качестве элемента урока, но и в качестве повторительно-обобщающих после изучения какой – либо темы или раздела, а также перед каникулами или в конце учебного года.
Одной из возможных игр является предлагаемая игра “Sea Search” на основе всем известной игры “Морской бой”. Одним из достоинств игры является возможность беспроблемного изменения заданий при сохранении содержания игры. Количество заданий также может меняться при соответствующих изменениях игрового поля. Далее рассматривается алгоритм игры.
SEA SEARCH
Возраст учащихся: с 4 по 8 класс (при соответствующем подборе заданий).
Количество игроков: любое (рассматриваемая здесь игра рассчитана на группу из 10 человек). Группа делится на две команды. Каждому игроку дается значок – символ команды.
Время: около 40 – 45 минут.
Сюжет игры
На тренировочной базе военно–морского спецназа “Brave Seals” проходят учения по подводным погружениям. Курсанты поделены на две команды: “Green Seals” и “Grey Seals”. Задача команд: найти на дне моря 5 замаскированных подводных лодок. За каждую удачную находку курсанты получают 10 очков. Необходимо как можно быстрее найти лодки, набрав максимальное количество очков.
Правила игры
Курсанты получают право выполнить погружение в соответствующий сектор, только если правильно ответят на вопрос соответствующего задания. При неверном ответе команда пропускает ход, а команда противника может ходить два раза. Если при верном ответе лодки в данном секторе не оказалось, команда получает 5 очков за профессионально выполненное “погружение”. На дне курсантов могут ожидать счастливые находки (сундук, золотая рыбка) или им придется столкнуться с неприятностями (морская мина, осьминог противника).
Игровое поле и фигуры
Игровое поле – “двухслойное”; первый “слой” рисуется на доске и на поле прикрепляются игровые фигуры, второй “слой” - вырезанные из бумаги квадраты с рисунком морского дна на магнитах закрывают основное игровое поле.
Пример поля и фигур
Количество полей – 2 (на каждую команду).
Фигуры расставляются на полях произвольно.
A |
B |
C |
D |
E |
|
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
Подводные лодки – по 5 фигур на каждое игровое поле. За находку лодки команда получает 10 очков.
Вражеский осьминог – по 1 фигуре на каждое поле. Если команда встречает осьминога, то он “крадет” половину очков.
Морская мина – по 1 фигуре на каждое поле. Если команда находит мину, весь ее счет “взрывается”.
Сундук с сокровищами – по 1 фигуре на каждое поле. Если команда находит сундук, имеющиеся на ее счету очки удваиваются.
Золотая рыбка – по 1 фигуре на каждое поле. Если команда встречает рыбку, то к ее счету добавляется половина.
Данный рисунок можно использовать в качестве эмблемы участника команды. Эмблема выдается каждому участнику и раскрашивается в соответствующий цвет.
Пример заданий для игры
Игра с данными заданиями проводилась в 6 классе в конце четверти перед каникулами. Задания даны на обе команды.
Task for the Grey Seals.
SECTION A. Here you need knowledge of grammar.
1. My friend (to have) a dog.
2. What you (to do) now?
3. We (to go) to London last summer.
4. My sister (not to like) orange juice.
5. Our Granny (to come) to us next week.
SECTION B. Here you need knowledge of a foreign country.
1. Where is Great Britain situated?
2. Who is the official head of Great Britain?
3. What is the symbol of England?
4. How many parts does London consist of?
5. What is the Queen’s residence in London?
SECTION C. Here you need logic.
Make sentences out of the words.
1. Breakfast, now, having, we, in, kitchen, are, the
2. Dogs, is, mother, of, my, big, afraid
3. Will, tomorrow, my, I, and, go, the, friend, to, cinema
4. Where, you, holidays, spend, your, did, summer
5. At school, like, my, do, tests, friends, not
SECTION D. Here you need creative abilities.
1. Make a short poem with words: lake, cake, dream, scream.
2. Solve the puzzle: Two dogs in front of a dog, two dogs behind the dog, one dog is in the middle. How many dogs at all?
3. Read this poem as if you are cold:
I am a snowman, I am big and fat
This is my stick, this is my hat.
4. Act the play without words. Your rivals should guess!
A bear is trying to catch a hare.
5. Be ready to draw a cat with your eyes closed.
SECTION E. Here you should be very attentive.
Find and correct the mistakes.
1. Moscow is a city very big.
2. My mother work in a bank.
3. My father watches TV now.
4. He’s like watching TV.
5. On Sundays we doesn’t go to school.
Task for the Green Seals.
SECTION A. Here you need knowledge of grammar.
1. My friends (not to like) read poems.
2. My brother (to go) to the cinema tomorrow.
3. Where you (to be) yesterday?
4. The children (to play) football now.
5. My parents (to have) a car.
SECTION B. Here you need knowledge of a foreign country.
1. What is the capital of Great Britain?
2. How many parts does Great Britain consist of?
3. Who is the real head of Great Britain?
4. What is the official name of Great Britain?
5. How many Houses does the British Parliament consist of?
SECTION C. Here you need logic.
Make sentences out of the words.
1. very, my, to, football,play, friend, much, likes
2. in, yard, the, are, children, now, playing
3. what, did, see, yesterday, film, you?
4. apples, my, of, mother, is, fond
5. will, to, we, the South, next, go, summer
SECTION D. Here you need creative abilities.
1. Make a short poem with words: dog, frog, how, wow!
2. Solve the puzzle: In the morning it goes on four legs, in the daytime – on two legs, in the evening – on three legs. What is it?
3. Read this poem as if you are angry:
I am a snowman, I am big and fat
This is my stick, this is my hat.
4. Act the play without words. Your rivals should guess!
A gardener is watering a flower.
5. Be ready to draw a hare with your eyes closed.
SECTION E. Here you should be very attentive.
Find and correct the mistakes:
1. Do she play the piano?
2. Jane is sit on the grass.
3. We wears uniform at school.
4. I very much like bananas.
5. Today was Monday.
Алгоритм игры
В начале урока объясняется сюжет игры и правила. Затем группа делится на две команды и раздаются задания. На подготовку к “погружениям” дается примерно 10 минут (из опыта работы с данной игрой можно отметить, что ребята в команде распределяют задания, поэтому времени на подготовку достаточно). Затем начинаются “учения”.
В качестве примера привожу отрывок из игры.
Student (S) – We choose B – 5.
Teacher (T) – O’K. What’s your answer?
S. – British Parliament consists of two Houses: the House of Lords and the House of Commons.
T. – Right. Now let’s see what there is at the bottom. Oh, a miss! But you dived very well and you score 5 points. Now, Grey Seals, it’s your turn.
S. – We choose C – 4. The sentence is “Where did you spend your summer holidays?”
T. – That’s right! What is there at the bottom? A submarine! You score 10 points. Now Green Seals take turn.
S. – We choose A – 1. “My friend doesn’t like to read poems.”
T. – Correct. And you’ve found a chest! Your score doubles. Now Grey Seals.
S. - We have the answer for E – 1. “Moscow is very a big city.”
T. – No, that’s wrong! Haven’t you got any other variants? No? Then you miss a turn. Green Seals may dive twice. ….. etc.
В конце игры подводятся итоги, обсуждаются задания (что было трудно, что понравилось, что не понравилось и т.п.). На следующем уроке (если необходимо) можно сделать разбор заданий и работу над ошибками.
В заключение можно отметить, что применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в его изучении. Известно, что если какое – то дело доставляет удовольствие, то оно запоминается надолго. Игра, доставляя удовольствие, будет развивать мотивацию для дальнейшего изучения языка и способствовать положительному к нему отношению.